Где "нексия" дешевле "шестерки"

ГДЕ «НЕКСИЯ» ДЕШЕВЛЕ «ШЕСТЕРКИ»

]

РЫНОК

ГДЕ «НЕКСИЯ» ДЕШЕВЛЕ «ШЕСТЕРКИ»

Что такое базар для узбека, можно не объяснять. Даже термин в республике возник: базаростроение. В одном только Ташкенте их, старых и совсем новых, без малого три сотни. Суета, пестрая смена событий, цветные горы тяжелых помидоров, ароматных дынь, звонких арбузов, прозрачного, тугого винограда. Похожий на спектакль торг покупателя с продавцом, запах шашлыков, горячих лепешек и самсы... Это своеобразная форма жизни!

Но есть среди ташкентских базаров один особенный — автомобильный. Сюда по субботам и воскресеньям с самого раннего утра стекается моторизованная или только мечтающая о колесах публика.

На авторынке узбекской столицы старых, блеклых машин нет. Здесь свое отношение к технике. «Кишлачник!» — с долей превосходства говорят о тех, кто ездит на грязной или просто неухоженной машине. Автомобиль должен блестеть, отражая всеми поверхностями ослепительное узбекское солнце. И хозяин (чаще его жена), без конца моющий выставленную на продажу «красавицу», здесь обычная картина.

Как в автосалоне, стоят новехонькие «тойоты» и «линкольны», нет-нет да и мелькнет даже «шестисотый» «Мерседес». В соседней Киргизии — сверхльготные условия растаможивания, а возвращающиеся туда немцы, не снискавшие удачи на исторической родине, везут с собой автомобили. Часть перетекает в Узбекистан. Цены — смешные. За совершенно свежий " Ниссан Максима", например, просят всего 13 тыс. долларов (правда, без растаможки, которая, говорят, обойдется еще тысяч... в пять).

Самая же интересная часть базара — та, где продается продукция прямо с завода «УзДэуавто». На огромной территории — буквально вчера сошедшие с заводского конвейера, с затянутыми полиэтиленом сиденьями (кстати, здесь вообще принято продавать машины с салоном в пленке) — «нексии», «тико», «дамасы» всех цветов и комплектаций. Стоят рядами: в несколько шеренг — «Нексия», за ними — «Тико»... Идешь мимо и стоит замешкаться возле какой-нибудь, продавцы чуть ли не за руки хватают: бери!

Цены — сногсшибательные.

— Почем? — спрашиваю хозяина «Нексии» в полной комплектации (электростеклоподъемники, кондиционер, гидроусилитель руля и т. д.), модного цвета «кашемир беж» (в обиходе «брызги шампанского»).

— Семь, — отвечает.

— Чего «семь»? — не сразу понимаю.

— Тысяч долларов, — и, неверно расценив мой недоуменный взгляд, тут же добавляет. — Будешь брать — за шесть пятьсот отдам.

Нет, это не сон. На ташкентском базаре абсолютно новую «люксовую» «Нексию» продают за $6500. А поторговавшись, можно купить и за 6000. Базовая же комплектация обойдется всего в $5500! Уже не было удивления в ряду «Тико», где звучали цифры $2900–2500.

Увы, мы можем только позавидовать. Нас это никак не касается. И хотя ужасно хочется прямо тут же что-нибудь купить — нельзя! Ведь у автомобилей, продающихся в Узбекистане, нет очень важного для нас документа — сертификата происхождения товара (формы СТ-1), выдаваемого Торгово-промышленной палатой Узбекистана. А без него купленную в республике машину придется растаможивать «по полной программе», как корейскую. Чтобы получить форму СТ-1, автомобиль нужно покупать официально, а это уже совсем другие деньги: «Нексия» — от $10 000, «Тико» — от $6000, и то для дилеров — юридических лиц (да не на базаре, а во внешнеторговой фирме).

Так что приходится бродить по базару среди узбекских «дэу» и облизываться, как кот на сметану. Хотя...

— Бери, — уговаривал продавец. — Из России приезжают, покупают.

— А провозят как? — «наивничаю» я. 

— Как? Договариваются... — расплывчато объяснил хозяин. И даже назвал цену «договора» — тысяча долларов.

Правду он говорил или просто очень хотел продать свой товар — неизвестно. Но слухи о том, что россияне покупают-таки на рынке узбекские машины, ходят и им веришь, зная нравы отдельных, так сказать, представителей таможни.

Да, дешевую «Нексию» купить не судьба. А как обстоит дело с российскими моделями?

И тут ждала убийственная информация. Цена вазовской «шестерки» — $6000, а «Волга» — от $10000! Эти машины — самые престижные в Узбекистане, и, скажем, максимальная цена GAZ 31029/">GAZ 31029 в день посещения базара была $13000! Устаревшие заднеприводные машины — ненадежно собранные, некомфортные — оказались намного дороже гораздо более современных моделей "Дэу". Чудеса, да и только!

Разгадка была простой. В республике сложилось представление о российских машинах, как о наиболее приспособленных к местным условиям — а они весьма суровы. Дороги — не ахти какие. Строят их сейчас, конечно, довольно активно, но до идеала еще далеко. Бензин здесь с презрением называют компотом: качество его никуда не годится. Залить в бак А-76 — счастье, потому как обычно продают лишь А-72. Странно, но этот «компот» «волги» и даже «жигули» спокойно «переваривают». А «дэу», хоть и ставят им микропроцессор, адаптирующий к дрянному топливу, считается, к «72-му» не приспособлены. Правда, трудность эта временная: вот-вот вступит в строй новый (опять-таки, совместный) нефтеперерабатывающий завод, тогда проблемы с бензином отпадут. Но общественное мнение еще будет какое-то время прежним: не для Узбекистана, мол, все эти иномарки. Запчастей нет, с сервисом — тоже неизвестно что.

В спешке пустив предприятие, которое, даже чуть опережая график, наращивает выпуск автомобилей, замешкались с созданием структуры, обслуживающей узбекские «дэу». Сейчас ошибку исправляют: открывают сеть сервисных станций, налаживают обеспечение деталями. А мнение уже сложилось — слишком сложны корейские модели, «на коленке», в своем гараже их не отремонтируешь. В каждом же кишлаке открывать автосервис никто не собирается. То ли дело «шестерки»: за десятилетия выпуска все в них стало знакомо, запчастей — завались, ремонт можно делать, как говорится, «с помощью кувалды и какой-то матери»...

Наверное, так будет продолжаться недолго. Но пока очень захотелось перенести какой-нибудь из российских автомобильных рынков в Узбекистан, а ташкентский — к нам.

Узбекистан Елена ВАРШАВСКАЯ

Фото Валерия Утца

Автомобили, особенно иномарки, принято продавать с госномерами — как свидетельство того, что машина «чистая» и растаможенная.

Смотри, выбирай, соблазняйся...

Продавцы живут своей жизнью: едят разносимые торговцами шашлыки, спят в машинах, читают...

Теснота, беспрерывное движение, палящее солнце — но желающих здесь побродить достаточно.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии