О чем говорят "инди кары"

О ЧЕМ ГОВОРЯТ «ИНДИ КАРЫ»

]

СПОРТ

О ЧЕМ ГОВОРЯТ «ИНДИ КАРЫ»

Звезды усеяли чистое небо над Флоридой. До старта гонки на овальной трассе в Хомстеде, южном пригороде Майами, остались считанные часы. Трасса и ее окрестности были пустынны. Редкие фонари тускло освещали стартовую прямую. Где-то невдалеке заунывно выла собака. Припозднившиеся механики, выпив еще по баночке пивка и тщательно заперев двери, наконец, удалились спать в гостиницу. В боксе команды «Пенске» воцарились мрак и гробовая тишина.

Красно-белый автомобиль под номером «2» протяжно скрипнул рычагами задней подвески и произнес, ни к кому не обращаясь:

— Формула 1, формула 1... Только и разговору, что об этой заморской формуле 1. Не стоит она того...

— Ты дрыхнуть собираешься или нет, ворчун?! — отозвался брат-близнец, украшенный номером «3». — Завтра, то есть уже сегодня, чемпионат стартует!

— А что, я серьезно! Возьми любую из машиненок формулы 1 — «Мак-Ларен» там или даже «Вильямс»: электроники напихано, как в «Шаттле», на рулевом колесе — с ума можно сойти! — два десятка кнопок, рычажков и датчиков! А самые быстрые из гоночных формул — все равно мы, «инди кары„*. 

— Просто моторы у нас помощнее...

— Да причем тут моторы! Я не о моторах. Посмотри на их первенство — уж лет пять будет, как десять команд с одной не могут управиться! Гонки выигрывают одни и те же люди! Тоска смертная — обладатель титула известен, считай, до начала сезона. Слыхал, в этом году там бывший наш чемпион Вильнев — явный фаворит? И ведь именуется это безобразие «чемпионат мира»! 

— Наша «Всемирная серия» — тоже неплохо звучит.

— Вы, батенька, однако, патриот! Только какая же она «всемирная», если за границей всего три гонки из 16 проходят, остальные-то — на территории США! А вот в абсолютно недостойной формуле 1...

— Что тебе далась эта формула 1! Завидуешь ей, что ли?! Вот начнут каждую нашу тренировку на весь мир транслировать, сразу станет ясно, кто есть кто! Где еще, как не у нас, по пятнадцать ездоков в фаворитах числятся?! Стоп! Хватит меня нервировать, а то настройка собьется. Ты лучше скажи, братишка, поедем мы сегодня наравне с другими или нас снова отделают, как в прошлом году?

Демонстративно зевнув, автомобиль под номером «2» промолчал.

— Ко сну потянуло? — с издевкой спросил «третий» и, не дождавшись ответа, впал в дремоту.

Может, такой был разговор, может, другой немного, а только пилоты команды «Пенске», чьи машины вели эту беседу, в сезоне 1996 года не побеждали: ни уроженец американского города Альбукерке Ал Анзер («2»), ни канадец Пол Трейси («3»). Близко, очень близко подбирались к победе, перья из ее хвоста выдергивали, но она неизменно ускользала. И почему-то все время к соперникам — в последние годы во «Всемирной серии РРG CART„** совсем перестали считаться с авторитетами. Тот факт, что команда Роджера Пенске значительно богаче всех остальных — может себе позволить постройку собственных шасси и покупку лучших двигателей, перестал играть решающую роль. Комбинации „Рейнард-Хонда“ и „Лола-Форд“ в руках расторопных „бедняков“ оказались ничуть не хуже, чем тузы „Пенске“ и „Мерседес-Бенц“. Маститый, титулованный, опытнейший Ал Анзер, трехкратный чемпион серии, завершил сезон со 125 очками (в „инди“ и 200 — не предел) на скромном четвертом месте.

Впрочем, здесь уже давно отвыкли чему-либо удивляться. Другая суперзвезда американских гонок, Майкл Андретти из тоже вполне обеспеченной команды «Ньюмен-Хаас» одержал пять побед! Вроде немало, а хватило этого только на то, чтобы поделить итоговые второе-третье места с... дебютантом гонок «инди каров». Итальянца Алессандро Дзанарди пару лет назад чуть ли не с негодованием отвергла формула 1 — дескать, способностей маловато (на самом деле, надо полагать, у парня маловато было личных спонсоров...). В «инди» же его талант признали мгновенно и подкрепили официальным званием «Новичок года». Во второй половине сезона-96 он совершенно затмил своего партнера по команде «Ганасси» Джимми Вассера: первые позиции на старте, круги лидерства и яркие победы сыпались на него как из рога изобилия. Но недаром говорится: не все золото, что блестит. Никогда ранее не блиставший середнячок и старожил «инди», Вассер набрал на 22 очка больше и стал законным обладателем чемпионского титула. Это тоже никого не удивило.

Зимой команды «Всемирной серии», как обычно, упорно работали. Одни осваивали новые для себя шасси, другие привыкали к незнакомым моторам, третьи «прикатывали» к старым машинам свежих пилотов (вообще в составах ведущих команд перестановок было немного). Но принципиально новая комбинация «шасси-мотор» появилась только одна: «Свифт-Косворт». Это отличилась команда «Ньюмен-Хаас», заключившая договор с калифорнийской фирмой «Свифт», ранее к «инди» отношения не имевшей. Сделать ставку на дилетанта — шаг чрезвычайно рискованный! Ведь нет никаких гарантий, что новая машина сразу или хотя бы через полгода помчится как ошпаренная. Или все уже забыли о прошлогоднем крахе автомобилей «Игл-Тойота», когда пилоты заработали всего девять очков на двоих?

Однако дерзкий Майкл Андретти после первых же испытаний заявил, что новая машина легче в управлении и лучше сбалансирована, чем любая из тех, на которых он когда-либо ездил. «Да-да, — снисходительно кивали головами конкуренты. — Журналисты просто обожают сказки, им и рассказывай. Но мы-то знаем, что так не бывает!»

Гонка опровергла все их представления. Черное неожиданно стало белым: стартовав на полуторамильном овале в Хомстеде с четырнадцатой позиции, Майкл методично обгонял одного соперника за другим, пока перед ним вовсе никого не осталось. Казалось, у всех его оппонентов челюсти отвиснут от удивления хотя бы минут на двадцать. Ничего подобного! «Просто фишка так легла, — махнули рукой они. — Им посчастливилось угадать с настройкой машины к этому специфичному треку».

Вторым в Хомстеде финишировал Трэйси, третьим — Вассер. Дзанарди, которого в межсезонье объявили (и весьма опрометчиво — прогнозы в «инди» оправдываются нечасто) наиболее вероятным победителем сезона-97, был седьмым, хотя блестяще стартовал с первой позиции. Ал Анзер проехал из положенных 147 кругов всего 27 — подвела электрика.

Следующий этап серии проходил в Австралии. На трассе европейского типа в Серфиз Парадайс удача улыбнулась Скотту Пруэтту («Рейнард-Косворт»). Андретти — третий, Дзанарди — четвертый, Анзер и Трейси сошли из-за поломок. Гонка по улицам калифорнийского города Лонг-Бич наконец-то принесла победу заранее провозглашенному чемпиону — Дзанарди. А на мильном овале в Назарете, штат Пенсильвания, Андретти и Трейси учинили восхитившую болельщиков дуэль, завершившуюся в пользу канадца: вот она, долгожданная победа «Пенске»! Майкл пересек финишную черту на полсекунды позже — и стал единоличным лидером «Всемирной серии». Спустя еще семьсот двадцать три тысячных финишировал Ал Анзер, Джимми Вассер отстал на круг, Алессандро Дзанарди — на два.

Четырех этапов как не бывало, а ясности — ни на грош. Все пятеро сохранили чуть ли не одинаковые шансы на титул. Да и не только они! Среди соискателей высших наград «Всемирной серии» — экс-пилот формулы 1 англичанин Марк Бланделл, воспитанник европейской формулы-3000 честолюбивый бразилец Жиль де Ферран, 20-летний канадский вундеркинд от автоспорта Грег Мур, немолодой, но феноменально упорный в достижении своей цели Скотт Пруэтт... Список можно продолжить. Только вряд ли кто осмелится утверждать, что все названные гонщики равны по силам. Почему же борьба идет на равных?

Столкновения и аварии, внезапно лопнувшие шины и заглохшие на остановке в боксах моторы, ошибки судей — да, наконец, просто у гонщика насморк — все эти влияющие на конечный результат неприятности, которые невозможно предсказать, присущи, пожалуй, многим автомобильным состязаниям. В гонках же «инди каров» правит бал непредсказуемость другого рода: примерное равенство команд в технической оснащенности. Как раз то, чего, похоже, давно не хватает формуле 1...

Большой самолет мчался на юг. Чартерный рейс в Рио-де-Жанейро — на пятый этап «Всемирной серии» — был заказан еще зимой. В недрах одного из контейнеров скрывалось движимое имущество команды Роджера Пенске. Автомобиль под номером «3» страдал от вибрации.

— Эй, «двойка», чего молчишь? Заржавел, что ли?

— Железо ржавеет.

— Хочешь сказать, что весь из титана и пластика? Ладно, не сердись, я просто подкалываю. А все-таки вздули мы с тобой в прошлый уик-энд целую толпу «рейнардов» — аж восемнадцать штук! Правда, этот выскочка «Свифт» здорово потрепал нервы. Ты что, не мог его обогнать?

— Погоди, чемпион, найду управу и на выскочку, — серьезно ответил автомобиль под номером «2». — И до тебя, братец родимый, еще доберусь. Тоже мне «Инди кар» нашелся...

* В ходе судебного разбирательства между CART и IRL — двумя организациями, желающими применять в названии своих соревнований термин «Индикар», в декабре прошлого года принято парадоксальное решение: до 2003 года никто не имеет прав на его использование. Автомобили же серии CART рекомендовано называть именно в два слова — «Инди кар».

** CART — Championship Auto Racing Team — ассоциация владельцев гоночных команд — участниц «Всемирной серии» гонок «инди каров»; PPG — генеральный спонсор серии.

Новый автомобиль «Свифт-Косворт» помог Майклу Андретти одержать победу в первой же гонке сезона-97.

Такие столпотворения в гонках «Всемирной серии PPG CART» — обычное дело.

Красно-белый «Пенске-Мерседес-Бенц» под номером «3» — Пол Трейси. Канадец не выигрывал почти два года...

В руках Майкла Андретти — Большой приз Майами, добытый на овале в Хомстеде.

В руках Майкла Андретти — Большой приз Майами, добытый на овале в Хомстеде.

Ал Анзер — обладатель трех титулов. Добудет ли он четвертый?

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии