Самоучка выбирает джаз

САМОУЧКА ВЫБИРАЕТ ДЖАЗ

]

СПОРТ

САМОУЧКА ВЫБИРАЕТ ДЖАЗ

Многие ныне известные российские гонщики с юных лет тяготели к автомобилям, занимались картингом, учились в детских автошколах. О Геннадии Денисове, чемпионе России по ралли 1996 года в классе «1600», этого сказать нельзя...

Сын военного в школьные годы мечтал стать летчиком. Читал заумные книги о конструкции самолетов, штурманские пособия по навигации и нацелился на Ейское военное авиационное училище. Мечты растаяли за год до получения аттестата — зрение подвело.

С ходу поступить на дневное отделение МАМИ — Московского автомеханического — не удалось: полбалла не хватило, а на вечернее тогда принимали только с трудовым стажем. Направился работать — сначала на завод, потом, получив «права» в Нагатинской автошколе, на 5-й комбинат Мосавтолегтранса («персоналка») — и поступил-таки в МАМИ. Комбинат, надо сказать, содержал секцию автоспорта. Рычанье, жужжанье и стуки, просачивающиеся сквозь закрытые двери секции, привлекали внимание, но тогда войти Гена не решился. Только спустя два года, в 1983-м, отслужив в армии, перешагнул заветный порог — встреча с автоспортом состоялась.

Из «подмастерья» быстро выбился в механики, недолго пришлось ждать и первого выезда на одно из московских ралли в качестве штурмана. Пять лет защищал цвета комбината, потом ушел во Дворец пионеров... на преподавательскую работу: теория, ПДД и вождение автомобиля. Занятия спортом возобновил в 1989-м в одном столичном ведомственном автохозяйстве. После длительных и почти безрезультатных экспериментов со «списанным» «Москвичом-универсалом» и — позже — VAZ 21013 (это в девяностых-то!), наконец, пересел на «восьмерку». Помог случай — сам собой, как с неба упал, объявился спонсор в лице казахской угледобывающей фирмы «Сауда». И упорный Денисов полез наверх в табели о рангах раллийного первенства России. 1994: восьмой в абсолютном зачете, шестой в «1600». 1995: соответственно пятый и второй. Сезон-96 начал с двух побед в составе «Сауда Рэйсинг Тим», а потом принял приглашение команды НИИ шинной промышленности и довел дело до логического завершения: чемпионский титул в классе и «бронза» в абсолютном зачете. «Восьмерка» Геннадия оставила на бобах добрую дюжину иномарок! А ведь раллист Денисов — самоучка. Подготовка техники, спортивная езда — до всего доходил своим умом, без тренеров, наставников и учителей. Впрочем, кое-какие своевременные советы — от самых разных людей — охотно принимал.

— Когда я впервые сел за руль спортивной «восьмерки», — рассказывает Геннадий, — мне очень помог коллега, московский гонщик Андрей Рыжов. Я тренировался на льду Гребного канала в Крылатском, он сел рядышком со мной и всю технику управления переднеприводным автомобилем на скользкой дороге уместил в несколько слов, примерно так: «Смотреть надо туда, куда хочешь направить машину. И рулить туда, и газ держать туда». За этот совет я благодарен ему по гроб жизни. Сразу все стало получаться.

— У каждого гонщика есть своя специализация: одни «в ходе эволюции» становятся кроссменами, другие — кольцевиками. Вы избрали ралли — почему? Так сложились обстоятельства или в самом человеке есть какая-то предрасположенность к той или иной дисциплине автоспорта?

— Несомненно, есть. Я, например, всегда не переваривал кроссы, душа не лежит к контактной борьбе. Кроме того, считаю, что спортивный автомобиль в любой момент соревнований должен быть «цивильным», выглядеть с иголочки. В кроссе этого добиться невозможно. А если вышла на старт машина неряшливая, где-то помятая, с облупленной краской — это свидетельствует, насколько серьезно относится гонщик к своему делу. Но все же главное достоинство ралли — это дорога, постоянное движение «из пункта А в пункт Б», переезды от одного скоростного участка к другому. Ты не крутишься на одном месте по замкнутой трассе, как белка в колесе, ты все время едешь. Это какая-то жизнь в обществе: зрители — вот они, вокруг тебя — куда бы ты ни подъехал, в любой точке трассы. По знаку зодиака я Стрелец, видимо, отсюда склонность к перемене мест. Вообще, я всегда сравнивал все виды автоспорта с музыкой. Вот «кольцо» — езда по идеальной траектории, по колее. Это — классика: Бетховен, Моцарт. Отступление от «партитуры» влево или вправо считается фальшью — изгоняешься из оркестра. В ралли — постоянная импровизация, один и тот же поворот невозможно два раза пройти абсолютно одинаково, просто не получится. Ралли более всего похоже на джаз. Наверное, не случайно я не очень люблю слушать классическую музыку, а джаз — с удовольствием.

— В отличие от кросса или кольца, ралли — гонка многодневная. Приходилось ли вам, проехав, скажем, 450 из 500 километров дистанции, сходить с трассы и что при этом испытывали?

— Ну, такой случай со мной произошел только однажды — в 1994-м на ралли «Сочи». За два скоростных участка до финиша мы вылетели с трассы. Была просто обида, очень горькая обида: «Дурак, что ж ты сделал?! Ведь ехал на призовое место, второе в „абсолюте“ — в жизни еще не показывал такого результата!» Более досадного схода у меня никогда не было. А потом неделю, если не две, по ночам спать не мог, эту ситуацию прокручивал в голове еще и еще раз: а если бы я сделал так, а если бы вот эдак... Вот это «бы» не дает жить, я до сих пор вспоминаю тот эпизод — что стоило не гнать тогда так быстро! Никто нас сзади не подпирал — положение в гонке было достаточно спокойное. Но с годами приходит опыт — сегодня я вряд ли повторю ту ошибку. Со стороны, конечно, виднее, но мне все-таки кажется, я никогда не ездил абсолютно безголово, когда главное — нажать до упора на педаль газа.

— А какое из российских ралли вам больше по душе?

— Пожалуй, ярославский «Медведь» — там можно порезвиться на гладком льду. Это что-то среднее между гравием и хорошим асфальтом. Машина едет ровно, ты не рискуешь остаться без подвески, можешь красиво и четко проходить все повороты. На многих других гонках результат сильно зависит от «выносливости» техники. А лучший скоростной участок в России, на мой взгляд, «Ванькин Бугор» на ралли «Луга». И поворотов много, и ехать позволяет очень быстро.

— Насколько известно, вы ни разу не выступали за рубежом, если не считать отдельные прибалтийские гонки. Нет такого желания или что-то мешало?

— Просто не было ни возможности, ни смысла стартовать за границей. Вообще, у меня две мечты, голубая и розовая: ралли «1000 озер» в Финляндии и «Тур де Корс» на Корсике. Розовая мечта все-таки перевешивает: «Тур де Корс» — это, можно сказать, увеличенное в несколько раз ралли «Сочи». Асфальт в последнее время очень привлекает.

— Есть ли у вас кумир в мировом ралли?

— Сейчас, наверное, нет. Раньше был — Тимо Салонен. Человек ездит в очках, а стал чемпионом мира...

Сергей ЗИНОВЬЕВ

Фото Владимира Князева

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии