Галопом по европам

ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ

]

ПУТЕШЕСТВИЯ

ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ

Сначала тех, кто собирался в пробег, было двенадцать. Потом стало десять, потом — восемь; в путь отправились лишь четверо. «Дезертиров» понять можно: не всякий решится за восемь дней проехать пять с лишним тысяч километров, пересечь семь границ, увидеть четыре восточноевропейские столицы — Будапешт, Братиславу, Прагу

и Варшаву.

Почему такой маршрут? А очень просто: для въезда в Венгрию, Словакию, Чехию и Польшу россиянам, если у них есть загранпаспорт, не нужны визы. Так что каждый, кто хочет, может проделать этот путь.

Решили все выяснить поточнее и обратились в посольство Республики Венгрия. Генеральный консул г-н Лайош Молнар любезно пояснил: да, въезд в Венгрию безвизовый, но на границе могут попросить приглашение, по которому вы отправляетесь в страну (причем оригинал, а не копию), ваучер (его дает турфирма; те же, что продают на границе, как правило, фальшивки), страховку гражданской ответственности (автомобилистам обязательна). И еще: возможно, придется внести залог за ввозимую машину, как гарантию, что ее не продадут в стране. Сумма залога? Ну, тысяча-две долларов. Сердце упало: такие расходы в планы никак не входили.

Правда, генеральный консул немного успокоил: мол, лично ему неизвестны случаи, когда требовали залог за автомобиль.

Ну, будь что будет. Оформили командировочное удостоверение, где написали «Венгрия, Словакия, Чехия» — и этим ограничились. Купили в «Ингосстрахе» (Пятницкая, 12) страховку — «зеленую карту», во все страны, которые предполагали посетить (плюс Болгария, Румыния и какие-то еще) — 40 марок. Вот, пожалуй, и вся подготовка. В путь!

...Если кто-то говорил вам, что проблем с въездом на Украину нет, не верьте! Может, где-то это и так, но не на пограничном переходе «Бaчiвськ».

Для начала постояли час десять минут в очереди из одиннадцати машин. Когда настал наш черед, все стало понятно: неразбериха, полное нежелание здешних служивых работать, бесполезная беготня водителей от одного окошечка к другому — несть им числа.

Мы вылезали из машины и показывались пред светлы очи украинского пограничника, который долго сверял фото в наших загранпаспортах с, так сказать, оригиналами. Потом заполняли бумажку, где брали на себя обязательство, что наша машина в пятидневный срок покинет пределы незалежной Украины, иначе будем отвечать по всей строгости закона (видно, сильно страдает самостийная от наплыва нелегальных эмигрантов из России). Потом переписали в какой-то их документ все данные из техпаспорта, а также и собственные. Потом, отстояв очередь к какому-то окошечку, выяснили, что не купили страховку и экологический талон. Потом... Короче, действо по переходу границы с Украиной растянулось на три с половиной часа и стоило 160 тыс. рублей (дороже «зеленой карты», действующей в добром десятке стран!). А самое обидное — на осмотр Киева, увы, не осталось времени.

В Ровно, к первой ночевке, прибыли заполночь. Администратор гостиницы «Турист» сочувственно сообщила, что мы опоздали — в отеле отключили воду, которую дают на пару часов вечером и на пару часов с утра. Делать нечего — умылись из ведерок, заботливо наполненных горничными, заплатив, кстати, за два двухместных номера меньше 200 тыс. рублей.

С утра нас обманули с завтраком: на талон за одну гривну, оказалось, дают лишь стакан пустого чаю. А за яичницу, которую мы съели, пришлось как следует заплатить.

Выехали к Чопу. Дорога все хуже и хуже; в Карпатах она стала просто ужасающей: разбитая, узкая, с большим потоком грузового транспорта. Больше сорока километров в час делать по ней нельзя. Учитывая, что в расчеты заложили среднюю 50, это заставило нервничать. Может, это национальная особенность, но на чуть более приличных участках стоял знак ограничения скорости до сорока, и за ближайшим поворотом прятался гаишник. Отстегнув очередному взятку в 10 гривен (30 тыс. рублей) за превышение скорости на 5 км/ч, причем определенное на глазок (доказывать что-то себе дороже), мы ворчали при виде знака «DAI» (Госавтоинспекция): «Ну вот, опять дай. Мало им».

Когда верст за двадцать от Чопа увидели очереди из грузовиков, решили, что это конец. Придется возвращаться. Портила настроение и еще одна мелочь: мы забыли в Москве наклейку «RUS». Перед Чопом, заехав на бензоколонку, увидели, но украинскую. Заметив нашу заинтересованность, пройдоха запросил за две буквы UА в овале... 15 гривен (45 тыс. рублей)! Сошлись на девяти и, так и не поняв, зачем нам чужая наклейка, купили.

Вскоре уперлись в очередь легковушек. «Голова» терялась где-то вдали, во тьме. И тут же подозрительная физиономия в окошке: «Без очереди не желаете? Сто...» Наверное, стоило поторговаться, но уж больно неприятные были типы — мы отказались.

Двое из нашего «боевого экипажа» пошли на разведку. Возвратились радостные через полчаса, сели в автомобиль, и мы поехали тоже. Оказалось, они проявили малодушие и в переговорах с пограничниками воспользовались именем журнала. Чувство было смешанным: с одной стороны, приятно, что украинские стражи границы знают и любят «За рулем», а с другой — стыдно перед братьями-автомобилистами. Оправдывало наше «злоупотребление служебным положением» только то, что у старшего члена экипажа поднялось давление и мы испугались гипертонического криза в очереди. Кстати, спросив у первых очередников, узнали, что они здесь ждут семь часов!

Еще минут двадцать на самом посту, дорога, мост через реку — и...

Сразу за мостом стоял человек в чужой военной форме. На ломаном русском попросил документы, глянул в них и на нас, вежливо сказав: «Оставайтесь в машине». Еще метрах в десяти другой попросил «зеленую карту». От него мы отъехали вперед метров пять-десять, потом — сто, двести, пятьсот... «Венгрия!» — выдохнули все разом члены экипажа.

Привыкая к загранице, мы ехали по гладкой дороге со светоотражателями на столбиках вдоль обочины. И только тут почувствовали, как бьют пострадавшие на карпатских ямах колеса, как усталость делает тело ватным, как слипаются глаза.

Крошечный отельчик рядом с дорогой, в чистом, можно сказать, поле, услужливо попался на глаза. Там — горячая и холодная вода, уютные, со вкусом отделанные комнаты, белоснежное постельное белье... И за все про все — 150 тыс. рублей в переводе «на наши».

Наутро многострадальная «девятка» двинулась к Будапешту. Ближе к городу дорога стала гораздо более широкой и... платной. Правда, цена проезда оказалась очень небольшой. Переживая, что поврежденные шины и разбалансированные колеса не дают как следует разогнаться, мы добежали до столицы Венгрии.

Выйдя на бензозаправке, смутились, оглядев свой автомобиль. Среди блестящих, без единой пылинки, местных машин наша выглядела замарашкой. Горевали недолго — здесь же, на заправке, мойка, да не одна: подороже — автоматическая, подешевле — самообслуживания. Не столько из экономии (12 центов за 3 минуты)*, сколько из любопытства выбрали вторую. Младший член экипажа, бросая монетки в автомат и нажимая кнопки, намыливал автомобиль, щеточкой мыл его и мощной струей смывал грязь, прыгая и радостно вопя. На удивленные взгляды мы старались не обращать внимания.

...Отель нашли неподалеку от центрального городского сквера: всего $60 за трехкомнатные апартаменты. О Будапеште можно рассказывать часами. Доброжелательные горожане, красивейшая архитектура, старинные купальни над термальными источниками, живописный рынок, где прилавки увешаны связками венгерского перчика и продают фантастически дешевое и вкусное молодое вино в разлив... Стоп! Мы же за рулем. А в незнакомом городе...

Кстати, движение в Будапеште спокойное и очень четко организованное. Но есть «национальная особенность» — сумасшедшие рейсовые автобусы. На многих улицах им отведена крайняя правая полоса, и не дай Бог «чужаку„-легковушке или грузовому автомобилю туда нечаянно заехать: сзади грозно засигналит автобус.

Из полюбившегося нам Будапешта уезжать не хотелось. Но маршрут есть маршрут. И через день, сходив в шесть утра искупаться на горячий ключ купальни Сечени (так они здесь работают!), мы попрощались с венгерской столицей.

По прекрасной дороге (две широкие полосы движения с разделительным газоном) машина шла неплохо: колеса отбалансировали ($5). Но «грыжа» на задних шинах покоя не давала. Купить новые в Будапеште пожадничали — за «Матадор» просили $120, решили приобрести шины на их родине. Благо, до Братиславы всего сотни две километров.

На тихом, без всяких очередей, посту на границе Венгрии и Словакии мы тоже не успели сообразить, как оказались по другую сторону. При выезде из пограничной зоны стоял огромный щит, где по-словацки (английский, как выяснилось, в Восточной Европе не в ходу, а славянские языки похожи с нашим) было написано: проезд по дорогам Словакии платный, и расценки. Для нашей «девятки» — около 8 долларов. Поискали глазами, где платить, не увидели и поехали дальше, подумав, что где-нибудь подальше будет, как в Венгрии, стоять прямо на дороге шлагбаум с будочкой-"кассой".

Наконец, решили заменить шины. В Словакии они самые дешевые, как, впрочем, и все остальное. В маленьком городке в тихонькой мастерской нам в считанные минуты поставили две новые шины «Барум-Бриллиант» — вместе с работой $90. Здесь же, неподалеку, поели от души, насладившись по-домашнему приготовленным обедом. Всего-то $12 на четверых!

В новой «обувке» машина побежала гораздо резвее. Наскоро осмотрев Братиславу и решив в ней не задерживаться, повернули на Прагу, до которой оставалось добрых три сотни километров. Через словацкий таможенный пост — двух скучающих рядом с вагончиком молодцов — пролетели, было, без остановки. Потом, подумав, что вдруг что-нибудь надо отметить, сдали назад — о чем вскоре пожалели.

Два словацких пограничника (или таможенника?) бросились на нас, как на легкую добычу, и пригрозили штрафом в сто долларов, поскольку у нас не было стикера — наклейки об уплате за проезд по словацким дорогам. Это подкосило бы наш бюджет под корень, и мы растерялись — еще одна наша ошибка.

— Ну ладно, — «сжалился» служивый. — Давайте сорок долларов.

Мы ждали, что он выпишет квитанцию или выдаст наклейку. Увы, получив «зеленые», он потерял интерес к «нарушителям» — нас попросту надули.

Потом мы узнали: такой стикер можно купить везде — на границе, на бензоколонках, в некоторых автосервисах и магазинах. (Обидно за коллег: ЗР сообщал о введении платы за проезд в Словакии! — ред.)

Чешскую границу проходили в унынии: вот вам и культурная Европа! Нет, здесь тоже держи ухо востро. И через пять минут, въехав в Чехию, первым делом купили аналогичный словацкому, но вдвое более дорогой чешский дорожный стикер.

До Праги добрались уже вечером. И тут поняли, что погорячились, не заказав отель или пансион заранее. В отличие от Будапешта, движение в столице Чехии организовано очень неудобно для, так сказать, свободных поисков. Город пересекает несколько скоростных трасс, с них — съезды в городские районы. Не успел сориентироваться — ты уже на другом конце города, жилые кварталы промелькнули где-то внизу. Пару раз промахнувшись мимо выезда с пражского автобана, отчаялись — спустились наобум в какой-то район и остановились в первой гостинице, где были свободные места (да-да, в Праге отель, где нет мест — не редкость: это главное, почему стоит позаботиться о пристанище заранее). Кстати, дешевле всего — в частном секторе. Информацию можно получить в «аккомодэйшн сервис», которых много в центре. Двухкомнатные апартаменты, много худшие, чем в Будапеште, обошлись в $80.

«Злата Прага» оказалась совершенно не похожа ни на респектабельный Будапешт, ни на скромную Братиславу. Богемная атмосфера, слоняющаяся шумная молодежь, развеселые пивнушки, куранты на Староместской площади и знаменитый Карлов мост, где обосновались художники и музыканты (они, что удивительно, похожи не на тяжкой долей зарабатывающих деньги людей, как наши, а на концертирующих артистов).

Выяснилось, что почти весь центр Праги увешан табличками: стоянка для резидентов — владельцев карточек. Их продают на длительный срок по какому-то, так и непонятому нами принципу. Понадобилось время, чтобы найти обычную платную стоянку (это небольшой отрезок одной-единственной улицы) и дождаться свободного места на ней.

А потом, расслабившись от пражского вольного воздуха, мы влипли в историю. Переехав на другой берег Влтавы, наш экипаж отправился смотреть старинный Пражский град. Когда же через пару часов вернулись, увидели, что на машину надет... блокиратор! Оказалось, на въезде в район под знаком «Стоянка запрещена» мы не заметили таблички: «В районах Пражский град, Градчаны». То есть оставлять машину нельзя во всем большом районе! В капкане оказались не только мы, но и местные машины рядом.

— Сейчас полицайки приедут, заплатите деньги и все снимут, — охотно разъяснил чех — товарищ по несчастью.

У пражских блокираторщиков говорящее название фирмы — «Сезам», неподкупный характер (ни оправдания, ни уговоры не помогли) и «хорошие» расценки. За удовольствие освободиться от «башмака» отдали $20! Ну, теперь уж мы внимательно прочитывали все указатели и таблички.

...Из чешской столицы выехали ближе к вечеру, надеясь заночевать неподалеку от Остравы, на границе с Польшей. Но километров за десять-пятнадцать до намеченного городка попали в жуткую пробку: впереди — крупная авария, и весь поток машин стоял в ожидании, когда дорога освободится. При этом никто не лез на встречную полосу и уж тем более не пытался прорваться, съехав с дороги и двигаясь по полю. Постояв пару часов, не выдержали — вернулись в только что оставленный позади поселочек, в мотель. Огромная комната на четверых, удобства — в коридоре, но чистенько и цена смешная — $20!

Встав с утра пораньше, незаметно въехали в Польшу. «До дому?» — спросил пан-пограничник. «До дому», — ответили мы, поняв, что путешествие приближается к концу. Чем ближе к Варшаве, а потом — к Бресту, тем хуже дорога. С приближением к России все больше появлялось надписей на родном языке: «Мебель», «Стенки, уголки, кухневая мебел», «Игрушки», «Яблоки» и прочее.

Остановились на ночлег в Беате Подласке: симпатичный, очень уютный отель, $70 за две приличные комнаты. А телевизор, принимающий пять десятков станций, передавал и новости на ОРТ...

До родины оставалось 60 километров. Утром в 19-ти (!) верстах от границы началась очередь трейлеров. Потом километрах в пяти — хвост легковушек.

Высланная вперед разведка вернулась с радостным известием: стоять не придется. Очередь — для машин, перегоняемых из-за границы в Россию, и тех, кто везет коммерческий груз. А таких, как мы, оказались единицы. Уже, в сравнении с Чопом, хорошо. Через считанные минуты мы въехали на белорусский пост.

До боли знакомая картина, забытая было за время путешествия. Никакой информации — зато множество окошечек, которые нужно обойти, и бумажек, которые требуют заполнить. И — ледяное равнодушие «хозяев границы», не слышащих водителей, измученных бесполезной беготней. Вот он, родной «порядок». А еще сборы за экологию — 20 тыс. рублей. Слава Богу, на «едином пространстве» страховку платить не надо.

За Брестом дорогу перегородил шлагбаум: плати за проезд. Два доллара, или три марки, или сколько-то там «зайчиков». Рубли не принимали категорически. За что деньги отдавать, непонятно: дорога, мягко говоря, так себе. Еще удивительнее, что на выезде из Белоруссии путь опять был закрыт шлагбаумом и с нас... опять потребовали оплатить проезд. Возражение «мы сделали это в Бресте» невозмутимый привратник парировал: «Так то за въезд, а здесь за выезд». Однако, разглядев на машине наклейку «За рулем», смягчился: «Проезжайте!»

Автоинспекция на дороге Брест-Москва встречалась на каждом шагу. Прячутся на поворотах и под горками, проверяют на всякий случай документы возле постов. Бдят, в общем. А в трех европейских государствах за время путешествия нас остановили всего дважды, ни разу не «подкараулив».

...Через 1100 километров от Бреста до Москвы колеса опять оказались «квадратными», а машина, без единой мойки проехавшая чистенькой всю Восточную Европу, скрылась под слоем грязи.

И все-таки мы довольны нашим безнадежным, как казалось сначала, предприятием. Случится возможность — обязательно повторим его, но в более спокойном темпе, без ошибок, избежать которые теперь позволит опыт. Только бы денег накопить...

Кстати, о деньгах: всего (вместе со штрафами и непредвиденными расходами) мы потратили $1200. При том, что бензин за границей дорогой — около доллара за литр. И еще — мы себя не очень ограничивали: ели в понравившихся нам кафешках и ресторанчиках, правда, в казино и ночные клубы не заглядывали — и без них впечатлений хватало. Хотите проверить — путь открыт!

От имени бравого экипажа —

Елена ВАРШАВСКАЯ

Перед самым старым и узким будапештским Цепным мостом случаются пробки. Но — никакой нервозности!

Первый день в Венгрии: экипаж перед стартом.

Примета российской (впрочем, и украинской) границы — уходящий к горизонту «хвост» грузовиков.

Даже не верится, что только вчера были разбитая дорога в Карпатах, тяжелый переход границы в Чопе. Утренний Пешт спокоен и неспешен.

Движение в Будапеште четко организовано.

Прекрасный Пражский град над Влтавой...

В двух шагах отсюда нашей машине и надели «башмак».

Жизнь в Праге не затихает ночью.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии