Как "делают белоруссию"

КАК «ДЕЛАЮТ БЕЛОРУССИЮ»

]

КРИМИНАЛЬНЫЙ АВТОМОБИЛЬ

КАК «ДЕЛАЮТ БЕЛОРУССИЮ»

За три года существования белорусского «коридора» только ленивый не предпринял попытку обзавестись у соседей дешевой машиной. Пока власти договаривались о таможенном союзе и о том, как правильнее регистрировать ввезенные автомобили, недремлющие жулики всех мастей разработали свои правила игры. Напомню, бизнес на ворованных автомобилях — в тройке самых доходных среди незаконных видов торговли. Не будем в очередной раз удивляться и негодовать. В № 4 за 1997 год в статье «Белорусский синдром» мы начали разговор о проблемах, связанных с покупкой машины в ближнем зарубежье. Сегодня — более конкретно о том, как и кто создает эти проблемы.

Вообще все очень просто: Республика Беларусь — оазис подержанных автомобилей, привезенных из соседних Польши или Германии. Граница рядом, зарплата, если есть, низкая, пошлины тоже. Конечно, вы можете купить растаможенную машину. А рядом — иномарка по «отпускной цене», в два-три раза меньшей (часто это автомобиль, зарегистрированный в Прибалтике). На минском рынке их — процентов 60. Покупайте, но по возвращении в Россию вы должны явиться на таможню и выложить совокупный таможенный платеж, равный стоимости двух таких машин. Не хочется? Тогда есть обходной, но скользкий путь. Он уже давно накатан. Был ли автомобиль куплен честно или «позаимствован» у владельца без спроса — разницы нет. Не важно, есть ли на машину документы, перебит ли номер и находится ли она в розыске. Потому что главное — какие будут сделаны документы. Здесь предоставляется самый широкий выбор.

Вы в России хотите дешевую, но «свежую» иномарку. Стоит немного поискать, поспрашивать знакомых знакомых, и вас обязательно сведут с некими «веселыми ребятами». Это низшее звено. Их задача — искать покупателя и быть посредниками при передаче денег. Само таинство творится выше. Здесь работают две основные группы: те, кто гоняет машины, перебивает номера, и те, кто делает документы. Подделать белорусский техпаспорт намного легче (и дешевле), чем российский. Основным поставщиком чистых бланков стала Польша. Польскую фальшивку от настоящего техпаспорта практически не отличить. Остается вписать данные о машине и поставить печать. Нет ничего проще. В домашнем компьютере есть готовая программа (на экране — шаблон документа, бланк — в принтер), а изготовить печати белорусских отделов ГАИ и таможни — умельцам на день работы. Заметим, что предложение уже превышает спрос. На любом рынке можно купить все необходимое для изготовления (!) документов в домашних условиях.

Следующий этап — регистрация в ГАИ. На «белорусские» машины должны быть посланы два запроса: в ГАИ по прежнему месту учета и в таможню. Поэтому идеальный вариант — «свой» инспектор, который либо не будет направлять запросы, либо выдаст их хозяину автомобиля на руки. Во втором случае ответ пишут сами и ставят липовую печать. Это проще, чем «работать» техпаспорт: бланк запроса обычный, без защиты от подделки. Для пущей солидности ответ можно послать по почте. Допустим, в городе «своего» инспектора нет. Но в другом регионе России, в глухом и бедном селе, отыщется подходящий милицейский кадр. Используют (в зависимости от обстоятельств) один из двух вариантов. Первый: изготовляют российские документы, в которых местом регистрации была не Белоруссия, а как бы всегда, с самого начала это село. То есть автомобиль таким образом обретает «прописку» РФ, и у него вообще нет проблем с таможней.

Это дорогой способ — качественная подделка российских документов обходится раза в три дороже белорусско-польских фальшивок. К нему прибегают, когда требуется «очистить» дорогие машины, например свежий «Мерседес» или роскошный вседорожник. Как правило, эти машины несколько раз с помощью доверенностей перерегистрируют на подставных лиц. Причем «ходят» только документы, сама машина терпеливо ждет нового владельца в гараже где-нибудь на границе с Польшей. Основные «отмывочные» регионы — Мордовия, Петербург, Тверская, Калининградская и Московская области. Пожалуй, на сегодняшний день это самый популярный прием для ворованных машин: работа ведь только с документами. Перебивкой номеров занимаются лишь неистребимые юные примитивы, угоняющие отечественный «чермет» для сбыта в провинции. Мы отвлеклись: от частного перешли к общему. Вернемся ко второму варианту. Он прост: машину регистрируют в той области, где есть «свой» инспектор, как будто после Белоруссии ее купили сначала там, а потом продают, где желает заказчик. Вот и вся «белоруссия»...

Для наглядности немного математики. Возьмем по максимуму (естественно, чем меньше цена машины, тем ниже ставки). Допустим, наш автомобиль стоит 10 тысяч долларов. Честный таможенный платеж будет примерно 15 тысяч. Документы стоят от 300 до 1500 долларов. Такса работника ГАИ (максимальная) — 1500 долларов. Еще тысячу долларов положим на оплату официальных регистрационных бумаг, на взятку нотариусу, на «угощение» неразборчивым гражданам, предоставляющим свои паспорта (на них записывают машины, от их имени выдают доверенности), на непредвиденные расходы и посредников. Сколько получилось? Пусть четыре тысячи. Сравните с пятнадцатью, плюс беготня по таможням, ГАИ, ожидание ответов на запросы... Кстати, эти запросы и погубили «белорусский синдром». Жадность подвигнула жуликов забыть про осторожность. Поскольку запросы гуляли на почтовых просторах годами, «веселые ребята» принялись валом гнать машины и, едва поставив на временный учет, продавать. Расплачивались за «дешевизну» наивные покупатели. В конце прошлого года 80% автомобилей с белорусскими документами — только подумайте! — значились в криминальных списках отделов милиции. С начала нынешнего года МВД России стало проявлять к белорусской проблеме повышенное внимание. Несколько раз «коридор» пытались закрыть. Однако по политическим мотивам сделать это не удалось. Пошли иным путем. В преддверии интеграции президента РБ «попросили» поднять пошлины, а родную ГАИ — при малейшем подозрении направлять новых владельцев в следственные органы. Пока достаточно жестким контролем могут похвастаться только крупные города. Провинция живет по своим законам, и операция «Чистые руки» стражам порядка видится лишь в ночных кошмарах. А днем... Днем граждане хотят дешевую и хорошую машину.

Александр МАРЧЕНКО,

сотрудник ГУВД Москвы

Новый владелец этого БМВ и не подозревал, что почти год назад машину угнали в Германии. Перед очередной продажей она прошла «белорусско-прибалтийскую очистку». Но, видно, для старого автомобиля угонщики пожалели денег на «качественную» подделку.

Hа столах следователей — «образцы» подделанных номеров и документов.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии