безрассудство враг смелости

БЕЗРАССУДСТВО ВРАГ СМЕЛОСТИ

]

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

БЕЗРАССУДСТВО БЕЗРАССУДСТВО ВРАГ СМЕЛОСТИ

Жертв на российских дорогах — как в настоящей войне. Причин тому достаточно: и падение дисциплины водителей, и быстрый рост автопарка, и несоответствие качества дорог скоростным параметрам машин, и многое другое.

Как быть автомобилисту: махнуть рукой — на все воля Божья — и довериться случаю? Или попытаться учесть и проанализировать, с чем же связан риск попасть в дорожно-транспортное происшествие? Понять, что находится в его власти, на что можно повлиять, а что остается лишь принять во внимание.

Безусловно, увеличение потока машин на дорогах или состояние дорожного покрытия никак не зависят от водителя. Но собственная дисциплинированность на дороге — фактор безопасности, который целиком и полностью находится в его власти. И это, кстати, совсем немало.

Ведь одна из главных причин аварий — превышение скорости. В последние годы около 60% ДТП — больше половины! — произошло именно из-за любителей быстрой езды. Другая причина — выезд на левую сторону и нарушение правил обгона — около 25% ДТП. Из-за непредоставления преимущества — 5% происшествий, 4% аварий происходят из-за несоблюдения дистанции, 6% — прочие.

Разумеется, всякий раз не «объективные обстоятельства» виноваты, а люди, их вполне конкретные действия и черты характера. Какие именно? При попытке разобраться в психологических аспектах характера «гонщиков» выясняется, что их скоростной и рискованный стиль езды вызван такими качествами, как смелость, повышенная склонность к риску и пониженные моральные нормы (см. ЗР, 1997, № 5, «Смелый, спокойный, уверенный»). Конечно, действуют и не зависящие от нас силы: на пустынной дороге любитель быстрой езды не так опасен, а в дни магнитных бурь и обычно спокойный водитель может впасть в грех.

Важные факторы безопасности — время суток, день недели, выбранные для поездки, и сезонность. Если поинтересоваться распределением ДТП по месяцам, дням недели и часам суток, то обнаружим интересную закономерность.

На январь, февраль, март приходится по 4% от всех ДТП года. С апреля (6%) частота ДТП нарастает — до 8 и 9% в мае и июне. В период отпусков, то есть в июле и августе, дорожных происшествий еще больше: соответственно 11 и 12%. Пик приходится на сентябрь и октябрь — по 13% от количества происшествий в году (очевидно, влияет завершение дачного сезона, совпадающего с ухудшением погодных условий). В ноябре и декабре, когда многие заканчивают сезон и ставят свои машины на стоянки, происходит по 8% ДТП.

Наиболее аварийные дни недели — пятница и суббота, когда совершается треть всех ДТП. Наименее аварийные дни — вторник и среда.

Время суток тоже играет роль: больше всего происшествий случается с 18 до 20 часов, меньше всего — между 4 и 8 часами утра.

Выбирая время для поездки, мы, таким образом, можем учитывать риск и быть осторожнее на трассах, контролируя свои недостатки, в частности смелость, склонность к риску. Поскольку именно это качество впрямую связано с безаварийностью езды, попробуйте оценить его с помощью теста.

Каков уровень смелости?

Вам предложено 13 вопросов. Внимательно прочитайте каждый и постарайтесь, не раздумывая долго (свыше 3–5 секунд), дать лишь один из трех вариантов ответа. Не пропускайте ни одного вопроса. Старайтесь ответить наиболее определенно.

1. При общении с людьми в разных ситуациях я:

а — с готовностью вступаю в разговор; б — бывает по-разному; в — предпочитаю оставаться в стороне.

2. Я всегда рад оказаться среди людей, например в гостях, на танцах, на каком-либо коллективном мероприятии:

а — да; б — верно нечто среднее; в — нет.

3. Мне легко вступать в контакт с людьми во время различных общественных мероприятий:

а — да; б — не уверен; в — нет.

4. Когда требуется немного дипломатии и умения убедить людей что-то сделать, обычно обращаются ко мне:

а — да; б — не уверен; в — нет.

5. Я считаю себя очень общительным, открытым человеком:

а — да; б — верно нечто среднее; в — нет.

6. В общении я:

а — свободно проявляю свои чувства; б — верно нечто среднее; в — не выражаю своих чувств.

7. Я отношусь к типу энергичных людей, которые всегда чем-то заняты:

а — да; б — не уверен; в — нет.

8. Мне бывает немного не по себе, если неожиданно оказываюсь в центре внимания группы людей:

а — да; б — нечто среднее; в — нет.

9. Обычно в присутствии людей, старших меня по возрасту и по положению, я держусь скромно:

а — да; б — не уверен; в — нет.

10. Мне трудно говорить что-либо большой группе людей или выступать перед большой аудиторией:

а — да; б — верно нечто среднее; в — нет.

11. В обычных ситуациях общения я испытываю волнение, только не то, которое испытывает человек перед выходом на сцену:

а — довольно часто; б — изредка; в — едва ли когда-нибудь.

12. Находясь в небольшой группе людей, я предпочитаю молчать и предоставляю говорить другим:

а — да; б — верно нечто среднее; в — нет.

13. Мне не очень нравится, когда смотрят, как я работаю:

а — да; б — верно нечто среднее; в — нет.

Будьте внимательны при подсчете баллов. В вопросах с 1 по 7 «а» имеет значение 2 балла, «б» — 1 балл, «в» — 0 баллов. В вопросах с 8 по 13 «а» имеет значение 0 баллов, «б» — 1 балл, «в» — 2 балла. Посчитайте сумму набранных баллов.

Интерпретация результатов

0 — 3 балла. Вы очень робкий, сдержанный и несмелый человек. Вас отличает осторожность, сильная и быстрая реакция на неожиданный раздражитель. В общении с людьми вы деликатны и внимательны к другим. Скорее всего, у вас вообще отсутствует желание садиться за руль. И если вы это делаете или собираетесь сделать, то в силу обстоятельств: нужно кого-то возить, в кругу близких считают, что необходима машина, и пр. Езда, особенно по городу, первое время не будет приносить вам удовольствия. Вероятно, лишь длительные тренировки с инструктором смогут вселить в вас уверенность. Для поездок старайтесь использовать трассы и время с наименьшей интенсивностью движения — будни и ранние часы (до 7 утра), а добираться до места — к 16–17 часам.

4 — 8 баллов. Вы хоть и не слишком, но робкий человек, сдержанный. Если вы садитесь за руль, природная осторожность будет способствовать безопасности передвижения. Вы никогда не станете стремиться к быстрой езде, что, возможно, вызовет недовольство окружающих. Если вы еще не научились управлять автомобилем, но собираетесь, то тренируйтесь, преодолевайте себя — старайтесь ездить с инструктором по городу, напряженным трассам, разрешенным для обучения.

9 — 11 баллов. У вас в характере неуверенность. Но вы можете управлять автомобилем и даже стать водителем-профессионалом.

12 — 20 баллов. Вы достаточно смелый человек и вполне можете управлять автомобилем (естественно, при наличии других важных для водителя качеств характера, а также соответствующих знаний и навыков). Вы уверенно чувствуете или будете себя чувствовать в самом интенсивном потоке машин, вовремя заметите опасность. Вы долгое время можете сидеть за рулем, в силу чего уже стали или можете стать отличным водителем-профессионалом. Однако и на вас распространяется правило — делать перерывы через каждые три-четыре часа непрерывной езды.

21 — 26 баллов. Ваша смелость безгранична или, вернее сказать, граничит с авантюризмом. Вы явно незаторможены. Можете небрежно относиться к деталям и не реагировать на сигналы опасности. В жизни вы лидер и пользуетесь успехом у противоположного пола. Любите испытывать новые эмоции. Работаете без утомления. Однако на дороге пренебрежение сигналами опасности всем дорого обходится. Вы — реальный или потенциальный нарушитель скоростного режима. Сдерживайте себя (или своих знакомых, набравших такое число баллов) на дороге. Всегда контролируйте свое состояние — упоение скоростью и азарт не должны брать верх над разумом. Вы не гонщик! Кстати, по предварительным данным, гонщики — люди смелые (их оценка 13 — 16 баллов), но не безрассудно храбрые. Видимо, среди них уже состоялся естественный отбор... А знаменитое «Безумству храбрых поем мы песню!» ни в коей мере не относится к водителям!

Александр ОСЕЕВ,

доцент кафедры социологии труда и предпринимательства

социологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии