Московский бензин оказался хорошим

МОСКОВСКИЙ БЕНЗИН ОКАЗАЛСЯ ХОРОШИМ

]

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ

МОСКОВСКИЙ БЕНЗИН ОКАЗАЛСЯ ХОРОШИМ

Юрий БУГАЕВ

В шестом номере нашего журнала мы рассказывали о проведенном совместно с московской транспортной инспекцией (МТИ) рейде по проверке качества бензина, продаваемого на московских АЗС.

Среди 10 отобранных проб лишь в одной, взятой на АЗС «Лема», октановое число, рассчитанное по исследовательскому методу, оказалось ниже предельно допустимого. Испытывая некоторые сомнения в столь благополучных результатах экспертизы, редакция решила продолжить проверку.

Остававшиеся в МТИ для возможного арбитража дубликаты проб бензина были поделены на две равные части — мучительная процедура с составлением протоколов, снятием печатей, вторичным опечатыванием и т. д., и т.п. Три наиболее сомнительные (по внешним признакам) пробы вторично направили на экспертизу во ВНИИНП для определения октанового числа, но уже по моторному методу.

Вкратце поясним. Бензин, который вам наливают на АЗС, — АИ-92, АИ-95 и т. д. — маркирован октановым числом (о. ч.), определенным по так называемому исследовательскому методу, о чем говорит буква «И» в индексе. Октановое число определяют и другим, моторным методом, по которому оно меньше на 10–11 пунктов.

Исследовательский и моторный методы различаются в основном условиями проведения испытаний. Например, число оборотов испытательного двигателя по моторному методу — 900 об/мин, по исследовательскому — 600. Топливовоздушная смесь в первом случае подогревается до 149°С, во втором — не более 50°С. Эти отличия в режиме работы двигателя и обусловливают различные величины октанового числа бензина, получаемые по двум методам. Сущность же его определения едина в обоих методах и заключается в сравнении испытуемого образца с эталонами топлива, октановое число которых известно.

Надежно запаковав три образца бензиновых проб, ваш корреспондент положил их в «дипломат» и через весь город доставил запрещенную к перевозу в общественном транспорте легковоспламеняющуюся жидкость в лабораторию опытного предприятия «Нефтепродукт», где злополучные пробы подверглись повторному испытанию.

В небольшом помещении стояло несколько испытательных установок, представляющих собой одноцилиндровые ДВС с переменной степенью сжатия, оснащенные пультом управления с многочисленными датчиками. В процессе испытания попеременным переключением двигателя с испытуемого образца на эталоны подбирается такая их смесь, которая детонирует точно так же, как испытуемый образец.

Эталонным топливом служат два индивидуальных углеводорода — изооктан (С8Н18) и нормальный гептан (С7Н16), резко различающиеся по детонационной стойкости. Процент изооктана в смеси с нормальным гептаном и называют октановым числом. Составляя смесь двух компонентов, можно получить эталоны с о. ч. от 0 до 100. При испытании АИ-98 использовались эталоны с о. ч. 97 и 99, АИ-95 — 94 и 96.

Около двух часов постукивал одноцилиндровый движок, выдавая на табло быстро меняющиеся цифры. Когда показания датчика детонации при работе на испытуемом топливе находятся между показателями, полученными при работе двигателя на двух эталонных смесях, отличающихся друг от друга не более чем на две октановые единицы, то октановое число топлива определяют путем интерполяции. Октановое число бензина, определенное по моторному методу, обозначают: о. ч./М-.

В нашем случае углубленной проверке подверглись две пробы финского бензина АИ-98 и одна — АИ-95.

АИ-95 с АЗС «Данако Лтд» показал о. ч./М-85,6 (допустимый минимум — 84), АИ-98 («Нефто Аджип») — 87,5 (min — 86) и АИ-98 («Роснефтесервис») — 87,7 (min — 86).

Октановое число во всех трех пробах бензина, определенное по моторному методу, оказалось даже выше нормируемого значения.

Видимо, дело тут не в методе определения этого числа, а в самом бензине. Ну хороший он, как его ни испытывай. Остается порадоваться за нас, автомобилистов.

Что мы и сделали, но все же договорились проверить неподдающиеся пробы еще разок, для очистки совести, в «смежной» независимой организации — 25-м ГосНИИ МО РФ, куда и переправили оставшиеся в московской транспортной инспекции образцы. Военные подтвердили соответствие подвергнутых испытаниям проб бензина госстандартам: АИ-95 («Данако Лтд») — 84,5; АИ-98 («Нефто Аджип» — 87,3; АИ-98 («Роснефтесервис») — 87,1. На этом московский этап бензинового рейда закончился. В столице, похоже, все в порядке. А если отъехать подальше?..

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии