Ваз-21093

ВАЗ-21093

]

ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ

VAZ 2109

Вадим КРЮЧКОВ

Редакционная «девятка» (1996, № 2, 7, 12; 1997, № 3) достигла пробега 60 тыс. км. Автомобиль пока еще в расцвете сил. Но все чаще раздаются звоночки, сигнализирующие, что молодость проходит и крупные ремонтные работы уже не за горами.

Вероятно, вскоре придется разбирать коробку передач — хруст при переходе с третьей передачи на вторую прогрессирует. Теперь уже без перегазовки с двойным выжимом сцепления понижающую не включишь. А вот «вверх» переключение идет пока без труда.

Все больше внимания требует двигатель. Он по-прежнему резв и хорошо тянет, но «достает» по мелочам. Характерное клацание заставило взяться за регулировку зазоров в газораспределительном механизме. Всего пришлось заменить шесть шайб — четыре в толкателях выпускных клапанов, две — в приводе впускных. Попутно установил новый зубчатый ремень. Старый, конечно, мог еще немного походить, но, внимательно осмотрев зубчики, решил — доверять ему на сто процентов уже нельзя, а вот брать с собой в качестве запасного в дальнюю дорогу еще можно.

Вскоре свист под капотом обозначил кончину второго ремня, приводящего генератор. Звук возник не случайно, а с сильным износом и надрывами лучше не ездить. Приобрел новый клиновой ремень. Благо, нынче это изделие не дефицит.

Однажды в плотном городском потоке мотор внезапно закипел. Причину нашел буквально через пару минут: блок цилиндров горячий, а радиатор еле теплый — термостат заклинило и охлаждающая жидкость циркулировала только по малому кругу. Перегрев не прошел без последствий: из-за неисправности клапана в пробке раздуло расширительный бачок. В результате кое-где на его поверхности появились трещинки — пожилой пластик не выдержал пытки высоким давлением. Долив воду, с включенным на полную мощность отопителем, кое-как дотащился до стоянки, где занялся ремонтом. Поставил новый термостат, расширительный бачок, пробку, клапан. Шланги закрепил червячными хомутами «Норма» и завершил работы, заправив систему свежим «Тосолом». С тех пор к охлаждению претензий нет.

Как вы знаете, корпус воздухофильтра на автомобилях ВАЗ нежелательно снимать слишком часто, иначе рано или поздно вырвете из карбюратора крепящие корпус шпильки. Наш «Солекс» не исключение — одна шпилька выскочила при затяжке, другая — сама отвернулась на ходу, да еще заклинила воздушную заслонку, из-за чего едва смогли пустить остывший двигатель. Вооружившись метчиком М6, перенарезал резьбу и вместо шпилек завернул болты, для надежности посадив их на герметик.

Со временем глушители VAZ 2108, 2109 начинают на ходу болтаться чересчур сильно, грозя повредить что-нибудь в нижней части машины. Так случилось и с редакционной «девяткой». Чтобы утихомирить взбунтовавшееся железо, многие надевают на глушитель отслуживший свое воздухофильтр. Правда, выпускная система все равно продолжает отчаянно вибрировать, но хоть стуков порождает меньше. Мы же пользуемся цивилизованным и, главное, самым надежным методом устранения подобных дефектов — заменяем ослабшие резиновые подушки глушителя на новые, желательно — фирменные вазовские. Что и выполнили на 49-й тысяче пробега.

Ходовая часть сохранилась неплохо: целы родные шаровые опоры и их чехлы. Задние амортизаторы не текут. Передние стойки с газонаполненными патронами «Плаза» служат исправно. Лишь изредка контролирую затяжку гаек их крепления. Помнится, поначалу одна из них имела склонность к самоотвинчиванию — сейчас вроде нет. А вот наконечники рулевых тяг пришлось заменить на 56-й тысяче. Перед работой дотошно подсчитал витки на резьбе и промерил длину рулевых тяг, чтобы при установке новых наконечников не сбить сход-развал. В результате подогнал размеры почти идеально — машину не тянуло в сторону и шины не изнашивались. Однако геометрию подвески для порядка решил проверить. Электронный стенд выдал следующую картину. Развал: левое колесо +0°17', правое — +0°07' при норме 30'±30'. Схождение — +0°23' при норме 1,5±1 мм. Разворот переднего моста +0°12' при норме до полуградуса. Угол наклона оси поворота: левое колесо минус 0°11', правое — плюс 0°41' при норме 20±30'. Как видите, все углы в пределах допуска. Однако наклоны осей поворота (то, что раньше называли кастором) приближаются к граничным показателям. К тому же в идеале хорошо бы установить их если не близкими по значению, то хотя бы равными по знаку. Но пока решил углы наклона не менять, иначе потребовалось бы регулировать и остальные. А вообще последовательность манипуляций с подвеской "Самары" такая: сначала устанавливают углы наклона осей поворота, потом развал, последним схождение.

Что еще приходилось делать? Заменил свечи, подтянул трос ручного тормоза, отрихтовал помятый обод колеса. Однажды при попытке включить компрессор подкачки шин «закоротило» гнездо прикуривателя. Перебрал разъем, и розетка снова заработала. Надо отметить — электрооборудование снова доставило массу хлопот. Отказала сигнализация «Престиж», вместо нее смонтировал итальянский моноблок GT. Попутно провел полную ревизию проводки. Восстановил цепи иммобилайзера, обжал контакты, проверил жгуты коммутатора и блока управления принудительным холостым ходом. Устранил обрыв в пучке проводов, подводящих питание к электростеклоподъемнику, приводу зеркала и электрозамку двери водителя. Оказалось, провода перетерлись об острые кромки отверстия в стойке.

На этом муки с электрикой не закончились — был еще целый букет неисправностей. Они потребовали долгого разбирательства и заслуживают подробного анализа. О том, как искать скрытые дефекты проводки, речь пойдет в следующем отчете о редакционной «девятке».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии