Как дойти до кондиции

КАК ДОЙТИ ДО КОНДИЦИИ

]

КЛУБ

Автолюбителей

КАК ДОЙТИ ДО КОНДИЦИИ

Оптимальный микроклимат в салоне — это не только комфорт,

но и безопасность движения, ибо водитель, у которого мерзнут ноги

или пот заливает глаза, вряд ли способен четко управлять автомобилем, особенно в экстремальных ситуациях. К сожалению, российским автомобилистам привычнее именно такие условия, а вот за рубежом даже машины малого класса нередко оборудованы кондиционером.

Теперь в России их устанавливают некоторые предприятия автосервиса, например московское «Автокондиционер». По просьбе редакции его директор Петр РОНЖИН рассказывает об устройстве и особенностях этого, пока малоизвестного у нас агрегата.

Большинство автомобилистов считают, что кондиционер служит для охлаждения воздуха в салоне. Но это только одна, хотя, пожалуй, основная его функция. На деле кондиционер не только изменяет температуру воздуха, но и снижает его влажность, задерживает пыль и гарь, а также устраняет неприятные запахи. Поэтому такие устройства правильнее называть климатизаторами, тем более что некоторые их модели еще и принудительно вентилируют салон, автоматически поддерживая заданные параметры воздуха.

Конструктивно такая установка (рис. 1) состоит из компрессора с электромагнитной муфтой 2, конденсора с электровентилятором 3, ресивера 1, климатического блока 5, патрубков и шлангов 4, соединяющих отдельные части установки, датчиков и электронных приборов управления.

Устройство климатического блока (например, израильской фирмы «Алекс Ориджинал» для автомобилей VAZ 2108, 2109, 21099) представлено на рис. 2. В блоке установлен испаритель 6 с терморегулирующим вентилем 7, теплообменник отопителя 4 и малошумный вентилятор 9, более мощный, чем штатный.

В режиме принудительной вентиляции кран радиатора отопителя закрыт, компрессор не работает, а электровентилятор подает в салон автомобиля необходимое количество воздуха.

В режиме отопления открывают кран, горячий «Тосол» поступает в теплообменник отопителя, где нагревает подаваемый вентилятором воздух.

Если требуется охладить воздух, кран отопителя закрывают. Замыкая электромагнитную муфту, включают компрессор кондиционера, который прокачивает парообразный фреон через конденсор, где газ переходит в жидкое состояние. Он поступает через ресивер в терморегулирующий вентиль, здесь дросселируется, благодаря чему понижается его температура. Отсюда газ идет в теплообменник, где испаряется и поглощает тепло поступающего воздуха, затем снова идет в компрессор. Регулируют температуру воздуха, приоткрывая кран, чтобы подогреть воздух до нужной температуры.

Надо ли говорить, что в современных автомобилях система управления климатическим блоком содержит электронные датчики и приборы, которые автоматически поддерживают выбранную температуру.

Управляющая электроника подает сигналы не только исполнительным механизмам климатической установки, но и электростеклоподъемникам. При этом окна, оставленные открытыми, закрываются, а при попытке снова открыть их предупредительный сигнал напоминает, что ваши действия мешают работе климатической системы.

В объявлениях о продаже автомобилей часто можно встретить фразу: «Автомобиль оборудован кондиционером» или «климат-контролем». В первом случае это не что иное, как кондиционер с ручным управлением, а во втором — с управляющим электронным блоком. Управлять климатической установкой и в том, и в другом случае достаточно просто, но кто-то любит делать это сам, а кто-то поручает электронике и «думающим» механизмам.

Во всех режимах (вентиляции, отопления и кондиционирования) климатическая установка позволяет воспользоваться рециркуляцией, когда воздух в климатический блок забирается из салона автомобиля, а не снаружи. Это позволяет быстро охладить или прогреть салон, а в дорожных пробках не придется дышать выхлопными газами соседних машин. Заслонки рециркуляции приводятся по-разному: например, в блоке, изображенном на рис. 2, — посредством разрежения, создаваемого во впускном коллекторе двигателя.

В режиме кондиционирования воздух не только охлаждается, но и осушается, проходя через теплообменник испарителя, на стенках которого выпадает в виде росы содержащаяся в воздухе влага. На влажных поверхностях испарителя, в свою очередь, задерживаются пыль, сажа и гарь, захватываемые снаружи. В дополнение к описанному некоторые фирмы устанавливают в воздуховоды сменные фильтры и поглотители запахов.

Нормально работающий кондиционер способен охладить поступающий примерно при 32°С воздух до 5...8°С.

Пользуясь кондиционером, следует помнить некоторые медицинские рекомендации. Вредно направлять на разгоряченное тело мощный поток холодного воздуха. Сначала включите первую (малую) скорость вентилятора, а дефлекторы воздушной системы поверните так, чтобы охлажденный воздух большей частью поступал к голове. Врачи и специалисты по эргономике рекомендуют поддерживать в салоне среднюю температуру 24°С и влажность 55...65%. Конечно, у водителя нет прибора, показывающего влажность в салоне, но если придерживаться указанной температуры, этот показатель автоматически придет в норму.

Несколько слов об агрегатах кондиционера, установленных в моторном отсеке. Компрессор обычно монтируется на двигателе с помощью специальных кронштейнов и приводится клиновым или поликлиновым ремнем, который, в свою очередь, может быть связан с другими агрегатами (генератором, водяным насосом и т. д.). В шкив компрессора чаще всего встроена электромагнитная муфта, посредством которой и включается кондиционер. Очень редко встречается иной привод компрессора — например, карданным валом. Но такое решение относится уже не к легковым автомобилям. Компрессор — один из самых дорогостоящих элементов кондиционера, и хотя при обычной эксплуатации автомобиля он не требует обслуживания, следует соблюдать несколько простых правил:

— не включать кондиционер при температуре окружающего воздуха ниже 5°С, так как прошедший испаритель фреон может не перейти в парообразное состояние, а попадание жидкого фреона в компрессор вызовет его поломку;

— если вы садитесь в нагретую на стоянке машину, то сначала пустите двигатель и дайте поработать ему хотя бы полминуты, а уж потом нажимайте кнопку кондиционера (кстати, при этом будет меньше нагрузка на стартер двигателя при пуске);

— прежде, чем заглушить двигатель, выключите кондиционер.

Конечно, можно отступать от этих правил, так как современные кондиционеры основательно защищены соответствующими датчиками. Но электроника тоже иногда отказывает, а замена компрессора в российских условиях может обойтись в 800 долларов.

При работе кондиционера компрессор отбирает у двигателя от 2 до 6 кВт мощности. Параметры компрессора подбирают в зависимости от размеров автомобиля и установленного на нем двигателя, так что снижение ходовых характеристик почувствует только очень опытный водитель.

При пользовании кондиционером возрастает расход бензина — что поделать, за комфорт надо платить. Решайте, что обойдется дороже — повышение расхода бензина на 5–10% или потеря нервов и здоровья.

Второй агрегат, разместившийся под капотом, — теплообменник конденсора с электровентилятором. Как правило, его устанавливают перед штатным радиатором системы охлаждения двигателя. Наиболее характерная неисправность — повреждение теплообменника камнями или сквозная коррозия алюминиевых частей, вызванная слишком активным применением дорожными службами всяческих солей для удаления снега и льда. Примерно 60% случаев плохой работы кондиционера связаны с неисправностью конденсора. Для продления срока службы можно защитить его от камней сеткой, а от коррозии — периодической промывкой теплообменника чистой водой, что, кстати, благотворно скажется на самом процессе теплообмена.

Несколько слов о резинометаллических патрубках и шлангах, соединяющих узлы системы. От их герметичности во многом зависит работоспособность установки, поэтому периодически проверяйте, нет ли потертостей, трещин и т. п. Штуцерные соединения должны быть чистыми, без следов «замасленности».

Понятно, что разгерметизация системы приводит к утечке фреона из системы. Начиная с 1992 года, ведущие автомобильные фирмы используют кондиционеры, заправляемые фреоном R134а, который не разрушает озоновый слой Земли. До этого применялся фреон R12, производство и применение которого ныне в развитых странах ограничено, а в следующем веке будет полностью запрещено. Узнать, какой фреон и в каком количестве заправлен в кондиционер, обычно помогают специальные наклейки на внутренней стороне капота и других местах моторного отсека. Если наклейка не сохранилась, то специалист может определить тип фреона по марке компрессора.

Автомобили, как водится, время от времени ломаются. Если в вашем установлен кондиционер, то старайтесь сами или требуйте от тех, кто ремонтирует ваш автомобиль, по возможности не разъединять трубопроводы кондиционера. Во-первых, это небезопасно. В нерабочем состоянии при 25°С фреон R134A находится в системе под давлением около 6 кгс/см2. При резкой разгерметизации фреон будет дросселироваться через немного отвернутый штуцер, резко (до минусовых значений) снижая при этом свою температуру: легко обморозить пальцы, лицо, повредить глаза. Фреон неядовит, но в закрытом небольшом помещении может вытеснить воздух и вызвать удушье.

А во-вторых, фреон — это не «Тосол», его нельзя будет потом залить через воронку. Для заправки кондиционера требуется специальное оборудование, так как сначала нужно откачать воздух из системы, а потом подать строго определенное количество фреона.

Дозаправлять кондиционер требуется нечасто. Утечки фреона бывают только из-за механических повреждений или старения уплотняющих прокладок. Очень немного фреона может выйти постепенно (в течение нескольких лет) через технологические, сервисные вентили — типа обычных золотников в автомобильных камерах. Поэтому, приобретая неновый автомобиль с кондиционером, хозяин которого заявляет, что «с кондишеном все в порядке, только надо заправить,» будьте осторожны. Попробуйте договориться, чтобы он сделал это за свой счет, потому что просто заправка стоит примерно 100 долларов, а ремонт кондиционера может перевалить и за 1000 (цены в Москве).

Заводы — изготовители автомобилей не выпускают кондиционеры (климатические установки), а покупают у специализированных фирм (наиболее известные — «Санден», «Калкинсон», «Алекс Ориджинал», «Конвекта»). Кондиционер, установленный на конвейере при сборке автомобиля, обходится владельцу в 1,5–2 раза дешевле, чем смонтированный потом в специализированной мастерской. Такая разница в цене легкообъяснима — при монтаже на уже готовый автомобиль приходится разбирать-собирать полмашины.

На иностранных автомобилях 80-х годов встречаются кондиционеры так называемого подвесного или блочного типа. Такое название они получили потому, что испаритель кондиционера выполнен в виде отдельного блока, подвешиваемого обычно под приборной панелью у ног переднего пассажира. В этом же блоке смонтирован свой электровентилятор, создающий циркуляцию воздуха в салоне, и ручки управления. Блочные кондиционеры исправно вырабатывают холод, но имеют ряд недостатков. Первый из них — неравномерное распределение охлажденного воздуха: передний пассажир уже замерзает, а водитель еще не почувствовал прохлады. Второй — нет четкого разделения режимов рециркуляции и забора наружного воздуха. Дело в том, что вентилятор, установленный в подвесном блоке, забирает воздух только из салона. Поэтому, когда автомобиль стоит, чтобы создать приток извне, приходится включать штатный вентилятор системы отопления и вентиляции. И наоборот, при движении есть постоянный приток воздуха снаружи благодаря скоростному напору, но тогда в салон попадает гарь от грузовиков и т.п. Причем, если в современных кондиционерах эта гарь большей частью оседает на влажных поверхностях испарителя, то в подвесных она сначала попадает в салон, а уже потом в кондиционер. Третий недостаток — использование фреона R12. Поскольку его производство и применение теперь ограничены, могут возникнуть проблемы с заправкой кондиционера, хотя в России, где экологические нормы более мягкие, найти фреон R12 легче, чем за рубежом. Машин с подвесными кондиционерами очень много в Египте, Турции, Объединенных Арабских Эмиратах.

У нас в стране небольшие фирмы и мастерские с недавних пор предлагают установить кондиционеры практически на все российские автомобили. Технический уровень кондиционеров и монтажа — самый различный. Много кондиционеров подвесного типа покупают в Арабских Эмиратах — местные умельцы устанавливают их на «жигули» и «волги».

Однако в Россию поступают и более совершенные модели зарубежных кондиционеров для некоторых отечественных автомобилей. В журнале «За рулем » (1997, № 3) довольно подробно описан кондиционер для VAZ 2108, 2109 итальянской фирмы «Диавиа». Хотя это устройство блочного типа со всеми присущими ему недостатками, уровень исполнения, дизайн и приспособленность к данным моделям автомобилей внушают доверие.

Кроме названных, в VAZ 2108, 2109 можно установить системы израильских фирм «Барлеви» и «Алекс Ориджинал», а также немецкой фирмы «Конвекта». Они наиболее совершенны, так как встраиваются в штатную систему вентиляции и отопления, благодаря чему охлажденный воздух распределяется по предусмотренным для этого воздуховодам и дефлекторам. В результате автомобиль приобретает климатическую установку, а понесенные затраты быстро окупаются настоящим комфортом. Основной недостаток кондиционеров «Барлеви» и «Конвекта» — необходимость вырезать в передней стенке салона довольно большое отверстие. Монтаж кондиционера «Алекс Ориджинал» более трудоемкий, но он лучше приспособлен для вазовских автомобилей, тем более что режимом рециркуляции можно пользоваться в любое время года. Кондиционер имеет международный сертификат по стандарту ISO 9002 и прошел сертификацию в НАМИ.

Наиболее интересную конструкцию для «Волги» предлагают специалисты лаборатории микроклимата автомобилей НАМИ и ВИСХОМа (см. ЗР, 1996, №9). Основные ее недостатки — использование фреона R12 и полукустарное единичное производство, которое не столько сказывается на работе устройства, сколько на внешнем виде. Впрочем, большая часть элементов кондиционера спрятана под панелью приборов.

Совсем недавно для GAZ 31029/">GAZ 31029 появились монтажные комплекты фирмы "Диавиа". Кондиционер встраивается в штатную систему вентиляции и отопления, работает на озонобезопасном фреоне R134а.

В заключение — о ценах. Наиболее совершенные модели стоят 1300 долларов, а монтаж, занимающий две смены, — 450–500. Гарантия составляет один год.

Климатический блок.

Рис. 1. 

Расположение узлов

кондиционера: 1 — ресивер;

2 — компрессор с электро-

магнитной муфтой; 3 — конден-

сор с электровентилятором;

4 — шланги; 5 — климатический блок.

Рис. 2. 

Климатический блок: 1 — корпус испарителя;

2 — штатные (автомобильные) рычаги управления заслонками с краном отопителя; 3 — патрубок слива конденсата; 4 — теплообменник отопителя;

5 — электромагнитный клапан; 6 — испаритель;

7 — терморегулирующий вентиль; 8 — вакуумный привод заслонок; 9 — вентилятор; 10 — крышка.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии