Ленточные, рычажные, масляные...

ЛЕНТОЧНЫЕ, РЫЧАЖНЫЕ, МАСЛЯНЫЕ...

]

КЛУБ

Автолюбителей

ЛЕНТОЧНЫЕ, РЫЧАЖНЫЕ, МАСЛЯНЫЕ...

Первые автомобили, как и их предки — экипажи на конной тяге, обходились вовсе без амортизаторов. Вполне хватало рессор, которые сами выполняли функции гасителей благодаря взаимному трению листов. Выходило, что старая, грязная и ржавая рессора гасила колебания машины лучше новой. О том, как появились амортизаторы, «вспоминает» Сергей КАНУННИКОВ.

Чтобы обеспечить комфорт, а главное — устойчивость и управляемость автомобиля на растущих скоростях, от конструкторов потребовалось создать демпфирующие устройства в дополнение к рессорам. Первые амортизаторы были предложены в 1904 году. Однако они оказались слабы и поэтому очень недолговечны — ими служили, как правило, резиновые детали или дополнительные рессоры, которые ограничивали ход основных.

Более совершенная конструкция представлена на фото слева. Амортизатор ударов на автомобиле «Испано-Сюиза» состоял из двух ножницеобразных рычагов, один из которых был шарнирно связан с осью (рессорой), а другой — с рамой. Колебания гасили фрикционные диски, интенсивность действия которых регулировали гайкой. Такие амортизаторы дожили до 30-х годов. Распространенный в США ленточный амортизатор работал только в одну сторону, не позволяя сжатой рессоре быстро «расслабляться». Укрепленная на оси мощная лента свободно скользила при сжатии рессоры внутрь корпуса, а при обратном ходе сильно тормозилась комбинацией фрикционных пластин и нажимной пружиной.

Первые гидравлические (масляные) амортизаторы были рычажными. Небольшой резервуар располагался на раме, причем параллельно последней (фото справа представляет более позднюю модель «Испано-Сюизы»). Рычаг амортизатора соединялся с тягой, которая другим концом была связана с рессорой. Такая конструкция, совершенствуясь, просуществовала до 50-х годов — достаточно вспомнить заднюю подвеску «Победы» и ЗИМа (ГАЗ-12). В задней подвеске «Москвича-401» амортизатор крепился, напротив, к рессоре, а тяга, связанная с рычагом, — к кузову. В передней подвеске «Победы» и ЗИМа амортизатор был закреплен на балке моста, а его сварной рычаг сложной формы служил одновременно рычагом самой подвески.

Постепенно на смену рычажным пришли телескопические амортизаторы, хорошо знакомые современным автомобилистам. У нас в стране они появились в 1956 году сначала на «Москвиче-402», а вскоре — на «Волге» (ГАЗ-21).

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии