Орден Красного орла вручен старейшему зарулевцу Марку Тилевичу

На груди старейшего и самого уважаемого сотрудника журнала «За рулем» Марка Григорьевича Тилевича появилась еще одна награда – немецкий орден Красного орла.

Уникальный военный орден Красного орла имеет 300-летнюю историю, а его кавалерами в свое время становились Александр Суворов и Михаил Барклай-де-Толли. В наше время орден Красного орла вручают за особые заслуги перед федеральной землей Бранденбург. Такой чести удостаиваются не более 20 человек в год. Награда в форме мальтийского креста носится на шее на красно-белой подвязке.

У немцев на все свой протокол. А уж в случае с высокими наградами — тем более! Награждаемых приглашают в Германию, поскольку орден должен быть вручен лично, причем с соблюдением особой процедуры. Если по каким-либо причинам человек не может приехать, представители Земли Бранденбург отправляются к кавалеру на дом. Так случилось и на сей раз. Немецкая делегация прибыла в Москву — и уже здесь, в одном из залов отеля «Националь», что напротив Кремля, в присутствии представителей посольства Германии и сотрудников журнала «За рулем» немцы вручили нашему Марку этот уникальный орден.

Главный вопрос: за какие заслуги?

Марк Тилевич встретил войну в Литве, поскольку служил в пограничных войсках. На долю 19-летнего парня выпало столько, что можно отдельную книгу написать. После ранения, контузии и плена, из которого дважды пытался бежать, он в 1943 году был заключен в концлагерь Заксенхаузен. В отличие от «канонизированных» лагерей вроде Треблинки или Дахау, лагерь Заксенхаузен стал известен в СССР лишь в середине 60-х годов. Через этот лагерь прошло около 200 тысяч заключенных: каждый второй погиб…

Марк Тилевич в Заксенхаузене входил в одну из групп Сопротивления.

В 1945 году в страхе перед наступающими советскими войсками эсэсовцы спешно эвакуировали лагерь. Свыше 30 тысяч заключенных погнали без сна и отдыха к Балтийскому морю, где их ожидали баржи — всех решили утопить. Тех, кто уже не мог идти, убивали на месте. Эта кровавая акция известна как «марш смерти». К концу перехода Марк окончательно потерял силы, и друзья буквально тащили его на себе. И тут подоспели советские части: счастье освобождения наступило 2 мая 1945 года.

В наше комфортное время, в век кондиционеров, интернета и сотовых телефонов сложно представить себе весь ужас, который пришлось пережить узникам фашистских концентрационных лагерей. Молодежи это и вовсе не по силам. Через всю свою жизнь Марк Григорьевич Тилевич пронес идею увековечения памяти героев — чтобы знали и помнили. На протяжении многих лет он является вице-президентом Международного комитета узников Заксенхаузена и вице-президентом межрегионального объединения бывших узников гитлеровских концлагерей. В частности, благодаря его усилиям на месте, где располагался лагерь, был установлен обелиск.

Приняв награду, Марк Григорьевич сказал простые, но в то же время настолько проникновенные слова благодарности, что ком к горлу подступил. И, будучи журналистом со стажем, я искренне позавидовал тому, как в свои 92 года наш Марк сохраняет остроту ума, сочность эпитетов и широту души.

Приятно и то, что собравшиеся «люди в костюмах» оказались не чужды автомобильной жизни. После того как закончилась торжественная часть мероприятия, были перемыты все косточки «трабантам» и «вартбургам», а из глубин памяти с радостью извлечены смешные и курьезные истории, которых на долю каждого автомобилиста выпадает немало.

Пользуясь столь приятным случаем, хочется поздравить Марка Григорьевича еще с одним знаменательным событием: в этом году исполняется 55 лет с тех пор, как он пришел в журнал «За рулем»: в штате редакции он числится с 1959 года! О том, сколько за эти годы было написано и отредактировано статей, не знает и сам Марк. Но мы знаем: горы!

Марк Григорьевич, спасибо Вам! И будьте здоровы!

Подпишитесь на «За рулем» в