Спам-машины: как отделаться от навязчивых услуг

Навязчивый маркетинг в виде СМС-рассылки освоили автодилеры, страховщики и всевозможные околоавтомобильные конторы. Теперь от этого спама никуда не скрыться. Что нужно сделать, чтобы вас перестали допекать?

«Отдаем в минус Land Rover и Jaguar. До 30.06! Musa Motors», — уверяют неизвестные в пришедшем сообщении, и далее следует телефон конторы. Сообщения аналогичного характера от дилеров регулярно приходят на телефон мне и моим коллегам. Мы обратились по указанному номеру с просьбой разъяснить, откуда у них наши контакты и почему реклама приходит без предварительного согласия.

Оператор колл-центра переключил на клиентский отдел, где нам стали рассказывать про некую клиентскую базу партнеров дилера, в которой мы, вероятно, состоим. Клиентом этого дилера лично я никогда не был и разрешения на рассылку уж точно не давал. Впрочем, в Musa Motors согласились внести мой телефон в некий стоп-лист, после чего я, по идее, уже не должен получать их предложения.

Адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько убежден, что на данный момент очень сложно юридическими рычагами воздействовать на подобные компании. «Меня тоже один дилер постоянно засыпал СМС-ками, я позвонил им – и меня вычеркнули из базы. Но не со всеми удается договориться», — признал он.

Лидер «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин соглашается с Радько. «Полноценной защиты в законодательстве от подобной коммерческой агрессии не предусмотрено, – говорит правозащитник. – Еще на этапе передачи информации из этих баз можно говорить о том, что нарушается конфиденциальность личных данных. Судя по всему, делается это тоже незаконно, кто-то ими просто приторговывает».

Для того чтобы телефон не попал в спамерские базы, необходимо реже его сообщать кому-либо. Как правило, получая скидочные карты или участвуя в акциях, заполняются различные анкеты. Оттуда спамеры берут контакты. «Можно, конечно, судиться с такими фирмами, но на моей памяти никто еще не смог их наказать хотя бы за нанесение морального вреда», — замечает Похмелкин.

СМС-маркетинг

Чтобы понять, как все это работает, мы связались с одной из компаний, предлагающей комплексную СМС-рассылку. Есть официальный канал и неофициальный. Первый позволяет вполне легально рассылать сообщения через операторов большой тройки («Мегафон», МТС, «Билайн»). По словам нашего собеседника, во время заключения абонентского контракта многие граждане намеренно или случайно не замечают пункт в договоре, который как раз разрешает присылать рекламу.

К примеру, у МТС такая услуга называется «SMS-газета». Легальной считается и рассылка по номерам, собранным терминалами платежного сервиса Qiwi. Причем она может быть точечной по локальному району. Большие операторы следят за тем, чтобы человек не получал больше одного послания в месяц. С незаконной рассылкой все проще: отправляются многочисленные сообщения с незарегистрированного мобильного телефона, затем SIM-карта просто выбрасывается.

Выгода или потери?

Но есть ли выгода от такого способа ведения бизнеса? Агрессивный маркетинг на самом деле не столько помогает дилерам, сколько приносит вред и негатив, убежден президент Ассоциации российских автомобильных дилеров (РОАД) Андрей Петренко. «Если бомбить человека предложениями больше одного раза в месяц, то он точно станет недовольным, — комментирует эксперт. – Но если мы говорим о нормальных взаимоотношениях, которые дилер выстраивает со своим непосредственным клиентом, то это нормальная практика».

Особо заманчивые условия покупки автомобиля, изложенные в подобных рассылках, вообще могут быть мошенническими. «Исходя из математики, если говорят, что «отдают в минус», значит можно прийти взять автомобиль еще и денег попросить. Я бы не стал реагировать на подобные предложения», — заметил собеседник.

И все же, если законодательство не дает полной защиты гражданину против спамеров, то есть еще один способ – обращение в ФАС. В мае за незаконную «СМС-рекламу» антимонопольщики оштрафовали торговую сеть «Перекресток» на 100 тыс. руб. Деньги для них, конечно, небольшие, но навязчивость от этого у рекламщиков точно поубавится.

Подпишитесь на «За рулем» в