Проект «Кортеж»: на чем поедет президент

Проект Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института, в рамках которого создается семейство автомобилей «Кортеж» (лимузин для первых лиц Российской Федерации, а также седан, вседорожник и минивэн), представляет Максим Нагайцев, генеральный директор ФГУП «НАМИ».

03

03

Максим Валерьевич Нагайцев (45 лет) окончил МГТУ им. Н.Э. Баумана; прошел путь от инженера до гендиректора фирмы в сфере ремонта и обслуживания автомобилей. С 2001 по 2005 год работал в МГТУ ассистентом, а после защиты кандидатской диссертации — доцентом кафедры «Многоцелевые гусеничные машины». Руководил отделом НИИ специального машиностроения, выполняющим контракты Министерства обороны РФ.

С 2005 года — вице-президент по техническому развитию АО «АВТОВАЗ», с 2009-го — вице-президент по продажам и маркетингу. Руководил освоением производства автомобилей «Приора» и «Калина», разработкой новой платформы класса С. В июле 2011 года назначен генеральным директором Государственного научного центра Российской Федерации ФГУП «НАМИ».

Кортеж

Кортеж
Запуск в серию автомобилей для президента Российской Федерации намечен на 2017 год

ОТ ЗИСа ДО ЗАПРОСА

Начнем с новейшей истории автомобилей для первых лиц. Лет десять-двенадцать назад Гараж особого назначения использовал в основном «мерседесы» в варианте «Пульман» и докатывал прежние ЗИЛы. Это было неким отражением рынка, на который победно въехали иномарки. К тому времени ЗИЛ бесповоротно устарел, были проблемы с надежностью… Настроения в обществе — хотим ездить на современных, надежных, удобных машинах — нашли отражение и здесь.

Однако со временем вернулись и патриотические акценты. Мы великая держава, крупная экономика — отчего же нет собственного автомобильного флагмана? Логичный подход поддерживал и рынок, на котором обозначилась если не мода, то симпатия к российским продуктам, даже отчасти гордость. Возник запрос на отечественный представительский автомобиль.

Но если его возрождать, как обеспечить окупаемость? Что и для кого мы сделаем? Собрать для ГОНа две машины или даже два десятка? Такой подход экономически нецелесообразен.

Вспомним, что легендарный ЗИС-101, наш первенец в классе больших автомобилей, был выпущен тиражом больше 8000 экземпляров, эксплуатировался даже в такси и скорой помощи. После войны представительский класс освоил и ГАЗ со своим ЗИМом, который заменил московскую машину в массовом сегменте. ЗИС-110 тоже использовали в народном хозяйстве, но все последующие модели предназначались только для избранных.

Соответственно, объем выпуска представительских автомобилей резко ограничили, и для ЗИЛа это была технологическая катастрофа.

Подход каретной мастерской именно тогда и сложился: малый тираж, кустарное производство. Модели 114 и 4104 — яркий тому пример. Да и сам завод сегодня едва ли в силах принять такой вызов, как новая оригинальная модель высшего класса.

02

02

ИДЕИ ГАЗа И НАМИ

В ответ на запрос о необходимости создания отечественного легкового флагмана в 2012 году возникло предложение «Группы ГАЗ». Чтобы быстро сделать такую машину, предполагалось полностью заимствовать платформу, даже больше скажу — целиком автомобиль, тот же мерседесовский «Пульман», например, или фольксвагеновский «Фаэтон», или «Бентли», и сделать так называемый бейдж-инжиниринг, то есть небольшой фейслифтинг. Получили бы готовую, известную машину, но с внешними признаками новой, российской. Называли бы ее, допустим, «Чайка». Понятный и практикуемый сегодня вариант. Стоимость разработки относительно невелика, тираж — любой, хоть самый малый.

Это предложение уже было сформулировано и вынесено на рассмотрение правительства, когда в работу включились ГК «Ростехнологии» и НАМИ, куда я был назначен директором. Мы предлагали потратить в десять раз больше денег, но при этом отработать производство новой платформы. То есть речь шла о создании с нуля собственного проекта — в партнерстве с мировыми фирмами, конечно, но именно новой, российской машины. Причем мы с самого начала предлагали не единственный автомобиль, а семейство. Но давайте не будем забегать вперед.

«Кортеж» — это не только лимузин президента, но и семейство из четырех автомобилей, построенных на единой платформе отечественной разработки.

Свой доклад тогда я начал не с технических аспектов, а предложил посмотреть на рынок. После падения 2009 года он уже восстановился, причем наибольший рост показали машины дорогого сегмента, на 11–13% в год. Это тренд: наш рынок приближается к европейскому и американскому, где доля больших и дорогих машин высока, под 30%, — и здесь у нас хороший запас. Почему бы на этом не сыграть?

Предложение ГАЗа вовсе не предполагало свободной продажи флагмана, мы же считали по-другому: за рынок можно побороться.

04

04

Наш проект с самого начала подразумевал позиционирование в трех ценовых зонах: машины только для первых лиц государства, затем люксовые автомобили для продажи всем желающим (по цене от 5 млн рублей) и относительно доступные версии (ведь «большой» и «дорогой» не обязательно синонимы, за примерами обратитесь к американскому рынку). Что касается собственно типа автомобилей, то шли мы, конечно же, от потребностей основного заказчика. Каков обычный состав правительственного кортежа? Это собственно удлиненный лимузин, седан для сервисных функций, вседорожник для охраны, в котором иногда может поехать первое лицо, и микроавтобус, обеспечивающий связь, медицинскую поддержку, охрану, офисные функции… В ГОНе используют «мерседесы» (от бронированного «Пульмана» до ML-класса) и вэны «Фольксваген». Проблема в том, что все машины сопровождения заметно проигрывают лидеру. А ведь нужны автомобили, способные угнаться за лимузином и обладающие соответствующими устойчивостью и управляемостью.

Мы предложили создать одну платформу для всех автомобилей кортежа. Полноприводную, способную реализовать возможности самых мощных двигателей, рассчитанную и на кузов минивэна, и на удлиненный лимузин, и на седан люкс-класса, и на крупный вседорожник.

Отсюда хороший рыночный потенциал (у семейства он, понятно, куда больше, чем у одного лимузина), и технологические решения (речь уже о серийном выпуске агрегатов), и собственно название всего проекта — «Кортеж». Он в итоге и был одобрен правительством и президентом.

ПЯТЬ ТЕХНОЛОГИЙ И ПЯТЬ СТИЛЕЙ

Итак, модульная платформа будет использоваться не только для особых автомобилей, но и для рыночных моделей. При этом, понимая, что мы не можем быстро спроектировать весь автомобиль с нуля, выделяем несколько ключевых компетенций, которые будут характеризовать продукт как российский. Вот что будем делать мы: кузов, от дизайна до структуры; двигатель, который всегда является признаком марки; трансмиссию (еще раз подчеркну, что впервые в мировой практике президентский лимузин будет полноприводным); шасси, имея в виду в первую очередь настройку уже известных узлов и компонентов (никто не собирается заново разрабатывать тормозные механизмы или усилитель руля, они есть на рынке); наконец, электронику, отвечающую за движение, то есть управление двигателем, трансмиссией, шасси.

05

05

Впервые в мировой практике правительственный лимузин будет полноприводным

Мы проработаем пять этих направлений и там, где это потребуется, привлечем к работе партнеров. К концу проекта будем располагать не просто агрегатами, а технологиями, производством и сможем широко использовать созданную платформу.

Первый этап — поиск стиля, который НАМИ проводил на конкурсной основе. Мы оповестили буквально всех дизайнеров, поиск идей и концепции проходил максимально публично, в Интернете, с участием и российских, и зарубежных стилистов.

Три этапа конкурса прошли в довольно жестких временных рамках. Мы просили подготовить скетчи в течение трех недель. Потом примерно за месяц надо было перейти от скетча к 3D-модели, то есть от рисунка к поверхности. И после, на третьем этапе, предложили сделать оригинальные двухминутные ролики: автомобиль выезжает из ворот Спасской башни, спускается по Васильевскому на набережную; второй сюжет — скоростной проход кортежа по Новому Арбату.

Мы собрали больше 80 работ. Довольно четко определились пять направлений. Первое — вариации и современное прочтение темы ЗИСов. Второе — то же самое, но про ЗИЛ. Третье — заимствование стилистики классических европейских топ-моделей: «Бентли» и «Роллс-Ройса». Четвертое — мотивы современных представительских машин: «Мерседес-Бенца», БМВ, «Ауди». И наконец, пятое — некий футуризм, эпатаж, фантастика.

06

06

ЭТО НЕ РЕТРО

После первоначального отсева осталось 25 проектов, которые мы показали министру. Из них отобрали восемь скетчей для представления президенту — кстати, в подборку вошли все пять направлений.

По итогам его оценок (альбом был испещрен крестиками, плюсиками, единичками — надо его сохранить для истории) мы взяли в работу две концепции: одну — с историческими деталями, а вторую — современно-европейскую. То есть а-ля ЗИС и а-ля немецкая «большая тройка».

Наверное, я сделал бы такой же выбор. Знаете, самое удивительное, что оба этих скетча рисовал один и тот же человек — выпускник МАМИ 2007 года Алексей Чвокин, работавший на тот момент в центре стиля НАМИ.

Затем наступило время командной работы. При переходе к макетированию был сделан окончательный выбор: автомобиль с мотивами ЗИС-110. Подчеркну, это не ретро, а современное прочтение классики.

У таких машин помимо сугубо представительских есть другая важнейшая функция — обеспечить защиту. Чтобы сохранить внутренний объем, не меньший, чем сегодня, и разместить необходимую броню, надо делать машину максимальных габаритов. Наш автомобиль, пожалуй, самый большой в мире, даже крупнее «Фантома», — и это очень серьезный вызов для дизайнеров. Чтобы облик не был тяжеловесным, пошли на всякие уловки, изменение визуальных пропорций, сглаживание углов и т. д. — и добились: все, кто впервые видят лимузин, не верят в цифры его размеров.

07

07

ОСНОВНОЙ ЗАКАЗЧИК

Итак, 9 января 2013 года мы получили указание министерства прорабатывать проект; а уже в мае, накануне корректировки бюджета, предстояло получить одобрение проделанной работы, чтобы нам открыли финансирование.

К этому моменту помимо отработки стиля удалось подготовить и бизнес-план: мы предусмотрели механизм возврата государственных денег в бюджет! Это придавало проекту совсем другой тон: не просим подачку, а лишь одалживаем средства. Несколько совещаний, заседаний — и в бюджете страны, кажется, впервые появилась строчка: «Научно-исследовательские работы, автопром».

Правда, живые деньги мы увидели только в октябре, но главное — можно работать, заключать первые соглашения с иностранцами и т. п. Мы полным ходом делали макеты, которые были готовы в начале января 2014 года. Теперь, перед началом собственно проектирования, предстояло показать машину заказчикам, получить замечания, одобрение размеров и т. д. То есть, пройдя стадию подготовки, услышать команду «Марш!».

Поэтому 22 января все три макета «Кортежа» доставили в Ново-Огарево, где их осмотрел президент. Он, конечно, захотел сразу опробовать лимузин, сел за руль. Действительно, машина производила впечатление готового изделия, а не макета, — и впрямь хоть садись и езжай. Хорошо, что мы все выключатели за панель убрали. Рассказываю про стиль, а потом предлагаю: давайте, мол, перейдем на ваше рабочее место, а здесь ваш водитель уже все осмотрел.

09

09

Вопрос был только один, но, что называется, взявши за пуговицу: когда? Говорю, в соответствии с проектом — в 2017 году.

— Начало или конец?

— Даты мы уточним к концу этого года, когда уже будут контракты, утвержденная смета… Сделаем доклад обо всех сроках.

— Работайте!

На фото — ходовой макет, утвержденный президентом; вы — практически первые зрители…

ПРОЕКТ ВТОРОЙ СЕРИИ

После того как были утверждены стиль и программа, настал черед проектирования.

По всем международным стандартам это сегодня выглядит так. Автомобиль полностью собирается, рассчитывается и испытывается в цифре — с помощью компьютерного моделирования. Иными словами, мы должны разложить всю машину, ее системы и узлы подетально, назначить ответственных за их проектирование и определить поставщиков по всем позициям.

Понимая, как важен инструмент, мы в НАМИ сразу начали взаимодействовать с компаниями «Дассо» и «Сименс» — закупали десятками рабочие места и учились. Пригодился опыт, который мы приобрели на АВТОВАЗе.

Сегодня мы работаем с тремя крупнейшими инжиниринговыми моторными фирмами, я уже знаю, где можно отливать блоки и головки в России.

Ясно представляю, как будем делать трансмиссию. Готов подтвердить, что сборка машин планируется в Ульяновске…

Но об этом — в следующих сериях проекта «Кортеж». Следите за публикациями в журнале «За рулем»! 

СДЕЛАНО НАМИ

08

08

Научный автомобильный институт основан 16 октября 1918 года как база для развития автомобильной науки. Институт занимался также непосредственно проектированием автомобильной техники, создал прототипы ярославских дизелей, автоматические трансмиссии, грузовик «Урал» и много ярких экспериментальных автомобилей. Идея глубокой централизации едва не погубила НАМИ к началу 2000-х: на всех заводах работали собственные конструкторские службы, а чистая наука не была востребована. Институт превращался в скопище мелких фирмочек... С приходом нового руководства НАМИ вновь возвращается к серьезным автомобильным проектам. Институт принимает на работу молодых специалистов, сотрудничает с вузами, осваивает современные технологии проектирования (на фото — новый дизайн-центр). «Кортеж» — один из показателей возрождения НАМИ, научной базы с 95-летней историей.

Табличные данные

t-01

t-01
Фото: Александр Кульнев, из архива НАМИ
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (36)

Самые новые

Большинство коментов от тех кто в обще ничего придумать не могут. Вы блин попробуйте придумать новый дезайн. Я почти на 1000 процентов уверен что у вас Гоуно выйдет. Хочу вам господа дизайнеры на помнить что современный автопром в мире постоянно друг у друга заимствуют удачные дизайнерские решение. Порой очень легко можно не присматриваясь спутать Пежо с Киа. А вы тут вонь такую разнесли что читать противно. И кому вообще в голову пришло сравнить Рол Ройс Фантом с Картежем. Машины только с далека похожи. По сровненю с Картежем Рол Ройс мордой леца тупорыл и кирпичен.Вы как либерасты которые кричат свергнуть путина а сами при этом не программы толковой не имеют для развития не сами мизинца Путина не стоят. Да что там говорить по сравнению С Путиным, Шайгу, Лавровым проста верещащая грязь под ногтями.Смысл сего сочинения весьма прост сперва сам что не будь сделай потом критикуй. Как те люди которые на конкурс выставляли свои работы.

Ответить#
0

Ну и так, чисто сравнить: ссылка построения объемов и геометрия кузова Путивена очень сильно схожа с концепцией построения кузовов японцев. Очень уж похоже. Относительно хрома и дизайна — автор уж очень вдохновлялся сугубо американским тюнингов — часть скетчей есть типичная shawarma shuttle.Смотрим и сравниваем: ссылка особенно радует — китайские мотивы: — FAW Hongqi V1. ссылка— Geely GE: ссылка

Ответить#
0

Автору еще бы не мешало почитать о том, что есть Cadillac DTS президента США. Который по размерам, кои столь любит автор, немного поболе все же будет. :))))))))))))Кстати. Если уж говорить о заимствовании и современном прочтении классики — не мешало бы автору посмотреть, откуда идут корни ЗИС-101, ЗИС-110, ЗИС-115. ЗИС-101: Это была практически точная копия автомобиля Buick-32-90, который по американским меркам относился к высшему-среднему классу (выше большинства марок, но ниже таких, как Cadillac или Packard).ЗИС-110: Packard 180 c кузовом Touring Sedan образца 1941 года + более поздняя обработка дизайна в соответствии с американской стилистикой конца 40-х. ЗИС-115 — см. ЗИС-110.То есть, спустя даже 70 лет — ничего не поменялось.В дизайне всех машин легко угадываются то, с чего были скопированы:- Maybach 62- Chrysler Imperial / Chrysler New Yorker, Concept 2006. ссылка— Bentley Dominator. ссылка/- Chrysler Phaeton 1997. ссылка— Kia Soul 2Ничего нового — одни заимствования, причем очевидные тому, кто хоть немного знаком с автодизайном и концептами последних 20 лет.

Ответить#
0

Впервые в мировой практике правительственный лимузин будет полноприводным — автор вообще что курит? Может, автору не мешало бы отойти от пафосного слога и перейти к правде? Audi A8 Quattro, которую использовал Шредер и использует Меркель — этого не было? Буш не использовал разве полноприводный DTS? A 2001 Cadillac DeVille limousine was delivered to the Bush administration and was replaced in 2005 by a Cadillac DTS (DeVille Touring Sedan). The 2005 Cadillac DTS limousine is a hand-crafted, custom built, armored version of the stretch Cadillac DTS built on a GM four-wheel drive platform.

Ответить#
0

Руль от Мондео, мда..

Ответить#
0

Большой воронок для главного кгбиста и воронки по меньше для боле мелких кгбистов, чтоб по ночам к врагам вождя в гости ездить.

Ответить#
0

За патриотизм «ТВЕРДАЯ ПЯТЕРОЧКА» А за дизайн «КОЛ» Хер знает что, а не проект!!! Кузов чистейших гибрид БЕНТЛИ-МАЙБАХ. Салон, ну верх безвкусия! Еще бы «МНОГО-МНОГО» позолоченных элементов декора и в добавок шкуру медведя на задние диваны.

Ответить#
0

Неужели в Роси перевелись художники...? кроме 7 варианта одни убожества нарисованы...

Ответить#
0

седьмой-то вариант как раз и фигня полная. Такое школота на полях тетрадок рисует. Абсолютное подражание детским игрушкам и попсовость. Через пару лет, появись это в железе, всё это станет внушать смех, а не уважение.

Ответить#
0

Я б так сделал.1. для президента и правительства2. для частников3 и 7 для продвинутых частников1 платформа, 3 варианта, 8 моделей. Все довольны.ПС внедорожник в 1варианте очень понравился. Пропорции — класс.

Ответить#
0

хочу первый жип по программе гос поддержки.. я его на газ переведу даже !

Ответить#
0

Вот что-то типа седьмого варианта было бы самое то.

Ответить#
0

Что- то, как-то не очень. Полумайбах- полуроллс и все такое. Чуть бы смелости, и сделать что-то фантастическое, суперсовременное. Но это не для тех и не те , как говорится.Окантовка по низу хромированная вообще все портит по-моему. Но , как говорят на вкус и цвет товарищей нет. Кто платит — тот и музыку заказывает.

Ответить#
0

собрание повторений — одно от Майбаха, второй от РР, третье от Бентли. Итог — как-то все вторично и помпезно

Ответить#
0

Машина СУПЕР! к сожалению большинство коментов не патриотичны и нелогичны,Весь мир друг у друга подглядывает, в мерсе есть нотки и бмв и опеля и форда и на оборот, так люди двигаются к совершенству, если бы было наоборот мы бы видели сейчас новое авто в виде того что оно представляло из себя 100 лет назад. Если бы на машине была эмблема мерса вы бы уписялись от восторга потому что спорить с немцами в дизайне как то не солидно, немцы все таки. И то что новый чероки Хрень дизайн, на постном масле, из вас также вряд ли кто напишет. Президент РОССИИ должен ездить, летать, плавать итд на русском изделии, ходить, носить, использовать то что делают в России, для того чтобы товар в России был качественным, что бы мы гордились тем что производим, чтобы зарплаты и пенсии платили вам в России а не в америке . Не ужели чтобы так думать нужно быть гением? На столько простые вещи приходиться писать. Мы стали американцами? Которых высмеиваем! Это что такое? Мы забыли победы наших предков!? если так , то мы жалкое племя.П.С пишу потому что просто обидно, обидно за вас, за нас и за себя.

Ответить#
0

Артем поддерживаю! Ребят, вообще изучайте историю своего рода. Тут покопался в инете и нашел на сайте «Подвиг народа» информацию, что мой дед во время войны сбил из карабина фашисткий самолет. Разве я хуже немца? Нам пытаются почему то вдолбить, что мы хуже всех и ничего не умеем! Почитайте свои комменты — нытики! Тошнит от вас!Авто отличный! Не ожидал! Думал слизали с чего то, проглядел в сети ролс ройсы, бентли, майбахи — салон оригинальный! Удачи и успехов разработчикам!

Ответить#
0

Вообще-то сбил твой дед, а не ты, так что твоё: «Разве я хуже немца?» повисло в воздухе. Сделай, покажи — будет ясно, хуже или нет.И про деда надо было бы знать самому, а не случайно натыкаться на сайте.

Ответить#
0

патриоты- не только президент катается на отечественном авто, а когда население покупает отечественные авто, а где они? что с ними стало? — волги, москвичи.... неужели инженерная мысль кончилась?!

Ответить#
0

как покупатели, мы изменились, и не хотим покупать невыгодное. А вот как производители...ну, ты понял. Вот это и стало с волгами да москвичами.

Ответить#
0

Рулевая колонка вместо с баранкой и переключателями форд мондео. Колодцы воздуховодов шерале круз. Что лучше собрать машину из комплектующих эконом класса или купить патент на фонтом перелецевать и производить признанный качественный продукт

Ответить#
0

Куча скопированных идей....

Ответить#
0

6 и 7

Ответить#
0

Que orgullo!

Ответить#
0

7 Вариант однозначно !!!

Ответить#
0

Сразу видно, что дизайнеры наши учились тому, что лучше всего изучают в российских институтах — списывать. Печально, что нет своих идей. Разве что вариант 2 стоит пристальнее рассмотреть. Вполне солидно, сдержано и без цыганского хрома.

Ответить#
0

Похоже на китайский автопром )) с мира по нитке... чёрти чё.

Ответить#
0

У меня у друга старая праворукая камри 2004 г.в. и в ней оформление салона один в один как тут на фото)Но если для старенькой камри это вполне нормально, то для новой машины для президента это просто убожество)

Ответить#
0

Зачем всем автомобилям иметь одинаковые по мощности двигатели, если они почти в 2 раза легче лимузина?

Ответить#
0

доехал до перекрестка — прыг в джип и тут тебя и виделида и дешевле наверное разработать и сделать сновья 1 двиг, чем кучу

Ответить#
0

ЗиС-110- это американский «Паккард». Уж лучше идти по пути тов. Сталина, который повторили китайцы: скопировать лучшую модель в мире и потом от неё отталкиваться в дальнейшем.

Ответить#
0

ВВП выбрал мотив ретроЗиСа значит.

Ответить#
0

Точечные ДХО — это хорошо, это уже вполне тянет на ретро. И ручная коробка — круто. А габариты для погрузки в самолёт учли? Оно хоть меньше БМП?

Ответить#
0

RR Phantom EWB — длина 6.09 метра. БМП-3 — длина 6.7 метра. Думаю, Кортеж вряд ли длиннее Фантома больше чем на 10–15 см.

Ответить#
0

да я ж пошутил :-)Хотя.. неплохо, получается, его на штатной БМДшной системе можно сбрасывать? Удобно, чо.

Ответить#
0

Ггг, сделают спецмодификацию с торсионной подвеской — и вперед.

Ответить#
0

Денег на пенсии нет, а вот несколько миллиардов закопать на «это» всегда найдется, почему бы не ездить на отличных готовых авто другого производителя, вот зачем вкладывать огромные средства в заведомо убыточные разработки-производства если в стране нет лишних средств непонятно

Ответить#
0