Citroen C-Elysee и Skoda Rapid: социальный лифт

Да, Skoda Rapid – не седан, а лифтбек, нечто среднее между седаном и хэтчбеком. Но его все равно будут сравнивать с относительно недорогими седанами. Почему «относительно»? Потому что при стоимости под 700 000 руб. говорить о бюджетности не приходится. Это автомобили для среднего класса – своего рода следующий «этаж» вверх по социальной лестнице.

В предыдущих номерах

Peugeot 301 – Citroen C-Elysee 3:2

Летом прошлого года мы рискнули и сравнили практически аналогичные французские седаны – Peugeot 301 и Сitroen C-Elysee. И статью назвали «Разнофамильцы». Одинаковость автомобилей вызвала большую сложность при оценке наших «дуэлянтов», однако Peugeot понравился редакторам чуть больше и главным образом из-за великолепного дизельного двигателя, предложенного только поклонникам «львиной марки». А «двойной шеврон» ограничили бензиновыми моторами. Наши эксперты хвалили 301-й и за настройки подвески, чуть более удачные, чем у C-Elysee.

Citroen C-Elysee Tendance (c опциями) 1,6 л (115 л.с.) 5MКП - 656 900 руб. и Skoda Rapid Elegance (с опциями) 1,6 л (105 л.с.) 5МКП - 714 200 руб.

Представили

Прообраз будущего серийного лифтбека класса «B» – концепт MissionL – был представлен на Франкфуртском автосалоне 2011 года, а уже в 2012-м в Париже появилась предсерийная версия Rapid. Тогда же начались европейские продажи новинки. Через год, в марте 2013-го, ее стали получать и наши ближайшие соседи – белорусы и украинцы, однако в Российской Федерации автомобиль стартовал лишь в середине апреля текущего года, когда интерес к модели достиг пика. Дело в том, что многие небезосновательно рас­сматривают Rapid как чуть более компактный, но зато и более доступный вариант Octavia – модели, закрепившейся в списке бестселлеров. Это не совсем верно, так как при естественном сходстве дизайна платформы у Octavia и Rapid все же разные. У первой это MQB, модульная платформа, общая с Volkswagen Golf VII и рядом других моделей концерна, а у Rapid – та же, что и у Polo Sedan, хорошо известного в России. Но это не плохо. Напротив, подлили масла в огонь интереса российских покупателей и сплошь положительные отзывы зарубежной прессы и соседей-автолюбителей, успевших хорошо узнать машину.

Главное достоинство Rapid – пятая дверь

О Citroen C-Elysee и его брате-близнеце Peugeot 301 мы рассказывали неоднократно, так что повторим лишь основные факты. Эти седаны класса «В» ориентированы на «развивающиеся рынки», к которым относится и российский. Они построены на платформе PSA PF1. Мировая премьера «близнецов» состоялась на Парижском автосалоне 2012 года, в продажу они поступили той же осенью. Для европейского рынка их производит испанский завод концерна в Виго. Российские продажи С-Elysee начались в феврале 2013-го.

Посмотрели

Так как C-Elysee мы уже осмат­ривали, и неоднократно, а Rapid вживую видели далеко не все, изучение начали именно с него. Да, сходство с Octavia несомненно, и автомобили можно даже перепутать. Но, конечно, Rapid заметно короче и чуть поуже при той же высоте. Но это не делает его непропорциональным. И – отметим это в очередной раз – у него тот же тип кузова – лифтбек, так что первым делом идем к багажнику. Поднимаем крышку и восторгаемся: вот это простор! Конечно, объем здесь поменьше, чем в «Октавии», – 530 л против 590, но по форме багажник такой же, материалы отделки те же, а в нашем варианте автомобиль еще и с опциональными сеточками, помогающими закрепить поклажу. Задний диван складывается по частям, так что с перевозкой длинномеров проблем не будет. Приятно обнаружить под полом багажника полноразмерное запасное колесо. Жаль только, что сам пол сделан из какого-то оргалита. Интересно, надолго ли его хватит?

Строгий и узнаваемый дизайн не оставляет сомнений в марке автомобиля. Материалы чуть поскромнее, чем в Octavia, но ощущения откровенной бюджетности нет
Есть и новомодная «фенечка» – съемный мусорный контейнер

Идем за руль. В нашей версии, кстати, он трехспицевый, с кожаным ободом – как на дорогих Octavia. Похожи и комбинация приборов, и сама приборная панель, но пластик похуже, и монитор на приборной панели заметно меньше. Однако графика и функционал у устройства те же. Сидеть в машине удобно, настройки подбираются моментально и без каких-либо проб­лем. Высота и ширина салона для B-класса очень приличные. И трудно обойти вниманием традиционные шкодовские сюрпризы, оправдывающие слоган Simply Clever, не переводящийся «в лоб» – что-то типа гениальной простоты. Именно шкодовцы придумали размещать на обратной стороне лючка бензобака плас­тиковый скребок для льда (куда лучше отслужившей свое кредитки) и маленькие контейнеры для мусора в карманы передних дверей. И в «Рапиде» они есть! Лучшая демонст­рация вы­со­кой культуры автопроизводства и трепетного отношения к покупателю.

Вернемся к Citroen C-Elysee. Здесь тоже есть свои «фишки», но не столь приятные. Например, клавиши электростеклоподъемников, размещенные на тоннеле возле рычага переключения передач, монохромный дисплейчик со смешной для второго десятилетия ХХI века графикой, не опускающиеся до конца стекла задних дверей… Да и посадка за рулем несколько своеобразная – по крайней мере для человека выше среднего роста: кресло и руль все время хочется опустить, чтобы распрямить ноги. Не слишком удобна и регулировка зеркал заднего вида – на панели слева от руля. Нельзя признать особенно удачным и дизайнерс­кое решение с большущей панелью из глянцевого, покрашенного «под алюминий» пластика. Стилистически этот элемент поддерживает лишь окантовка левого дефлектора системы. Черный же пластик неплох, но все же выг­лядит не так презентабельно, как у «Шкоды». Удачен и небольшой «ухватистый» руль с подрезанным нижним сектором, чуть-чуть напоминающий о спортивных автомобилях. Под рулем, кстати, скрывается опциональный джойстик управления аудиосистемой, к которому приходится некоторое время привыкать. Командовать «музыкой» кнопками на лицевой панели устройства не проще. Вопреки логике громкость регулируется не шайбой, а маленькими кнопочками, поиск треков тоже вызывает определенные сложности… Переведем взгляд чуть ниже – на панель управления кондиционером с тремя «крутилками». Климат-контроль для этого авто не предусмотрен вообще! У Rapid в нашей версии – Climatronic.

Передняя панель выглядит немного тяжеловатой из-за широкой метализированной вставки торпедо. Пластик приятный на взгляд и на ощупь
А вот клавиши стеклоподъемников на тоннеле – не самое лучшее с точки зрения эргономики, требующее привычки решение

И о багажнике. Проем у C-Elysee затейливой формы из-за своеобразных фонарей, объем – 506 л – меньше, чем у соперника, но спинки задних сидений складываются, а под полом – полноразмерное запасное колесо.

Прокатились

Мы еще пока нигде не упоминали о силовых агрегатах, стоящих на тестовых автомобилях. В Skoda Rapid это бензиновый 1.6 MPI мощностью 105 л.с. в сочетании с 5-ступенчатой «механикой». В Citroen C-Elysee – бензиновый же 1.6 VTI мощностью 115 л.с. с аналогичной КП. Простые, довольно экономичные и неприхотливые варианты. Именно то, что нужно большинству потребителей. Естественно, о сумасшедшей динамике говорить не приходится, но оба автомобиля достаточно проворны. Citroen чуть быстрее при старте с места – 9,4 с до 100 км/ч против 10,6. Но у него не столь четкий механизм выбора передач по сравнению с восхитительной «ручкой» «Рапида». Там она работает так славно, что ловишь себя на лишних перек­лючениях.

И у французской машины слишком настроенная на комфорт подвеска. Прибавьте к этому разницу посадки и самих кресел: в Rapid сидишь довольно низко, кресла хорошо держат спину и бед­ра, а в C-Elysee высоко, а кресла плос­коваты. Из-за этого автомобиль чувст­вуется хуже, активно ехать не столь удобно. Но это на ровной дороге. На плохой (которых у нас немало) Citroen берет реванш, позволяя двигаться довольно быстро там, где Rapid заставляет осторожничать. Это дает повод задуматься о том, что важнее российскому потребителю – точность реакций на хорошей дороге или возможность не опасаться каждой кочки на дороге плохой. Того и другого одновременно не дано.

Еще один интересный параметр – топливная экономичность. Согласно официальным техническим данным, Citroen экономичнее – 6,5 л против 7,5 л на 100 км в смешанном режиме. Но по нашим наблюдениям все как раз наоборот. Возможно, дело в методике замеров.

Приценились

Rapid в базовой комплектации Active по нынешним временам небогат: ABS, подушка безопасности водителя, Isofix, электроусилитель, радиоподготовка, центральный замок… немного за 479 000 руб., да еще с 1,2-литровым (75 л.с.) мотором и 5-ступенчатой МКП. Если взять с двигателем помощнее – 105 л.с. (1,6 л), то это еще 50 000 руб., и еще столько же, если нужен «автомат». Вторая комплектация Ambition стоит от 549 000 до 684 000 руб. Здесь добавляются мотор 1.4 TSI (122 л.с.) в паре с DSG и уже полный комплект стеклоподъемников, кондиционер, радио, а в отделке появляются хромированные детали. Выбор опций широк – вплоть до навигации.

Мультимедиакомплекс с навигацией Amundsen – топовая из предлагаемых для Rapid

Citroen C-Elysee в базе (Dynanic) стартует с 489 900 руб. только с двигателем 1,2 л (72 л.с.) и 5-ступенчатыми «механикой» или «роботом», подуш­кой безопасности водителя, ABS, электроусилителем, аудиоподготовкой. Во второй комплектации Tendance есть еще мотор 1,6 л (115 л.с.) с 4-ступенчатым «автоматом» или 5-ступенчатой «механикой». Цена в зави­симости от силового агрегата – от 566 400 до 656 900 руб. Здесь две подушки, кондиционер и кое-какие мелочи. Аудиосистема и в этом случае опция. Топовая Exclusive (от 631 900 до 696 900 руб.) комплектуется только 1,6-литровым мотором с МКП или АКП.

Даже опциональная аудиоустановка с маленьким монохромным дисплеем по нынешним временам очень скромная

В общем, при похожих комплектациях цены близки, но и выбор двигателей и опций у Citroen «пожиже». Соотношение цена/качество остается все-таки за Skoda.

Итог

− В данном случае мне все предельно ясно: выигрывает Skoda Rapid. Это автомобиль, с которым не придется уживаться, искать положительные стороны, зак­рывая глаза на отрицательные. Он из категории «сел и поехал». В отличие от С-Elysee, в котором есть несколько сомнительных (во всяком случае, для меня) «фишек». Плюс тот самый кузов лифтбек, который я ставлю выше как седанов, так и хэтчбеков. Так что мой голос – за Rapid.

Андрей Кочетов, редактор:

− На фоне многочисленных конкурентов Citroen C-Elysee уверенный середняк. Он не хуже, но и не лучше своих прямых конкурентов. У него есть привлекательные «фишечки», на которые производитель и делает свои вполне обоснованные ставки. А вот Rapid выделяется более практичным, чем обычный седан, кузовом и возможностями индивидуализации оснащения. Да и на ходу «чех» мне лично нравится больше «француза».

Подпишитесь на «За рулем» в