Бензин опять подорожает?

БЕНЗИН ОПЯТЬ ПОДОРОЖАЕТ?

АКТУАЛЬНО

/НАЛОГИ

БЕНЗИН ОПЯТЬ ПОДОРОЖАЕТ?

СЛУХИ О ТОМ, ЧТО БЕНЗИН БУДЕТ ДОРОЖАТЬ,

ВОЗНИКАЮТ НЕ РЕЖЕ ЧЕМ РАЗ В ДВА-ТРИ МЕСЯЦА

ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО

Основания для этого феномена с такой же завидной регулярностью подкидывают нам власти.

СПРАВОЧНЫЕ СТРАСТИ

Пару месяцев назад глава Министерства по налогам и сборам так, между прочим, обмолвился в одном из интервью, что рабочая группа, созданная из представителей его ведомства и Минэкономразвития, занята так называемыми справочными ценами. К середине лета она подготовит документ, который собираются «опробовать на отдельных сегментах топливного рынка».

Пассажа этого, кроме самого узкого круга, никто и не заметил, поскольку мало кто представляет, что же это за зверь такой — «справочные цены». А между прочим, если МНС за них решило взяться — жди верного повышения цен на бензин. Объясним почему.

Структура каждого из наших нефтяных гигантов включает несколько компаний. Одна, например, занимается собственно добычей нефти, другая доставляет ее до перерабатывающего завода, который сам по себе есть третья компания, четвертая специализируется на продаже, а считает и распределяет — вообще пятая. И все это вместе взятое называется «ЛУКойл», или ЮКОС, или еще как-то. Так вот, добывающее подразделение продает перерабатывающему заводу нефть, естественно, не по мировым ценам, а по внутренним, корпоративным (в среднем — по 7–8 долл. за баррель против 20). Собственно, это их право, как, скажем, мое право продать автомобиль родной жене за символическую сумму в 1 рубль. Но если в моем личном праве, слава Богу, никто не сомневается, то в праве нефтяных компаний — даже очень. Вот министр Букаев считает, что таким образом компании уходят от уплаты части налогов и, дабы это пресечь, надо быстро вводить те самые «справочные цены», иными словами, на государственном уровне установить, за сколько одно подразделение «ЛУКойла» должно продавать нефть другому. И соответственно, заплатить налоги. Тогда казна наша получит дополнительно 110 млрд. рублей уже в этом году! Можно будет увеличить зарплаты бюджетникам, пенсии старикам и т. д. 

Все мы двумя руками за это, одно только беспокоит. Нефтяники, конечно, не в восторге от того, что их обяжут выставлять друг другу в счетах среднемировые цены, но и не заламывают руки. Себе. Они, кажется, готовы к самому худшему варианту сценария и собираются компенсировать свои потери... заломив руки всем нам, то есть повысив цены на бензин. Действительно, можно ли работать себе в убыток? По подсчетам специалистов, если МНС добьется своего, литр бензина АИ-92 подорожает до 12 руб. (сегодня в среднем по стране — 8 руб. 40 коп.). Соответственно, сразу на треть подскочат цены на продукты питания, услуги и т. д. Так нужно ли бюджетнику повышение зарплаты, а пенсионеру — пенсии такой ценой?

Говорят, в правительстве есть немало противников проекта г-на Букаева, и они сумеют «спустить на тормозах» инициативу налоговиков. Удалось бы! «Справочные цены» больно ударят не по сверхбогатым нефтяным компаниям, а в первую очередь по нам, рядовым автомобилистам...

«ПИСТОЛЕТ» НА БОЧКУ!

Бензиновые сверхдоходы не дают покоя не только налоговикам, но и законодателям разного уровня. Благое это дело — часть «сверхприбылей» отправить в бюджет. Только у нас, где многое делается по известной формуле «Хотели как лучше, получилось — как всегда», такого рода шаги часто оборачиваются бедой.

Весной инициативу проявили законодатели из Воронежа, лихо принявшие новый областной закон о налогообложении АЗС. Мало того, что они в одночасье подняли сумму сборов вдвое, так еще и надумали брать налог с каждого «пистолета». Началась забастовка владельцев заправок, которые посчитали сумму вмененного дохода чрезмерной: большая часть АЗС просто закрылась, а цены в результате выросли до 20 и даже 30 руб. за литр бензина. Сейчас действие этого налога в Воронежской области приостановлено — представители властей ведут переговоры с владельцами АЗС (а что, раньше нельзя было это сделать?).

Можно бы поучиться на чужих ошибках, но дурное дело нехитрое, и вот уже вмененный налог с каждого «пистолета» берут и в Ставрополе. Результат не заставил себя ждать: на современных АЗС, где могло бы одновременно заправляться по восемь автомобилей, длинные очереди: работает всего одна колонка. Владельцы разводят руками: «А что нам делать? Да, мы сами заглушили большую часть колонок. Но вынудили к этому власти, которые практически наказывают нас за то, что мы создали удобства для водителей».

Следующая на очереди — столица, где в городской Думе рассматривается проект закона «О едином налоге на вмененный доход для предпринимательской деятельности в сфере розничной стационарной торговли горюче-смазочными материалами». Поводом для этого послужила проведенная недавно налоговиками проверка. Как рассказал начальник отдела УМНС по Москве Дмитрий Зайцев, в среднем на каждой пятой заправке в Москве производятся «незаконные действия с контрольно-кассовыми аппаратами с целью снижения прибыли для налогообложения». В результате этого в прошлом году, к примеру, хотели собрать 970 млн. руб. налогов, а собрали всего 670. Несмотря на это, московские законодатели все же не хотят повторить «воронежский вариант». По словам президента Российской топливной ассоциации Сергея Борисова, сейчас идут активные консультации между «думцами», работниками УМНС, финансового департамента и РТА. Все стороны уже сошлись на том, что налог надо брать не с каждого «пистолета», а с АЗС, причем сумма должна меняться в зависимости от количества «пистолетов», видов топлива и т. д. Основные споры разгорелись вокруг этой самой суммы — власти хотели бы получать по 30 тыс. руб. с каждой колонки ежемесячно, владельцы АЗС настаивают на 20 тысячах. «Но в любом случае, мы надеемся, что сможем прийти к консенсусу, — считает С. Борисов. — Власти, кажется, начинают понимать, что нельзя бесконечно придумывать новые налоги и повышать старые. Наступает предел, за которым бизнес становится нерентабельным, и тогда остается одно — демонтировать АЗС. Я верю, что до этого не дойдет».

Словом, если все заинтересованные стороны договорятся — по уверениям С. Борисова и других руководителей отрасли, цена бензина практически не изменится. Ох, как хотелось бы в это верить самым заинтересованным в этом людям — автолюбителям и профессионалам... И еще наши «короли бензоколонок» хотят, чтобы в новом столичном законе было черным по белому записано: власти не имеют права менять налоговые ставки просто так, по своему желанию. Пропорционально росту инфляции раз в какой-то период — пожалуйста (только пропишите это в законе!), а не потому, что в бюджете не хватает средств на очередную «стройку века»... Впрочем, не мешало бы такое обозначить и во всех других «бензиновых» законах. Только тогда можно быть уверенным, что с завтрашнего дня цена бензина не возрастет вдвое (втрое, вчетверо и так далее) — ведь она у нас зависит не от уровня добычи и не от мировых цен, а чаще от непродуманных действий властей.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии