Башмаки на вырост

БАШМАКИ НА ВЫРОСТ

ТЕХНИКА

/ТЕСТ

БАШМАКИ НА ВЫРОСТ

БЫСТРЕЕ И... 

БЕЗОПАСНЕЕ — ТАКОВ

ДЕВИЗ КОНСТРУКТОРОВ СОВРЕМЕННЫХ ШИН

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ

ФОТО / ВЛАДИМИР ТРУСОВ

На идею этого теста натолкнули знакомые тюнингисты, озабоченные выбором «обувки». Для тонко настроенного автомобиля, пусть отечественного, им хочется «чего-нибудь породистого», но много вариантов не перепробуешь: цены-то кусаются. Не скрою, и у самого было желание сравнить шины, о тонкостях поведения которых, как правило, узнаешь только из зарубежной прессы. Для воплощения идеи пришлось как следует потрудиться и... воспользоваться добрым отношением к журналу ряда отечественных производителей.

«Шиноносителем» выступила «десятка», а точнее VAZ 21103 ТМС, подготовленная тольяттинской фирмой «Торгмаш» (см. ЗР, 2000, № 12). Яркая внешность, умеренно-гоночная идеология неплохо сочетаются в ней с возможностью обычной, повседневной езды. В общем, для наших целей — то что надо. Однако для шин нужны еще и колеса, причем легкосплавные.

Зимняя командировка на Урал помогла найти выход — диски взялись изготовить в цехе фасонного литья Соликамского магниевого завода (СМЗ). На фоне штампованных стальных они получились просто невесомыми — чуть больше 6 кг. Тогда же пришла охота окрасить их в разные цвета, дабы на автомобиле смотрелись эффектно и оригинально. Наконец, сами шины. С ними тоже не все просто: те, что подходят к «десятке» без подрезания арок колес, оказались довольно редких у нас размерностей — 185/55R15 или 195/50R15. Однако при содействии фирмы «Виста» кворум из пяти претендентов, именитых и не очень, все же собрался. В целях экономии и по ряду идейных соображений выбор пал на меньший размер — 185/55R15.

НАШ ПОДОПЫТНЫЙ VAZ 21103 ТМС

Двигатель рабочим объемом 1,6 л мощностью 84 кВт, в коробке передач — так называемый одиннадцатый ряд собственной разработки ТМС, главная пара — 3,5. В подвеске — газонаполненные амортизаторы низкого давления, опять-таки собственного производства (ЗР, 1999, № 11). Тормоза всех колес дисковые, спереди — вентилируемые от VAZ 21103, сзади — оригинальной конструкции. Базовая комплектация — шины «Пирелли Р5000» размерности 195/55R15. Добавим к этому броскую внешность, яркий цвет, и вы поймете, что автомобиль не был обделен вниманием ни в Тольятти, ни в Москве, ни даже на Дмитровском автополигоне.

Кстати, его перегон выявил не только умеренный для тюнингового авто аппетит (9 л/100 км при средней скорости 100 км/ч), но и довольно дружелюбное отношение к водителю с точки зрения плавности хода, шумности и вибронагруженности. В целом ТМС получился достаточно резким, динамичным, провоцирующим к быстрой езде. Порадовало и то, что машина позволяла передвигаться и в обычном, повседневном темпе, особо не утомляя себя и окружающих.

К недостаткам отнесем лишь большое усилие на рулевом колесе, которое заставляло забыть про расслабленно-вальяжную манеру управления: после нескольких часов езды руки начинали ныть от усталости.

А теперь меняем шины.

MICHELIN Pilot EXALTO

Первое ощущение: с размером шин угадали — крутить баранку стало заметно легче. «Высокое происхождение» изделия, несомненно, повлияло на поведение и характер автомобиля. «Десятка» сразу порадовала быстрыми реакциями и высокими сцепными свойствами в боковом направлении. Но за все приходится платить. Даже на фоне родных «Пирелли» автомобиль стал докучать вибрациями, не в силах пропустить ни одной дорожной неровности. Порой сидеть становилось щекотно — настолько подробно все шероховатости передавались на пол и подушку сиденья, а оттуда и телу водителя. Тем не менее, с этим легко миришься, особенно при вождении в экстремальных режимах — настолько чутко автомобиль воспринимает команды пилота.

Стабильно поведение «десятки» и на влажном асфальте. Шина не боится глубоких луж и даже при начале аквапланирования автомобиль способен реагировать на действия рулевым колесом. Однако на воде срывы в скольжения заметно резче, чем на сухом покрытии. Это немного усложняет управление, требуя опережающих действий водителя. Но стоит немного приспособиться к резковатому характеру машины и все встает на свои места — «десятка» вновь начинает провоцировать к быстрому прохождению поворотов.

BRIDGESTONE POTENZA RE 720 

Пожалуй, эта шина наиболее полно раскрывается именно на влажной дороге. Все реакции автомобиля заметно мягче, эластичнее, в них нет переизбытка резкости, так напрягавшего на «Мишлене», что не мешает шинам демонстрировать прекрасные сцепные свойства, а автомобилю — точность и однозначность откликов. А отсюда — высочайшая стабильность поведения, возможность коррекции ошибок даже при серьезных промахах в выборе скорости.

Резковат «Бриджстоун» лишь при попадании в глубокие лужи: тогда «десятка» слишком активно меняет траекторию движения.

А вот на сухих покрытиях эта модель не так точна и однозначна. Здесь она, пожалуй, немного уступает «Мишлену». Зато «Бриджстоун» выигрывает на неровностях. Он мягче, что, конечно же, способствует более комфортному существованию.

GOOD YEAR Eagle VENTURA

На фоне собратьев «Гудьир» подкупает прежде всего мягкостью хода. Изначально довольно жесткая, «десятка» превращается вдруг в удобный разъездной автомобиль. Плата за это — снижение точности управления и некоторое ухудшение сцепных свойств, особенно заметное на сухом асфальте. «Сто третья» становится слегка размазанной в своих откликах на действия водителя, увеличиваются проскальзывания передней оси. И хотя автомобиль все еще прост и понятен в управлении, между ним и водителем намечается некая дистанция.

На мокром асфальте «Гудьир» остается столь же понятным и незлобивым. Применительно к обычному транспортному средству это наверняка вызвало бы немало положительных эмоций. Однако наш норовистый скакун любит жесткую узду и не соглашается с мягкостью этой шины. Естественно, отсюда возникает некоторая разобщенность между водителем и автомобилем.

BF GOODRICH PROFILER

Это имя пока еще мало известно на отечественном рынке, зато неплохо раскручено в США. Думается, что умеренная цена, патронаж «Мишлена» и выразительный рисунок протектора сделают «Гудрич» привлекательным и у нас.

На сухом асфальте действительно не придерешься. «Десятка» вновь стала быстрой, цельной, поигрывающей мускулами на прямой и особенно в поворотах. Мы были просто поражены, когда на «змейке» эта шина показала едва ли не лучший результат. Лишь некоторая «прямолинейность» поведения автомобиля заставила потрудиться на извилистом серпантине. Но мокрый асфальт резко усилил нежелание автомобиля заезжать в поворот — он так и норовил распрямить заданную траекторию, очень вяло реагируя на доворот руля и сброс газа. Заметно увеличилась и склонность к аквапланированию. После попадания в «тарированную» лужу автомобиль долго не желал подчиняться. В общем, среди остальных «БФ Гудрич» продемонстрировал полное неумение «плавать», хотя и показал достойный уровень на сухих покрытиях.

HANKOOK VENTUS PLUS 4 

Применительно к нашим тюнинговым задачам корейская шина оказалась «чужой среди своих». Обладая вроде бы всем необходимым, «Ханкук» заметно проигрывал остальным по сцепным свойствам. На сухом асфальте он еще пытался продемонстрировать неплохой результат, но в ходе водных процедур ранние скольжения становились почти непреодолимыми. Резкий и сильно растянутый занос преследовал нашу «десятку» при выполнении маневра «переставка». Борьба с ним была нешуточной.

А вот при более-менее медленной езде «Ханкук» придавал автомобилю очень простой и понятный характер. При сбросе газа VAZ 21103 с завидной легкостью заныривал внутрь поворота, очень логично контролировался тягой. Жаль, что это проявлялось лишь в спокойных режимах, не позволяя «корейцу» достичь серьезных результатов при экстремальном вождении. Помимо прочего, «ханкуки» оказались довольно жесткими на мелких неровностях, что, конечно же, не добавляло радости.

НАШ ПОДИУМ

Настоящих претендентов на лидерство всего два — «Мишлен» и «Бриджстоун». Именно они в полной мере смогли придать характеру VAZ 21103 ТМС столь необходимую остроту и точность управления, сохранив свои индивидуальные особенности. Именно эти шины, каждая по-своему, продемонстрировали наиболее стабильные сцепные свойства.

«Гудьир Игл Вентура» — шина с очень неплохими возможностями. Она лучше всего подойдет обычному легковому автомобилю, обеспечив водителю надежное и комфортное перемещение в пространстве. А вот тем, кто исповедует темпераментный стиль езды, эти шины вряд ли помогут до конца реализовать амбиции.

«БФ Гудрич» интересен лишь применительно к «тепличным» условиям эксплуатации. Там, где сухо, — все здорово, ну а на мокрой дороге удовольствия от вождения не получишь.

«Ханкук», увы, лучше всего подходит для отрабатывания начальных навыков экстремального вождения на малой скорости. Невысокие сцепные свойства не позволяют шине серьезно конкурировать с остальными.

Michelin Pilot Exalto

Изготовитель / Испания

Глубина протектора / 8 мм

Твердость по Шору / 66 ед

Индекс скорости Н / 210 км/ч

Масса / 7870 г

Цена / $130 

Good Year Eagle Ventura

Изготовитель / Франция

Глубина протектора / 8,2 мм

Твердость по Шору / 65 ед

Индекс скорости V / 240 км/ч

Масса / 7150 г

Цена / $111 

Bridgestone Potenza RE 720 

Изготовитель / Япония

Глубина протектора / 8,2 мм

Твердость по Шору / 65 ед

Индекс скорости V / 240 км/ч

Масса / 8520 г

Цена / $128 

Bf Goodrich Profiler

Изготовитель / Франция

Глубина протектора / 8 мм

Твердость по Шору / 64 ед

Индекс скорости V / 240 км/ч

Масса / 8320 г

Цена / $75 

Hankook Ventus Plus 4 

Изготовитель / Корея

Глубина протектора / 8,2 мм

Твердость по Шору / 65 ед

Индекс скорости V / 240 км/ч

Масса /8600 г

Цена / $75 

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые