Место под солнцем

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

ТЕХНИКА

/КОНСТРУКЦИИ

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

КАК ТРУДНО СТАТЬ КАБРИОЛЕТОМ

ТЕКСТ / МИХАИЛ ГЗОВСКИЙ,

СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

Даже в северных странах иногда бывает тепло и солнечно. Прокатимся в кабриолете?

Открытый автомобиль с несущим кузовом — сложная и дорогая конструкция, во многом отличающаяся от однофамильцев-седанов. Поэтому именитые компании доверяют делать такие машины специализированным фирмам — например, СААБ — финской «Валмет», а «Опель» — итальянской «Бертоне».

В структуру кузова вносят серьезные изменения. В передней части его усиливают балками. Так, у " Peugeot 206 СС" трубы диаметром примерно 40 мм сделаны из трехмиллиметровой стали и соединяют точки крепления двигателя с панелью пола на уровне передних сидений. Аналогичные усилители тянутся от передней части пола до багажника, дополняя лонжероны. У последних, кстати, стенки "пополнели" на миллиметр. Кроме этого, от поперечин пола до линии стекол идут вертикальные балки диаметром 40 мм при толщине стенки 4 мм. Стойка крепления ветрового стекла также толще обычной на 1,5 мм.

Салон и багажник открытых машин разделяет оребренная перегородка, приваренная к боковинам кузова. На хардтопах к усилителям перегородки крепят механизм подъема крыши. Задние крылья тоже связаны дополнительной поперечиной. Даже двери, хотя иногда и заимствуют у базовой модели, усиливают стальным профилем и навешивают на более выносливые петли.

Дополнительное «железо» придает кузову необходимую жесткость и неизбежно делает кабриолет тяжелее родственного купе. У компактных моделей «перевес» не меньше 60 кг, у больших кабриолетов и хардтопов — до 200 кг.

Довольно теории! Пора в путь. Только не забыть самое главное — опустить крышу.

На некоторых автомобилях это можно сделать даже на расстоянии, с брелока сигнализации. На недорогих моделях придется открыть пару замков на рамке ветрового стекла и отодвинуть тент назад, а убрав, прикрыть нишу, куда он прячется, специальным чехлом. Нехитрая операция занимает не больше полминуты, но сегодня кабриолеты и родстеры все чаще оснащают электроприводом. Нажал кнопку в салоне, и крыша почти бесшумно скрылась за сиденьями. Снять «шляпу» можно даже на ходу (говорят, у владельцев родстеров это считается особым шиком), но только если скорость не выше 10 км/ч. Блокировка необходима: на приличной скорости автомобиль с поднимающимся тентом превратится в неуправляемый парусник.

Конструкция хардтопов, разумеется, сложнее. Крыша " Peugeot 206СС" состоит из двух подвижных панелей, соединенных шарнирно сочлененными рычагами. Гидравлическая система, по которой под давлением до 130 бар циркулирует масло, приводит в действие рычаги и, соответственно, обе панели. Командует всей этой "кухней" электронный блок, упрятанный в центральной части кузова. На передней панели крыши есть две защелки, фиксирующие 45-килограммовую конструкцию в закрытом положении. Купе становится открытым автомобилем за 20 секунд.

Чтобы сложить жесткий верх более солидного БМВ-320, фирмам «Бертоне» и «Эдша» пришлось ломать крышу на три части. Однако принцип такой же, как у «Пежо», — «шапку» снимают два гидроцилиндра. Крыша уезжает в отведенную ей нишу между салоном и багажником, и на заключительной стадии ее накрывает специальная полка.

Специалисты «Ауди» сделали совсем необычный автомобиль. Помимо стандартного родстера на базе модели ТТ с автоматически убирающимся тентом, фирма предлагает вариант с двумя «головными уборами». Весной жесткую крышу можно снять вовсе, открыв три замка — два за спинками сидений, один — над рамкой ветрового стекла. Делать это придется паре неслабых мужчин — пластмассовый колпак не только громоздкий, но и тяжелый. Зато под зимней ушанкой — легкая панама: тент, хоть и опускаемый вручную, но подвластный даже женским рукам.

Вот ощущение, ради которого стоило строить такой сложный автомобиль! Под ласковыми солнечными лучами и восторженными девичьими взглядами выезжаем из пыльного загазованного города. Оказывается, удовольствие от поездки резко снижается с увеличением скорости. Ближе к 100 км/ч не то что разговаривать, дышать в продуваемом встречным потоком салоне становится трудно.

Чтобы создать в машине микроклимат, не нужно снижать скорость или останавливаться, достаточно поднять боковые стекла. На многих машинах есть еще одно стекло за сиденьями. Теперь даже на скорости за 100 км/ч можно вести негромкую беседу.

И все-таки на поворотах нога сама тянется к педали тормоза. Как-то неуютно в автомобиле без жесткой крыши и мощных боковых стоек.

По статистике, около 30% аварий, в которые попадают родстеры и кабриолеты, заканчиваются переворотом. Видимо, среди владельцев этих машин особенно много «горячих голов» (потому и выбирают они продуваемые автомобили?). Конечно, ехать в открытом автомобиле, не пристегнувшись ремнем безопасности, может только самоубийца. Если же путешественники не пренебрегают элементарным требованием, шансов пострадать при перевороте у них, по уверениям производителей, не больше, чем у тех, кто имеет постоянную крышу над головой.

Основным элементом безопасности служит рамка ветрового стекла, которая значительно изощреннее по конструкции, чем у седанов, купе и хэтчбеков. Как правило, она состоит из нескольких профилей различной жесткости. Позади сидений установлены специальные мощные дуги. Обычно они жестко связаны с поперечиной кузова, установленной между салоном и багажником.

Дизайнеры «Мерседес-Бенца» решили, что дуги портят аристократичный костюм. На кабриолете SL спасительная дуга, а на модели CLK два специальных сверхпрочных подголовника поднимаются только в критической ситуации. Ее распознает бортовой компьютер, получающий информацию от датчиков аварийного крена. Всего за 0,35 с машина «выстреливает» дугой или подголовниками. Любопытно, что подголовники CLK срабатывают и при наезде сзади. Кстати, их можно активизировать самостоятельно — нажатием кнопки. Очень хороший способ удивить прохожих!

Ну вот, пора возвращаться. Конечно, поездить в кабриолете очень приятно. Но за удовольствие придется платить...

И не только заботами о мягком тенте (в инструкции к автомобилю этому мероприятию посвящена отдельная страница) и волнениями по поводу его целостности: не ровен час машину заметит желающий проверить «тряпку» на прочность. Современный кабриолет или родстер дороже жесткого собрата в среднем на 5–13 тысяч долларов. Чем престижней базовая модель, тем больше придется платить за «солнечную» версию. Кроме того, тяжелые машины прожорливее (особенно с опущенной крышей — сказывается ухудшение аэродинамики) на 0,1- 0,7 л/100 км по сравнению с аналогичными купе.

Впрочем, многие считают все это справедливой платой за место под солнцем.

НАША СПРАВКА

Кабриолет — двух- или четырехдверный автомобиль со сдвигающейся назад мягкой крышей — тентом.

Родстер, спайдер — двухдверный двухместный (реже 2+2) автомобиль с мягкой крышей, убирающейся в специальную нишу за сиденьем.

Хардтоп — двухдверный автомобиль со складывающейся жесткой крышей. Такие кузова иногда называют также купе-кабриолет или родстер с жесткой крышей.

Купе " Peugeot 206 СС" превращается в родстер всего за 20 секунд.

Надеть на " Ауди ТТ" "панаму" несложно; гораздо тяжелее натянуть "зимнюю шапку".

Мощные дуги обеспечивают безопасность, а подъемное стекло — комфорт.

При критическом крене спасительная дуга «выстрелит» раньше, чем пассажиры успеют испугаться.

БМВ-520 работы «Бертоне».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии