Совсем не волшебные звуки

СОВСЕМ НЕ ВОЛШЕБНЫЕ ЗВУКИ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/"ЧАЙНИКУ" НА ЗАМЕТКУ

СОВСЕМ НЕ ВОЛШЕБНЫЕ ЗВУКИ

НА ХОДУ ВЗОРВАЛАСЬ ШИНА — ОТЧЕГО?

ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ БОГОМОЛОВ

Любитель езды с ветерком, имеющий голову на плечах, с особым вниманием относится к элементам ходовой части автомобиля — в первую очередь, к колесам, шинам, ответственным деталям подвески. Нужно ли объяснять, почему? Случись на высокой скорости разрыв покрышки, разрушение или просто потеря колеса из-за самоотворачивания болтов — и дальнейший контроль над разбушевавшейся машиной станет, как иногда говорят, крайне проблематичным... Сегодняшнюю беседу посвятим этой неновой, но всегда актуальной теме.

БА-БАХ!

Взрывы покрышек чаще случаются летом. Солнце жарит нещадно, а кому не хочется прокатиться по жаре с ветерком! В таких условиях шинам живется несладко. Ведь на высокой скорости они нагреваются не столько снаружи — от асфальта и солнечных лучей, сколько изнутри — вследствие циклических деформаций при качении. Тяжелее — диагональным шинам (у них большее тепловыделение), легче — радиальным, особенно бескамерным. Перегрев шины понижает ее прочность и способствует расслоению. Впрочем, кондиционная шина без проблем выдерживает длительную езду со скоростью 80% от максимально допустимой для нее, но две особенности летнего сезона в России — перегрузка автомобиля (вспомним дачный вариант «жигуленка») и плохие дороги — способны ее доконать. Чтобы глушитель не волочился по дороге, пружины «усилим» проставками и подкачаем шины, «всего-то» на 1- 1,5 атм — до приятной глазу округлости. Конечно, грузоподъемность перекачанной шины выше, но напряжения в каркасе растут просто в угрожающей прогрессии (рис. 1). Рискуют дачники — передутые колеса, измученные нашими «танкобанами», нет-нет да и напомнят о себе прощальным салютом.

В холодную погоду разрыв покрышки менее вероятен — лучше охлаждается. Разгон и торможение в грязи, на снегу или льду не сопровождаются такими нагрузками, как на сухом асфальте. Но в некоторых отношениях охлажденной покрышке ничуть не легче. «Задубев», она хуже переносит сильные удары, перегружающие ее каркас и брекер. Нити корда рвутся. Шина с лопнувшими нитями утрачивает первоначальную форму, искривляется — и автомобиль на ходу покачивает, особенно заметно на малых скоростях. Отдельные проволочки, проколов резину, выступают наружу или внутрь (повреждая камеру!), на протекторе появляются «лысины». «Грыжи» на боковинах — сигнал о том, что и каркас шины приказал долго жить. Ей пора на свалку. Но многие хотят выжать из старой резины все — до последнего «ба-бах»! 

Что же делать, если это действительно случится? У водителя есть доля секунды, пока автомобиль — за счет инерции — еще не отреагировал на разрыв шины. Постарайтесь удержать его на курсе. Конечно, если на руле только одна рука — сделать это совсем непросто. Управляемые колеса «Жигулей» установлены с положительным плечом обката, поэтому при разрыве передней шины машину резко бросает в сторону поврежденного колеса (рис. 2).

У «Самары» отрицательное плечо дает некоторую стабилизацию, поэтому она гораздо устойчивее. Но хотим предупредить поклонников ныне модного расширения колеи — им кажется, что так машина устойчивее. В действительности увеличивается лишь ее способность не опрокидываться на косогоре, а курсовая устойчивость хуже, ибо с «разлапистыми» дисками плечо обката может оказаться и нулевым и даже положительным. При разрыве переднего колеса и неглубокая выбоина способна стать той точкой опоры, которая развернет, а то и опрокинет автомобиль. При разрыве же заднего машина менее склонна к опрокидыванию. Но во всех случаях, гася скорость, держитесь подальше от бордюров и ям и не тормозите «в пол» — если колеса скользят юзом, то и машина неуправляема.

ТРЯМ-ТРЯМ...

Услышав такой звук со стороны колеса, не надейтесь, что вы к этой музыке привыкнете — не успеете! Она, как и ваша поездка, очень скоро прекратится, если застучало отвернувшееся колесо.

Вначале появляется дробный равномерный стук (как от перекатывающихся шариков), слегка отдающий в руль. При увеличении скорости до 70–90 км/ч он может исчезнуть вместе с вибрациями на руле (в этом коварство ситуации!). Если же редкое побрякивание хорошо слышно на малой скорости, а толчки на руле неравномерные и резкие, то скорее всего один или два болта уже выпали, а колесо держится «на честном слове». Немедленно остановитесь и проверьте крепление колес, даже если накануне все было в порядке. Мало ли кто мог «обслужить» машину в ваше отсутствие!

Сам момент потери колеса можно и не заметить, особенно если нагрузка на него невелика (например, на заднее внутреннее в повороте). Но в следующее мгновение машина наклоняется и следует удар. И вновь наша задача — остаться на намеченной траектории и не попасть «хромым» колесом в выбоины на дороге, хотя усилие на руле немалое. Кроме того, с утратой заднего колеса на части машин «пропадают» и задние тормоза — барабан раскалывается, и поршни свободно выходят из тормозных цилиндров.

БУХ-КРРР... УФ!

Когда разговор заходит о поломке передней подвески, сразу вспоминается «жигуленок» с завалившимся передним колесом, сиротливо притулившийся у бордюра. «Шаровая!» — вздохнет «бывалый». И часто будет прав. Но не всегда.

Вырванный шаровой палец — не редкость на старых машинах. Тем более, что в перестроечные годы опоры стали делать все кому не лень, а стучать они начинали едва ли не на другой день после установки. Сегодня покупатель, наученный горьким опытом, предпочитает «усиленные» опоры — обычно, с точеными корпусами. Судя по тому, что отверстий для контроля износа изготовители этих опор не предусмотрели, служить они должны вечно. Но подвеска состоит не только из опор и может ломаться в других местах. На «Жигулях», например, нужно, приглядывая за состоянием нижнего рычага, не забывать и о верхнем. Особо коварна зона возле отверстий под болты крепления опоры. Переменные нагрузки и коррозия провоцируют трещины, и тогда уже вся опора отламывается вместе с куском рычага.

Еще одна опасная болезнь «Жигулей» — поломка поперечины передней подвески, чаще всего возле переднего болта крепления оси нижнего рычага. В этом случае нижний рычаг неожиданно выворачивается вбок на значительный (около 10–15°) угол — и машину бросает в сторону. Иногда поперечина ломается и в средней части, что не намного лучше! Порой удержать машину крайне трудно — усилия на руле «запредельные». При поломке опоры или рычага управляется только одно колесо, «подломившееся» же зажато в нише крыла.

Помните, что во всех подобных случаях руль, вырвавшись из рук, может сильно, до перелома, травмировать пальцы, особенно если они, вместо надежного хвата, только «ласкают» руль, слегка к нему прикасаясь.

И последнее. Следить за исправностью машины — ваш долг. Не забывайте, что на дороге вы не один. Поэтому, заимствуя у соседа колеса для техосмотра или включая музыку, чтобы заглушить стук подвески, вспомните начало нашей беседы и подумайте, стоит ли за свой счет подтверждать статистику, которая, как известно, знает все.

Зависимость напряжений в каркасе шины и ее грузоподъемности от давления.

Положительное (а) и отрицательное (б) плечо обката управляемого колеса.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые