В перекрестье карданных валов

В ПЕРЕКРЕСТЬЕ КАРДАННЫХ ВАЛОВ

]

РЫНОК

/ЭКСПЕРТИЗА

В ПЕРЕКРЕСТЬЕ КАРДАННЫХ ВАЛОВ

ИССЛЕДУЕМ ШАРНИРЫ КАРДАННОГО ВАЛА «КЛАССИКИ»

ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЕРЫГИН, МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН

Примерно четверть века назад по совершенно необъяснимым причинам «жигулевская» крестовина заняла одну из лидирующих позиций среди дефицитных элементов. Распредвалы, задние тормозные цилиндры и — они, крестовины...

Чего только не придумывали умельцы, чтобы продлить жизнь капризной детальке... И переворачивали ее периодически, чтобы равномерно изнашивалась, и пресс-масленки пытались к ней присобачить, и на «москвичовские» да «волговские» внимательно посматривали — те всегда в продаже были. Однако проблема закончилась так же неожиданно, как и возникла, — крестовины появились на прилавках и не исчезают с них по сей день.

Количество обеспечено, а как насчет качества? Чтобы выяснить, как обстоят дела, приобрели в магазинах семь крестовин от различных производителей. Могли купить и больше, но что делать с грудой безымянных изделий? Даже из этой небольшой группы пять деталей «обратного адреса» не имеют, а потому их названия даны условно, исключительно со слов продавца. Будем считать, что немецкому шарниру GKN и французскому SBR противостоят два самарских изделия («обычное» и «усиленное»), а также «Аксайкардандеталь», «Ростов» и «Кедр». Последнее — явная подделка «под Миасс». ЗАО «Кедр» официально сообщило, что подобных деталей не производило и не производит...

Спрогнозировать поведение приобретенных крестовин на автомобиле мы попросили лабораторию сцеплений, карданных передач и нагрузочных режимов трансмиссий НАМИ. На ресурсные испытания замахиваться не стали (это крайне сложно), а вот «снять мерку» с каждого шарнира и сравнить полученные цифры с вазовскими требованиями — это уже любопытно.

Результаты кропотливой работы метрологов даны в таблице, а разобраться «что где находится» поможет рисунок. Каждый табличный параметр условно обозначен одной из букв алфавита: если, например, захочется понять, что такое «размер по торцам шипов», нужно найти на рисунке букву «Б» — только и всего.

Интересно, что формально в вазовские требования полностью не уложился ни один из купленных шарниров. Не будем считать это недостатком — вполне возможно, что каждый производитель находит для себя возможным отклоняться от «догмы» в обоснованных случаях — взять хотя бы такой параметр, как диаметр шипов крестовины. Один делает побольше шипы, но поменьше ролики, другой — наоборот. Имеют право. А вот насколько эти шипы одинаковы — дело другое: по разбросу можно судить о технологических возможностях предприятия.

Наименьший разброс этих размеров (1–2 мкм) имеют GKN и, представьте себе, «обычное» самарское изделие. Напротив, вольготнее всех чувствуют себя те, кто создал изделие «а-ля Кедр», — их «ворота» составляют аж 62 мкм. Причем один из «кедровых» шипов отличается не только размером, но и формой, весьма далекой от требуемой цилиндрической.

Конечно же, крестовина — деталь симметричная. Вернее, должна быть такой. Однако измерения расстояний от центра крестовины до ее торцов еще раз показали — технология кое-где хромает: в этой номинации аутсайдерами оказались оба гостя из Самары. Что касается размеров по торцам шипов, то здесь не в лучшую сторону отличились «а-ля Кедр», «Аксайкардандеталь» и усиленный «самарец» — к большому разбросу данных добавилась явная непараллельность торцевых поверхностей.

Измерения твердости различных участков шарниров выявили значительную «мягкотелость» у липового «Кедра» и «Аксайкардандетали» — это совсем нехорошо. Не лучшим образом выглядели также усиленная самарская крестовина (здесь недокалили, там перекалили), а также «ростовчанин» и, как ни странно, SBR, от которого ждали образцовых параметров по всем статьям.

Наружный диаметр подшипника оказался за пределами допуска только у самарского «усиленного» варианта.

Один из немаловажных параметров для установки — размер в сборе с подшипником по торцам, здесь самодеятельность уже не приветствуется. В поле допуска оказались только GKN и «Аксайкардандеталь». Наконец, важнейший параметр — радиальный зазор в подшипнике. Его неожиданно провалила крестовина SBR. Не лучшим образом выступили «простая самара», так называемый «Кедр» и «Аксайкардандеталь» — последней до нормы не хватило всего пары микрометров.

Расставить оценки в итоге оказалось совсем несложно. Безоговорочную победу с оценкой «отлично» одержала крестовина GKN — несмотря на то, что ее делали явно не под ВАЗ, перед нами истинно качественное изделие. Нелишне напомнить, что именно эта деталь продавалась в упаковке. Второе место с оценкой «хорошо» довольно неожиданно досталось ростовскому изделию — в целом выглядело оно неплохо. Изделие от SBR получает «удовлетворительно» — от него ждали большего. Остальные же... Конечно, «Жигули» стерпят все, но зачем?

Крестовина и ее «антропометрия».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии