В перекрестье карданных валов

В ПЕРЕКРЕСТЬЕ КАРДАННЫХ ВАЛОВ

РЫНОК

/ЭКСПЕРТИЗА

В ПЕРЕКРЕСТЬЕ КАРДАННЫХ ВАЛОВ

ИССЛЕДУЕМ ШАРНИРЫ КАРДАННОГО ВАЛА "КЛАССИКИ"

ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЕРЫГИН, МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН

Примерно четверть века назад по совершенно необъяснимым причинам "жигулевская" крестовина заняла одну из лидирующих позиций среди дефицитных элементов. Распредвалы, задние тормозные цилиндры и - они, крестовины...

Чего только не придумывали умельцы, чтобы продлить жизнь капризной детальке... И переворачивали ее периодически, чтобы равномерно изнашивалась, и пресс-масленки пытались к ней присобачить, и на "москвичовские" да "волговские" внимательно посматривали - те всегда в продаже были. Однако проблема закончилась так же неожиданно, как и возникла, - крестовины появились на прилавках и не исчезают с них по сей день.

Количество обеспечено, а как насчет качества? Чтобы выяснить, как обстоят дела, приобрели в магазинах семь крестовин от различных производителей. Могли купить и больше, но что делать с грудой безымянных изделий? Даже из этой небольшой группы пять деталей "обратного адреса" не имеют, а потому их названия даны условно, исключительно со слов продавца. Будем считать, что немецкому шарниру GKN и французскому SBR противостоят два самарских изделия ("обычное" и "усиленное"), а также "Аксайкардандеталь", "Ростов" и "Кедр". Последнее - явная подделка "под Миасс". ЗАО "Кедр" официально сообщило, что подобных деталей не производило и не производит...

Спрогнозировать поведение приобретенных крестовин на автомобиле мы попросили лабораторию сцеплений, карданных передач и нагрузочных режимов трансмиссий НАМИ. На ресурсные испытания замахиваться не стали (это крайне сложно), а вот "снять мерку" с каждого шарнира и сравнить полученные цифры с вазовскими требованиями - это уже любопытно.

Результаты кропотливой работы метрологов даны в таблице, а разобраться "что где находится" поможет рисунок. Каждый табличный параметр условно обозначен одной из букв алфавита: если, например, захочется понять, что такое "размер по торцам шипов", нужно найти на рисунке букву "Б" - только и всего.

Интересно, что формально в вазовские требования полностью не уложился ни один из купленных шарниров. Не будем считать это недостатком - вполне возможно, что каждый производитель находит для себя возможным отклоняться от "догмы" в обоснованных случаях - взять хотя бы такой параметр, как диаметр шипов крестовины. Один делает побольше шипы, но поменьше ролики, другой - наоборот. Имеют право. А вот насколько эти шипы одинаковы - дело другое: по разбросу можно судить о технологических возможностях предприятия.

Наименьший разброс этих размеров (1-2 мкм) имеют GKN и, представьте себе, "обычное" самарское изделие. Напротив, вольготнее всех чувствуют себя те, кто создал изделие "а-ля Кедр", - их "ворота" составляют аж 62 мкм. Причем один из "кедровых" шипов отличается не только размером, но и формой, весьма далекой от требуемой цилиндрической.

Конечно же, крестовина - деталь симметричная. Вернее, должна быть такой. Однако измерения расстояний от центра крестовины до ее торцов еще раз показали - технология кое-где хромает: в этой номинации аутсайдерами оказались оба гостя из Самары. Что касается размеров по торцам шипов, то здесь не в лучшую сторону отличились "а-ля Кедр", "Аксайкардандеталь" и усиленный "самарец" - к большому разбросу данных добавилась явная непараллельность торцевых поверхностей.

Измерения твердости различных участков шарниров выявили значительную "мягкотелость" у липового "Кедра" и "Аксайкардандетали" - это совсем нехорошо. Не лучшим образом выглядели также усиленная самарская крестовина (здесь недокалили, там перекалили), а также "ростовчанин" и, как ни странно, SBR, от которого ждали образцовых параметров по всем статьям.

Наружный диаметр подшипника оказался за пределами допуска только у самарского "усиленного" варианта.

Один из немаловажных параметров для установки - размер в сборе с подшипником по торцам, здесь самодеятельность уже не приветствуется. В поле допуска оказались только GKN и "Аксайкардандеталь". Наконец, важнейший параметр - радиальный зазор в подшипнике. Его неожиданно провалила крестовина SBR. Не лучшим образом выступили "простая самара", так называемый "Кедр" и "Аксайкардандеталь" - последней до нормы не хватило всего пары микрометров.

Расставить оценки в итоге оказалось совсем несложно. Безоговорочную победу с оценкой "отлично" одержала крестовина GKN - несмотря на то, что ее делали явно не под ВАЗ, перед нами истинно качественное изделие. Нелишне напомнить, что именно эта деталь продавалась в упаковке. Второе место с оценкой "хорошо" довольно неожиданно досталось ростовскому изделию - в целом выглядело оно неплохо. Изделие от SBR получает "удовлетворительно" - от него ждали большего. Остальные же... Конечно, "Жигули" стерпят все, но зачем?

Крестовина и ее "антропометрия".

Подпишитесь на «За рулем» в