Ток-шоу

ТОК-ШОУ

]

ТЕХНИКА

/КОНСТРУКТОР

ТОК-ШОУ

ПРОЕКТИРУЕМ АВТОМОБИЛЬ:

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ

И КОЕ-ЧТО О ВОЛЬТАХ

ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ, АНТОН ЧУЙКИН

ЧТО МЫ НАДЕЛАЛИ?

Полгода назад мы принялись за «лучшую машину для среднего россиянина 2005–2010 гг.». Пройдя примерно половину пути, оглянемся назад (ЗР, 2002, № 2–6). Трезво оценивая экономическую ситуацию — богачами нам пока не быть, поставили во главу угла доступность будущей машины. Цена — 5–6 тыс. долларов — и желание сделать автомобиль надежным и современным определили его класс и размеры: 3850х1680х1700 мм. Сэкономив на габарите, по цене «десятки» мы предлагаем машину меньше, но лучше!

Такое утверждение, конечно, требует доказательств. Извольте: у нас готов кузов. Кроме хорошей окраски и стойкости к коррозии, любой, даже недорогой автомобиль должен привлекать будущих хозяев оригинальным обликом. На наш взгляд, дизайнерское бюро со своей задачей справилось — кузов выглядит небогато, но наверняка понравится потенциальным покупателям. Другое важное достоинство — несмотря на класс, в автомобиле не тесно пяти пассажирам, а в багажнике поместится корзина, картина, картонка и прочее. Машинка получилась, что называется, внутри больше, чем снаружи.

Ладному кузову необходим надежный мотор. Пожалуйста, несколько двигателей уже накручивают мото-часы. Это оригинальной конструкции бензиновый агрегат объемом 1,4 л с двумя вариантами головок: 8- и 16-клапанной и лицензионный дизель «Фольксваген». Диапазон мощностей пока — 45–60 кВт/61–82 л. с. В оговоренную цену уложится лишь самый слабый и простой бензиновый мотор: за мощность надо платить! Кстати, в дальнейшем гамма силовых агрегатов пополнится двигателем 1,6 л. Распределенный впрыск будет работать на узлах «Бош» — уже совсем не редких в России (присоседимся к ВАЗу). Моторы выполняют нормы Евро III на бензине с октановым числом от 91 (все-таки мы в России!) до 95 (а не в сердце Африки). При переходе на следующий уровень экологических требований от дешевого восьмиклапанника, очевидно, придется отказаться...

Основной вариант трансмиссии — передний привод: от поперечных мотора и пятиступенчатой коробки через главную пару и симметричный дифференциал колеса вращают равной длины (взаимозаменяемость!) валы со ШРУСами. Предусмотрели мы и модификацию 4х4, где задние колеса жестко подключаются через муфту. Учитывая более высокую посадку машины, надеемся на теплую встречу на селе. Напротив, обеспеченных горожан за доплату порадуем электронным переключением передач: устройство стыкуется с базовой коробкой.

Пока это все. Продолжим конструировать машину для России: на очереди электрика и электроника.

ВОЛЬТИЖИРОВКА

Первое, что необходимо выбрать — напряжение бортовой сети. Еще не так давно альтернативы 12-вольтовому стандарту для легковых автомобилей не было. Однако сейчас специалисты говорят уже о троекратном увеличении напряжения на клеммах батареи — до 36 В (при работе генератора оно будет выше, поэтому стандарт не совсем корректно называют 42-вольтовым).

Это позволит избежать слишком больших потерь при питании мощных потребителей, снизить сечение (и массу) проводов — ведь большее напряжение позволит уменьшить токи! Нынешний «низковольтный» стандарт сдерживает развитие и внедрение электроусилителя руля, тормозов с электроприводом, компрессора кондиционера и прочих мощных перспективных устройств.

С другой стороны, автомобильный мир не готов разом перейти на новый стандарт, ведь он потребует замены всех устройств, от аккумуляторов до лампочек! Кто станет первой ласточкой и поведет за собой остальных? При всех «высоковольтных» соблазнах мы на это не отважимся... Ибо прекрасно представляем себе взмыленного отца семейства, который выныривает из-под вывески «Автозапчасти» с нехорошими словами: и здесь нет моторчика омывателя на 36 В!

Нам остается дожидаться серийных 36-вольтовых первенцев из-за рубежа, «довольствуясь» пока втрое меньшим напряжением. Благо, очень мощных устройств, особенно в базовой комплектации, нам не нужно: пользуясь невеликими массой и размерами, «экономим электричество»! А на богатых версиях пока примиримся с потерями...

МЕЖДУ ПЛЮСОМ И МИНУСОМ

Для стандартной комплектации машины ограничимся минимумом потребителей. Всех, конечно, не перечислить, но вот что приятно выделит нашу машину. Насос АБС — современной машине без этой системы нельзя, и мы сможем воспользоваться готовыми разработками (благо, нынешние АБС доведены до ума). Маломощные фары дневного света, делающие машину заметной: пусть включаются автоматически после пуска двигателя (зря мы что ли агитируем? См. ЗР, 2001, № 11; 2002, № 6). Иммобилайзер, блокирующий от ключа-транспондера блок управления мотором. Наконец, звуковой сигнализатор, издающий «до-ми-соль», если вы забыли выключить «габариты» (фары погаснут сами при выключении зажигания) и открыли дверь.

Уделим внимание одной полезной мелочи — свету в салоне. На высоком потолке нашего универсала разместим яркие люминесцентные лампы: один плафон над передними сиденьями, второй — над багажным отделением, чтобы каждый срабатывал от «своих» дверей. А в последних предусмотрим внизу подсветку — чтобы не споткнуться о бордюр или не наступить в мокрое...

За отдельную плату получите все многообразие дополнительных устройств — от подогрева сидений до электроусилителя руля, от климат-контроля до люка с электроприводом (механический, кстати, неудобен — высоко...)

ЭЛЕКТРОКУХНЯ

Начнем с одного из источников тока — генератора. Он будет довольно мощным уже в базовой версии — 1 кВт, чтобы легко обслуживать и те устройства, которыми дополнительно оснастит машину будущий хозяин.

В проводке готовим маленькую революцию: не замахнуться ли нам на мультиплекс? Вместо толстых пучков по всей машине проложена шина — несколько проводов, которыми параллельно связаны исполнительные блоки. Каждое такое устройство отвечает за свой «кусочек» автомобиля — например, за головную светотехнику или двигатель.

Несмотря на дополнительные расходы на производство и монтаж исполнительных блоков (кстати, при серийном выпуске затраты будут незначительными), такая схема предпочтительнее для нашего будущего автомобиля. Ведь чтобы «наполнить» базовую модель опциями, не придется тащить дополнительные пучки проводов — достаточно просто подключить разъемы к шине. Кроме того, мы экономим на километрах медных проводов и в разы упрощаем монтаж электрооборудования. С облегчением вздохнут и ремонтники — в мультиплексной системе проще искать и устранять возникающие неисправности.

Электроники в современном автомобиле становится все больше, поэтому в дальнейшем мы еще не раз встретимся с умными системами. Кстати, не далее чем через месяц в Бюро подвесок.

Схема расположения модулей мультиплексной системы

(базовая комплектация).

Модуль АБС

Модуль двигателя

Модуль приборной панели

Модули светотехники

Модули дверей

Центральный модуль

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии