Сила — в правде!

СИЛА — В ПРАВДЕ!

]

РЫНОК

/МУЗЫКАЛЬНЫЙ САЛОН

/МАЛЕНЬКИЙ ОРКЕСТРИК

СИЛА — В ПРАВДЕ!

УСИЛИТЕЛИ С БЮДЖЕТНЫМ ОТТЕНКОМ

ТЕКСТ / МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН

«Зачем мне усилитель? И без него орет так, что стекла звенят...»

Все, вроде бы, верно. Конечно же, усилитель должен действовать сообразно своему названию, то есть усиливать, а значит, уравновешенному человеку он ни к чему — это удел панков, рокеров и ближайших к ним подотрядов двуногих с неадекватной психикой...

На этом обсуждение темы усилителей можно бы и закончить, если бы не одно «но». Согласно этикеткам и каталогам, выходная мощность большинства современных магнитол и CD-ресиверов составляет примерно 40–45 Вт на канал. Верить написанному, конечно же, не стоит, но хотя бы половину указанной величины головные устройства, как правило, выдают легко. А теперь отгадайте, какова выходная мощность у самого-самого крутого, дорогого и престижного усилителя — например, у «Макинтоша»? Пятьсот на канал? Тысяча? Нет — ДЕВЯТЬ!

Информация кажется настолько неожиданной, что подталкивает к переоценке ценностей. Конечно, есть усилители и с четырехзначными значениями мощности, но, похоже, дело совсем не в них. В конце концов, тот же Пласидо Доминго поет и красиво, и громко, но микрофоном при этом не пользуется. Значит, дело не в количестве, а в качестве.

С маэстро все понятно — он талантливый. Но ведь и мы, выбирая для своего «оркестрика» головное устройство, делали упор на качество, пусть в рамках бюджета. Заметим, что даже самые дорогущие «головы» тоже любят работать на пару с внешними усилителями. Зачем?

А затем, что самая лучшая «голова» является таковой лишь отчасти. Встроенный в нее усилитель состоит как бы из двух частей — предварительного и собственно усилителя мощности. На выходе первого сигнал действительно выглядит безукоризненно, однако его «полномочия» заканчиваются у гнезд так называемого линейного выхода. Подавать этот слабенький сигнальчик на динамики бесполезно — им нужны солидные вольты и амперы. Поэтому, чтобы головное устройство работало без «помощников», в него устанавливают простенький усилитель мощности — как правило, это недорогая микросхема с более чем скромными параметрами. Она старательно увеличивает сигнал в размерах, но, увы, ухудшает его изначальное качество. А все потому, что впихнуть в одну микросхемку и количество, и качество современные производители пока не умеют.

Что конкретно ухудшается? Да, в общем-то, все сразу — приборы зафиксируют уменьшение соотношения сигнал/шум и возрастание уровня проникновения одного канала в другой, эксперты отметят «провал фортепиано» — минусов хватит на всех. Чтобы вернуться к качеству сигнала, созданного предварительным усилителем, как раз и нужен внешний усилитель, подключаемый к линейному выходу «головы»...

Впрочем, опять появляются «но». Улучшение качества звучания с внешним усилителем носит вполне объективный характер, но будем реалистами — оценить это смогут не все. Ничего обидного тут нет — просто прежде, чем тратить деньги, посетите установочную студию или специализированный магазин, а там прослушайте одну и ту же фонограмму с внешним усилителем и без него. Почувствуете разницу — будем думать дальше, недоуменно пожмете плечами — считайте, что неплохо сэкономили... Заметим также, что покупать усилитель, только чтобы выглядеть круче в глазах соседей, не стоит: бюджетный вариант снаружи все равно не видно.

К недорогим усилителям условно отнесем устройства, которые обойдутся вам примерно в 50–60 долларов на канал. По «усилительным» меркам это относительно дешево, а звучат такие усилители вполне достойно. Более того, если раньше при определенной громкости у вас и ваших пассажиров порой начинали болеть уши, то подключение таких усилителей снимет эту проблему — качественный звук принесет удовольствие вместо страданий. И еще один нюанс — чем выше качество усилителя, тем меньшей мощностью можно довольствоваться — помните пример с «Макинтошем»? Но подобное супервысокое качество выходит далеко за рамки реальных бюджетов.

В отличие от головных устройств, реальная мощность усилителя часто превышает заявленную! Указанная ценовая категория представлена многими брэндами.

Из четырехканальных усилителей отметим, например, Boss Rev 650 — его 4х85 Вт обойдутся вам в 219 долл. Два канала подключим к фронтальной акустике, два — к тыловой. А если захочется как следует раскачать мощный низкочастотный динамик — сабвуфер, то придется... построить мост!

Мост — это очень просто. Берем два одинаковых усилителя, подаем на них один и тот же сигнал и заставляем работать на общую нагрузку, но в противофазе: когда один усилитель делает «вдох», а другой, синхронно с ним — «выдох». Теоретически мощность при этом возрастает вчетверо, реально же получается как раз утроение — такую схему и называют мостовой. Вместо указанных 85 Вт можете рассчитывать примерно на четверть киловатта, а цена удовольствия — два задействованных канала вместо одного. Немножко неэкономно, но — громко...

Впрочем, «Босс» — все же дороговато. Изделие от Audio Art модели 4200 НО обойдется дешевле — в 142 доллара. А за KS-AX4500 от JVC нужно будет выложить «всего лишь» сотню «условных единиц». Если подтянуть поясок, то лучше остановиться на KS-AX6500 — тянет на 160 долларов. Есть еще «Алпайн» MRP-A200, а также KAC-849 от «Кенвуд» или APA 4204 от «Клариона».

Удовлетворит ли вас подобная техника, зависит исключительно от тонкости запросов. Продвинутый знаток, который захочет испортить вам настроение, попрекнет, что в этих «усилках» установлены плебейские фильтры с малой крутизной спада... Если вам не понятно, о чем он толкует, то спокойно слушайте музыку и наслаждайтесь жизнью. Иначе про бюджетные варианты придется забыть — категория настоящего «хай-фай» начинается в диапазоне цен от 50 до 100 долларов на канал. Из технических особенностей этой группы отметим, например, «раздельное питание»... Если в менее дорогих усилителях все каналы питаются «из одного котла», как Тихонов с Гриценко, то здесь каждому — свое. И если во время мощного аккорда один из источников немножко, как говорится, просядет, остальные будут работать как ни в чем не бывало.

Описанное — всего лишь эпизод в погоне за качеством. На горизонте маячат плавная регулировка фазы, собственные усилители для каждого динамика и еще многое. Но это уже совсем другие деньги, а потому размышления про усилители размером со стол и стоимостью в две-три «Оки» отложим на светлое-пресветлое «завтра»...

РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ ТЕХНИЧЕСКОГО ДИРЕКТОРА УСТАНОВОЧНОЙ СТУДИИ «АУДИОХИРУРГИЯ»

АЛЕКСАНДРА ПЕНЬКОВА ЗА ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ СТАТЬИ.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии