Признан невиновным

ПРИЗНАН НЕВИНОВНЫМ

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/ПРАВОЗАЩИТА

ПРИЗНАН НЕВИНОВНЫМ

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ РАЗБОРЕ ДТП В СПОРНОЙ СИТУАЦИИ

РУБРИКУ ВЕДЕТ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ЮРИДИЧЕСКОЙ ФИРМЫ "ПРАВОЗАЩИТА "ЗА РУЛЕМ" СЕРГЕЙ ВОЛГИН

Больше всего юристам "Правозащиты" приходится заниматься дорожно-транспортными происшествиями. При этом часто оказывается, что простые ситуации не так уж просты. Вот один из таких случаев.

- Я ехал по дороге, где всего две полосы движения с прерывистой линией посередине, - рассказал Николай П. - Собрался поворачивать налево во двор и только начал поворот, как почувствовал сильный удар в водительскую дверь. Как выяснилось позже, слева обгонял автомобиль (см. рис.). В ГИБДД меня обвинили в нарушении пункта 8.1 Правил.

Казалось бы, все очевидно. Пункт 8.1 требует подавать сигналы указателями поворота перед выполнением маневра, обеспечивать его безопасность и не создавать помех другим участникам движения.

Поворот во двор не считается перекрестком, а потому обгон здесь разрешен. В то же время другой пункт Правил - 8.8 обязывает при повороте налево вне перекрестка пропускать только встречные транспортные средства и трамвай попутного направления. Более того, пункт 11.1 требует от водителей, совершающих обгон, перед началом маневра убедиться, что идущее впереди попутное транспортное средство не подало сигнал о повороте или перестроении налево.

Учитывая все это, сделать однозначный вывод о виновности кого-либо из участников аварии не так просто. Прежде всего, надо установить, кто из водителей раньше приступил к маневру - тот, кто поворачивал налево, или тот, кто обгонял. Без свидетельских показаний или специальной экспертизы ответить на этот вопрос невозможно.

Надо еще иметь в виду, что ПДД запрещают движение по встречной полосе лишь на дорогах с четырьмя и более полосами. В данном же случае полосы всего две, и водитель, который обгонял, имел право двигаться по "встречке" совсем не обязательно для обгона. Но тогда однозначно виновен он, поскольку пункт 1.5 Правил требует "не создавать опасности для движения и не причинять вреда". Езда же по встречной полосе создает повышенную опасность, и в случае подобного ДТП вся ответственность ложится на обгонявшего.

Что касается другого водителя, то перед поворотом он должен занять крайнее положение на проезжей части. Заметьте: не просто крайний ряд, а крайнее положение в этом ряду. Кстати, схитрить здесь не получится.

Если не из крайнего - виновен тот, кто поворачивал. Если же при этом доказано, что обгон начат уже после включения сигнала поворота - вина обоюдная.

Водителям, оказавшимся в такой ситуации, остается посоветовать:

В ней максимально точно должно быть указано расположение транспортных средств, место удара, наличие или отсутствие разметки, размеры проезжей части. В объяснениях участников ДТП очень важно выделить момент, когда водитель начал выполнять маневр: за сколько метров до столкновения включил указатель поворота, за сколько - начал перестроение, в каком месте почувствовал удар. Или, соответственно, за сколько метров до столкновения выехал на встречную полосу для обгона, когда впереди идущий автомобиль начал выполнять маневр, с какого места на проезжей части он начал движение. Если есть свидетели, их данные надо указать в объяснениях. Только подробное описание обстоятельств происшествия поможет восстановить истинную картину ДТП и определить виновного при рассмотрении дела в группе разбора. Кстати, Николая П. суд признал невиновным.

ЧТОБЫ НАЙТИ СВИДЕТЕЛЕЙ, ДОСТАТОЧНО ЗАПИСАТЬ НОМЕРА ПРОЕЗЖАВШИХ В ЭТОТ МОМЕНТ МИМО АВТОМОБИЛЕЙ.

ОПИРАЯСЬ НА СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О РАДИУСЕ ПОВОРОТА КОНКРЕТНОГО АВТОМОБИЛЯ, ЭКСПЕРТИЗА БЕЗ ТРУДА ОПРЕДЕЛИТ УГОЛ, ПОД КОТОРЫМ СТОЛКНУЛИСЬ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, И УСТАНОВИТ, ИЗ КАКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ВОДИТЕЛЬ НАЧАЛ ВЫПОЛНЯТЬ МАНЕВР.

НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ УБИРАЙТЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА С ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ! ПО ПРИБЫТИИ ИНСПЕКТОРА ГИБДД ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ТО, КАК ОФОРМЛЯЮТСЯ МАТЕРИАЛЫ ДТП, ОСОБЕННО СХЕМА.

Подпишитесь на «За рулем» в