Как там за брестом?

КАК ТАМ ЗА БРЕСТОМ?

]

/КРИМИНАЛ

КАК ТАМ ЗА БРЕСТОМ?

ПАМЯТКА ДЛЯ ЕДУЩИХ В ПОЛЬШУ

ТЕКСТ И ФОТО / ЛЕОНИД САПОЖНИКОВ

Польша для наших автомобилистов уже не только коридор в Европу. В январе после отмены ввозных пошлин из стран ЕС здесь подешевели иномарки. Слух об этом прошел по Руси великой, и наши покупатели хлынули на польские авторынки — с долларами, но часто без всякого понятия, как вести себя у соседей и чего остерегаться.

— К сожалению, россияне сплошь и рядом остаются во власти былого представления: «Курица не птица, Польша не заграница», — сетует первый секретарь посольства РФ Дмитрий Нестеров. — На самом деле в ней изменилось очень многое, особенно в последнее время.

Первый «узелок на память»: за попытку откупиться от полицейского (тем более при свидетелях) теперь можно реально угодить в тюрьму! Не то, чтобы полиция вдруг стала поголовно честной, но очень старается это показать в связи со скорым вступлением страны в ЕС...

Узелок второй: резко возросли требования к техническому состоянию транспорта. К примеру, за трещину на ветровом стекле машину могут поставить на штрафплощадку до его замены. Кстати, сотрудники российского посольства не советуют ехать в Польшу на отечественных автомобилях — в случае поломки запчасть не сыщешь днем с огнем.

Третье и самое главное: на польских рынках очень велика вероятность купить краденую машину.

— Ежедневно мы получаем 10–15 сообщений о задержанных для проверки автомобилях, вывозимых нашими гражданами из Польши, — говорит Дмитрий Нестеров. — И, увы, в 70% случаев подозрение в краже оправдывается. При покупке можно, конечно, обратиться в детективное агентство на рынке с просьбой проверить автомобиль по полицейской базе данных. Вам скажут — он «чистый», но на границе вдруг оказывается, что это не так. И отговорка одна: «В момент проверки не значился в угоне»...

По польским законам проверка сомнительной машины может длиться до трех месяцев. Затем, если подозрение подтвердится, ее конфискуют. Но это еще не самое худшее для незадачливого покупателя. Его могут поместить на те же три месяца в следственный изолятор как «возможного соучастника кражи». Спустя месяц-полтора беднягу обычно выпускают под залог в 10 000 злотых (2500 долларов). Вот и прикинем его потери — материальные и моральные...

— Особенно скверная репутация у авторынка в Щецине, — говорили мне в консульском отделе посольства РФ. — Цены там минимальные, но и процент краденых или ввезенных контрабандой машин огромен. Дурная слава у Згожельца близ польско-германской границы, да и на всех остальных рынках риск слишком велик. Если уж покупать в Польше подержанную машину, то в «комисе» — комиссионном магазине. По крайней мере, мы не знаем случая, когда бы нашему гражданину продали там краденую...

Четвертый узелок — для тех, кто едет покупать машину в Западной Европе. Если он будет возвращаться через Польшу, его как транзитника поставят перед выбором: уплатить залог, который должны вернуть при выезде, или воспользоваться так называемым конвоем. Размер залога велик: 50% стоимости подержанного автомобиля и 80% нового, поэтому многие обращаются к коммерческим фирмам, предлагающим от имени таможни «конвоирование» по территории Польши. Стоит такая услуга до 150 долларов и сверх того трепка нервов (об этом см. ЗР, 2001, № 12). Поначалу конвой состоял из двух машин — впереди и позади колонны, затем заднюю отменили, а в последнее время «конвоир» в целях экономии вообще подсаживается к кому-то из наших в качестве пассажира...

На практике распространен еще один вариант: вы платите фирме те же деньги за справку, что она вас конвоировала, и едете самостоятельно. Здесь очень важно помнить: транзитник обязан покинуть Польшу в течение 48 часов. Если срок будет превышен без уважительной причины (болезнь, авария и т. п.), автомобиль могут конфисковать.

Узелок пятый: на польских дорогах не перевелись злоумышленники и по-прежнему надо держать ухо востро. Полиция создала специальные бригады по борьбе с автокражами и утверждает, что «ситуация решительно изменилась к лучшему». Это верно отчасти: в 1999 году в стране было похищено 72000 автомобилей, а в минувшем — «только» 53000 — около 150 в сутки...

Порой автомобиль забирают внаглую, выманив водителя наружу. Для этого есть много изощренных приемов.

— В случае легковых машин, — рассказывает атташе посольства РФ Алексей Корнеев, — чаще всего применяют несильный удар сзади. Для пущего эффекта злоумышленники порой накладывают на свой бампер взрывпакет-"хлопушку". Как тут не выйдешь разбираться? А они только того и ждут...

Другой способ ограбления — с остановкой автомобиля мнимым полицейским — похоже, выходит из моды: в 2001 году число таких нападений сократилось втрое. Аналитик Главной комендатуры (главного управления) польской полиции Марцин Шиндлер сказал, что определенную роль в этом сыграла публикация «Policja! Настоящая или?...» в ЗР, 2001, № 3. «Делаем общее дело», — добавил он, и с этим трудно не согласиться.

БЛАГОДАРИМ КОНСУЛЬСКИЙ ОТДЕЛ ПОСОЛЬСТВА РФ В РЕСПУБЛИКЕ ПОЛЬША ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ.

Полезные телефоны

Полиция: 997 или 112 

(на всей территории Польши)

Дежурный посольства РФ:

(022) 621–3453 

В центре сегодняшней Варшавы.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии