Как котируется ваз

КАК КОТИРУЕТСЯ ВАЗ

ЭКОНОМИКА

/АКЦИИ

КАК КОТИРУЕТСЯ ВАЗ

ОБЫЧНО НАЗВАНИЕ АВТОЗАВОДА

МЫ ОБОЗНАЧАЕМ ПРЕДЕЛЬНО ПРОСТО, ЗАБЫВАЯ

ПРО АББРЕВИАТУРУ ОАО - ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

ТЕКСТ / ИЛЬЯ ПИМЕНОВ

Биржа, суета. Один из брокеров задумчиво произносит: "Вот мы тут сидим, а там снег падает". Другой хватается за телефон: "Снег! Продавай! Весь! Срочно!" Почти что с натуры. Но сегодня нас будут интересовать более серьезные вещи.

Начнем с небольшого ликбеза (отвернитесь, брокеры). Акции бывают обыкновенными и привилегированными (их называют "префы"). Последние отличаются большими (и гарантированными!) дивидендами (долями прибыли), приходящимися на них. Правда, обладание ими не дает преимуществ - права голоса на общих собраниях акционеров.

Котировки акций обновляются мгновенно. Играя на бирже, можно в одну секунду обогатиться или потерять все. Что уж говорить о месяцах и годах! Но тут уже другой интерес - получить дивиденды от акций, которые в твоей собственности.

ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ

За прошедший год (с июня 2001 по июнь 2002) котировки менялись не раз. Сведения, поступающие от аналитических групп о курсах акций на фондовом рынке, о прогнозах на будущее, могут в чем-то расходиться, не совпадать, но абсолютно точные цифры нам и не нужны, куда важнее общие тенденции. Опираться будем на данные профессиональных консалтинговых фирм - "Росбизнесконсалтинга" и АКМ.

Ура! В целом наши автопроизводители медленно, но верно идут в гору: повышаются капитализация, стоимость акций и их ликвидность.

Лучше всего дела у АвтоВАЗа. Еще в декабре прошлого года эксперты рекомендовали покупать акции тольяттинского гиганта. Стало известно, что предполагаемая прибыль по итогам года составит 100 млн. у. е., чего давно не случалось. По итогам 2001 года ОАО, как и обещало его руководство, прибыль получило, но... на 20 млн. у. е. меньше, чем ожидалось. Основная причина - рост тарифов на энергоносители. Так что вместо запланированных в конце прошлого года дивидендов для всех акционеров их получат только держатели привилегированных ценных бумаг (по 47,5 руб. за акцию). Такой порядок определен уставом. Остальным остается тихо радоваться перспективности своего предприятия и ждать...

Многие крупные акционерные общества обязаны выплачивать 10% от суммы чистой прибыли держателям "префакций". На то они и привилегированные. Впрочем, на ВАЗе владельцам "префов" дивиденды не выплачивали в течение долгих семи лет, и акции их котировались на рынке даже ниже, чем обыкновенные. Еще в прошлом году стоимость каждой из них (номиналом 500 рублей) была около отметки 1,7 у. е., тогда как простые акции стоили по 4,6. Руководство АвтоВАЗа даже рассматривало вопрос о конвертации "префов" в обыкновенные, но вовремя одумалось. Финансовые неурядицы вокруг завода постепенно улеглись. Сейчас акция ОАО "АвтоВАЗ" стоит около 30 у. е. И то ли еще будет! За широкими спинами тольяттинцев маячит "Дженерал моторс".

Неплохо идут дела и у ОАО "ГАЗ". Но владельцам его акций тоже пока лучше их не продавать, а подержать - в последние пару месяцев наметился некоторый спад, как полагают, временный. Как тут не вспомнить золотые деньки октября 1997 года с рекордной стоимостью акций ГАЗа - более 150 у. е. за штуку! Именно тогда появилась информация о создании совместного предприятия с итальянским концерном ФИАТ. Теперь это в прошлом, и акции сильно упали в цене. Тем не менее уже в первом квартале 2002 года по сравнению с первым кварталом прошлого года объем производства увеличился на 13,5%, а это значит, что акционеры получат дивиденды за прошлый год: 3 руб. за обыкновенную акцию и 12 - за привилегированную номиналом 1 рубль. Всего на эти цели выделен 31 млн. рублей. Кстати, уставный капитал акционерного общества разделен на 4,5 млн. обыкновенных и 1,45 привилегированных акций. Сегодня обыкновенная акция ОАО "ГАЗ" стоит около 35 у. е.

По словам генерального директора ОАО "Северсталь" А. Мордашова, стоимость акций АО "УАЗ" в 2000 году выросла на 227%, и к концу прошлого года цена каждой из них (номиналом 1 рубль) поднялась до 20 у. е.

В общем, если говорить о котировках, можно констатировать положительные сдвиги. Так-то, дорогие акционеры, храните акции у сердца - пока не продавайте.

А ЧТО У НИХ?

За границей сегодня несколько иная тенденция - никаких значительных подъемов в ближайшее время не предвидится.

Теракты в США 11 сентября прошлого года потрясли все биржи мира, и котировки акций автопроизводителей, конечно, рухнули. Постепенно они возвращаются на прежние позиции, хотя это удается не всем. Неважно обстоят дела у "Форда". Концерн продолжает терпеть убытки: вместо прежних 25 долларов за акцию теперь только 17, а на распродаже и того меньше. Как повезет.

Примерно такой же график и у "Тойоты". Сейчас ее акция стоит около 57 долл., а было 70. Лучше всех положение у корпорации "Дженерал моторс". Она вернула свои прежние позиции на биржах и продолжает набирать обороты. Правда, в начале мая был короткий "перекур"... Сейчас акции "Джи-Эм" стоят 65 долл.

Есть успехи и у "Даймлер-Крайслер". Аналитики прогнозировали заметный провал в котировках, но его не случилось. Цена акции - 50 долл., и это далеко не предел.

Котировки у "Ниссана" удивляют тем, что скачут, как пульс марафонца. Трудно назвать наверняка, сколько стоит акция в данный момент. Попробуем угадать... 15 долларов! И тут открывается непредвиденное. Оказывается, котировки акций наших автопредприятий по сравнению с "ихними" растут намного быстрее. И в успехе "Дженерал моторс" даже видится тень АвтоВАЗа. А может, так оно и есть?

Подпишитесь на «За рулем» в