ПДД и дети: разговор с дорогой

«Снова в школу!» – совместный проект «За рулем» и Госавтоинспекции МВД России. Накануне 1 сентября мы выяснили, кто и как учит наших детей правилам дорожного движения.

За последние десять лет число ДТП с участием детей на наших дорогах сократилось на 15%, а количество погибших мальчиков и девочек – в полтора раза. Это, конечно, хорошая новость. А плохая состоит в том, что дети продолжают гибнуть, причем в непозволительном для любой цивилизованной страны количестве. В прошлом году из жизни ушло 872 человечка… В чем проблема? Только ли в безобразном поведении водителей или плохой организации движения? А может, мы плохо учим детей – даже тому, как переходить улицу?

Модно стало утверждать, что раньше учили лучше. И в школе, и в институте. Возможно, мы это утверждаем лишь потому, что тогда были моложе?

Если оценивать формально, выходит, что и впрямь учили лучше. В учебные планы школы времен СССР на освоение Правил дорожного движения отводилось аж 17 часов в год. Но это именно что формально. Может, где-то и проводили, но лично я не помню ни одного занятия, полностью посвященного ПДД. Хотя нам все же объясняли, что стоящий автобус надо обходить сзади, а трамвай – спереди…

Нынешнюю систему образования принято ругать. Есть большие претензии к тому, как преподают правила дорожного движения. Никто не сомневается, это важный и нужный предмет. Но по нынешнему Закону об образовании изучение правил дорожного движения входит в структуру предмета с некрасивым названием ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности). К нему относятся также правила здорового образа жизни и гигиены, безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при пожарах…

Преподавателей этого предмета не готовят нигде, поэтому во многих школах ОБЖ преподают люди случайные – учителя физкультуры, географии, отставные военные. Этот предмет подается практически без системы, дети

относятся к урокам без интереса, в формальных мероприятиях участвовать не рвутся. Каждый учитель придумывает темы на основе своего опыта и черпает знания из доступных учебников и пособий. Отставной военный, скорее всего, сделает упор на сборке-разборке автомата Калашникова, а учитель географии поведет в поход… К тому же в рамках ОБЖ на изучение ПДД отводится всего-то четыре часа в год. Считай, занятий нет совсем.

В разных странах разработаны сотни интереснейших методик обучения детей правилам поведения на дороге – начиная с ясельного возраста. Причем это программы, утвержденные на государственном уровне. Поэтому трехлетний немец без напоминания надевает шлем перед тем, как встать на самокат. Аналогичная программа есть и в Белоруссии. В России тоже что-то придумано, но – в масштабах отдельных школ и детских центров. Единой системы нет. Единственное исключение – Татарстан, где работает президентская программа.

– Типовых программ действительно нет, поэтому каждый педагог выдумывает что-то свое, – говорит Тамара Зуева, преподаватель с 20-летним стажем, заместитель директора детского центра «Славяне» в Зеленограде. – А ситуация на улицах за последние десятилетия изменилась в корне. Сейчас мало уметь видеть дорогу, ее надо слышать, чувствовать… Вот смотрите, родители и педагоги учат детей: «Сначала посмотри налево, потом иди через дорогу; остановись посередине, посмотри направо и лишь затем иди дальше». Но это ведь очень опасно! Не надо останавливаться, особенно если на дороге всего две полосы; посмотреть налево и направо при переходе улицы иногда

надо несколько раз, так как обстановка может быстро измениться.

Оказывается, старшеклассники очень любят учить маленьких детей. Надеемся, им самим правильно объяснили, как переходить дорогу…

Сейчас в рамках реформы образования создаются образовательные учреждения, куда входят и детские сады, и школы. Хорошо это или плохо, пока неизвестно, но появляется возможность разработать единую схему обучения правилам поведения на дороге – с младенческого возраста и до выпускного класса. Например, малыши лучше воспринимают информацию тактильно, поэтому лучше давать ее в форме настольной игры. Все дети в принципе не любят запретов (это один из главных постулатов современной педагогики!), часто стараются поступать наперекор, поэтому не имеет смысла внушать им в приказном тоне: «Не ходи туда! Не делай больше так!». Лучше сразу объяснить, как надо делать правильно. А старшеклассников, оказывается, можно замечательно мотивировать на изучение ПДД, организовав велопробеги или курсы скутеристов… Во многих школах Татарстана, к примеру, ученики получают права категории А.

Мы в ЗР давно предлагаем внести автодело (название условное) в список обязательных предметов для изучения в старших классах. Ведь водительское удостоверение, как показывает практика, потом пытается получить каждый

второй, – так почему бы не организовать изучение ПДД в рамках школьной программы? Такая практика давно существует во многих странах. Например, в США: даже если ты не собираешься водить автомобиль, правила дорожного движения все равно выучишь. Ведь, по грустной нашей статистике, сегодня девять из десяти аварий с участием детей происходит на городских улицах. И очень часто виноват в этом сам ребенок, которого не научили правильно переходить улицу.

Навыки движения «только по закону» можно закрепить во время соревнований, причем дорогой инвентарь для этого не потребуется. Велосипед у каждого есть свой, а нанести временную разметку и поставить знаки можно где угодно.

Вопрос снова упирается в отсутствие кадров. К счастью, есть в нашей стране школы, где дети увлеченно играют в водителей и инспекторов, где старшеклассники учат малышей основам поведения на дороге. Но это происходит только в том случае, если в школе (или в детском саду) есть увлеченный преподаватель, если директор болеет душой за безопасность детей. Тогда находятся средства на учебные пособия и автогородки, которые создают прямо в школьном дворе (все это, кстати, не слишком дорого), проводятся конкурсы. Но такое, к сожалению, встречается нечасто. Еще реже в процесс обучения вовлекаются родители. Классическая ситуация: после уроков, в ходе которых детей учили правилам поведения на дороге, ребенка забирает мама и быстро-быстро ведет домой, но не по пешеходному переходу, как только что учили в детском саду, а там, где ей удобнее. Такое вот «закрепление материала» на практике.

Менять всю эту практику надо!

Советы родителям от Тамары Зуевой

– Перевoдите ребенка за руку через дорогу? Держите его не за ладонь (может выскользнуть!), а за кисть руки: так надежнее.

– Никогда не переходите улицу на красный или желтый сигнал светофора; пересекайте улицу только по пешеходным переходам. Если ребенок поймет, что нарушать в принципе можно, никакая школа его не переучит.

– Нельзя пересекать проезжую часть бегом – только размеренным шагом. Ребенок должен знать, что на дороге не надо суетиться, поэтому лучше не отвлекаться и не разговаривать.

– Ждете разрешающий сигнал светофора для перехода улицы? Никогда не выставляйте коляску (велосипед) с ребенком перед собой. Держите «транспортное средство» младенца рядом! А зимой не перевозите детей на санках через дорогу даже на зеленый.

– При поездке на автомобиле пристегиваться ремнями необходимо абсолютно всем! В том числе и в чужой машине. Даже если ехать совсем недалеко. Если это правило автоматически выполняют все взрослые, то оно быстро станет привычкой и для ребенка.

– Не надо проявлять агрессию по отношению к другим участникам движения, не стоит обрушивать поток проклятий на водителя, который не пропустил пешеходов. Его вы не исправите. Вместо этого объясните ребенку, в чем был неправ нарушитель. Спокойно признавайте и свои ошибки. Дети всё запоминают!

Подпишитесь на «За рулем» в