Первый блин

ПЕРВЫЙ БЛИН

ТЕХНИКА

Тюнинг

ФОРСИРУЕМ VAZ 2114

ПЕРВЫЙ БЛИН

CЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ

С каких частей большинство поборников тюнинга начинают совершенствовать свой автомобиль?

Правильно, с двигателя и трансмиссии. Мы не стали исключением, возложив столь важный этап доводки на тольяттинскую фирму "ТоргМаш". Конечно, придется потратить время на перегон VAZ 2114 туда и обратно, но оригинальное вазовское "железо" логичнее приобретать из первых рук, минуя посредников. Так автомобиль вновь оказался на родине.

Там же сразу оговорили на будущее установку и настройку подвески. Ведь не секрет, что иногда приходилось критиковать не слишком удачную управляемость тюнинговых машин. Для "четырнадцатой" задачу сформулировали предельно точно - исходя из опыта настройки спортивных шасси характеристики подвесок задать как можно индивидуальнее, попытавшись исключить даже небольшие огрехи управляемости.

О ПОЛЬЗЕ ТЮНИНГА

Первая же информация по ходу разборки огорчила: в стандартном двигателе лопнуло компрессионное кольцо, изуродовав поверхность третьего цилиндра. Царапины настолько глубоки, что нужно растачивать блок под ремонтный размер.

Интересно, что, пока мы разбирались, где и как деталь могла сломаться, на фирму пришли еще несколько машин с аналогичным дефектом. Похоже, производственная лихорадка ВАЗа отразилась не только на качестве сборки машин, но и на святая святых - двигателе, ранее, в общем-то, не страдавшем подобными болезнями. Случай, конечно, гарантийный "на все сто", но замена мотора - процедура довольно длительная, поэтому решились на ремонт.

РАДОСТЬ БЫТИЯ

И вот все готово. Уже получена желанная кривая возросшей мощности, нарисованы "пилы" новых передаточных чисел трансмиссии... Однако, прежде чем отправляться домой, совершим пробную поездку.

Что ж, характер автомобиля определенно стал мужским. И дело не только в иных характеристиках пружин и амортизаторов. Непримиримо жестким стал руль, изрядно нагруженный стабилизирующими усилиями от изменившихся углов установки колес и винтовой блокировки дифференциала. Непривычно напрягает и рычаг коробки передач с укороченными ходами. Конечно, все это приработается и обкатается, но пока приходится заново привыкать к машине, удивляющей не только отзывчивостью, но и неожиданной послушностью в быстрых поворотах.

С двигателем немного сложнее. После его расточки, замены поршней, вкладышей и обоих валов он еще не набрал пик формы. На беговых барабанах намерили лишь 102 л. с. вместо обещанных 105. Кроме того, прослушивается детонация на высоких (4000-4500) оборотах.

Сначала грешили на плохой бензин, затем на капризный датчик, регулярно зажигающий "check engine". Но все свелось к коррекции программы, после которой мотор заработал, радуя неплохой резвостью в широком диапазоне оборотов. Однако заслуга в этом не только повзрослевшего двигателя. Здесь работает тандем тщательно подобранных лошадиных сил и передаточных чисел.

Новый, "18-й ряд" шестерен с главной парой 3,58 придает машине резвый, но совсем не злобный характер. В результате "четырнадцатая" не требует частых переключений при движении по трассе и в то же время при желании позволяет "выстрелить". Единственное неудобство - вяловатое троганье, требующее или повышенных оборотов, или аккуратной работы сцеплением.

Итак, похоже, что автомобиль, построенный "вокруг коробки передач", состоялся. Конечно, он приобрел не только достоинства, но и недостатки, став, например, заметно шумнее. Однако это неизбежно, ибо иные распредвал и выпускной коллектор добавили звукового сопровождения.

А БЛИН-ТО КОМОМ

Как хотелось порадовать себя и читателей парадными цифрами динамики и "максималки" после обкатки! В двигатель уже залили "правильное" масло, подобрали целую группу шин различных размерностей, закупили тормозные диски под 14-дюймовые колеса и колодки нескольких составов. Дело осталось за малым - замерить показатели, а затем вновь доводка, переделка и т. п.

И тут "четырнадцатая" захандрила. Опять появилась детонация, начала подмигивать лампа "сheck engine". Ну, не едет, и все тут. С желтым символом неисправности разобрались быстро - капризничал датчик массового расхода воздуха. А вот с детонацией... Опять грешили на бензин, потом еще на что-то, пока не померили компрессию в цилиндрах. И тут поняли, что замеров на дороге, увы, не будет. Семь единиц вместо положенных одиннадцати-двенадцати убедили, что жить мотору осталось недолго. Несложный замер утечек воздуха по цилиндрам подтвердил первоначальный диагноз и позволил уверенно заключить: пришел каюк поршневой группе. Чья здесь вина - изготовителя или настройщиков мотора, покажет вскрытие, а пока работы приостановлены - ждем приезда специалистов "ТоргМаша". Впереди ремонт и подготовка к новым замерам.

ДВИГАТЕЛЬ: восемь клапанов, 1600 "кубиков", расчетная мощность 105 л. с.

Оригинальные коленчатый и

распредвалы

производства "ТоргМаш".

Поршневая группа ремонтного

размера 82,4 мм.

Спортивный выпускной коллектор.

Сломавшееся поршневое кольцо - подарок завода-изготовителя.

ТРАНСМИССИЯ

Так называемый 18-й ряд - внешне обычный набор шестерен.

Винтовой самоблокирующийся дифференциал "ТоргМаш".

Короткоходный механизм управления коробкой дает быстроту переключений и уверенность, что передачу не "выбьет" на неровностях.

ПОДВЕСКА

Стальные кронштейны растяжек передней подвески гораздо надежнее

cилуминовых.

Стойки "ТоргМаш" уже знакомы читателю. А вот с пружинами Eibach (остались за кадром) мы сталкиваемся впервые.

В передней подвеске стабилизатор поперечной устойчивости толщиной 21 мм. В задней - усиленная балка с вваренным прутком диаметром 14 мм (на фото не попали). Кроме этого подвески дополнились индивидуально подобранными, исходя из развесовки, буферами сжатия, чья задача - обеспечить подвескам необходимый диапазон перемещений.

Подпишитесь на «За рулем» в