А где же кошка?

А ГДЕ ЖЕ КОШКА?

ПРОВОДА ДЛЯ "ПРИКУРИВАНИЯ"

Похожими поисками мы занялись в очередной "электрической" экспертизе - проводов для "прикуривания". Официально их величают "соединители автомобильные аккумуляторные". С кем не случалось - поворачиваешь ключ зажигания, а из-под капота доносится предательское "Не хочу-у-у-у", да и лампочки на табло как-то сразу тускнеют... Справиться с подобной неприятностью помогут аккумулятор-донор и упомянутые провода - например, те, что позируют на фото 1 - 8.

ИЗВИНИТЕ, ЧТО МЫ К ВАМ ОБРАЩАЕМСЯ...

Найти добродетеля, готового "дать прикурить", сегодня непросто. Виноваты не только профессиональные уличные попрошайки, приучившие нас шарахаться от любых просителей, но и технический прогресс: автомобилю, напичканному электроникой, предписано воздерживаться от любых контактов с бортовыми сетями других машин. Иначе ему грозит своего рода СПИД - от резких бросков напряжения современные полупроводники могут неизлечимо "заболеть". Зато старую гвардию типа GAZ 24 или VAZ 2106 никакими вирусами не испугать - она еще кому хочешь прикурить даст, а потому все дело - за проводами.

Пока эксперты испытательного центра "Эталон" готовят свои гальванометры и источники питания, вспомним, что искусство "дать прикурить" требует определенных навыков - некоторые соображения по этому поводу изложены в "Нашей справке". А от проводов требуется, в общем-то, немного - позволить пропустить через себя нужный ток. Обычное стартерное дело - всего несколько секунд и сотня-другая ампер...

А ТОЧНЕЕ?

Точнее сказать трудно. Реальная величина тока, потребляемого стартером при пуске мотора, зависит не только от типа двигателя (степени сжатия, числа цилиндров, мощности и т. п.), но и от других факторов: вязкости залитого масла, температуры. К примеру, "волговский" стартер типа СТ230 на холостом ходу потребляет примерно 80 А, при номинальной мощности - уже около 300, а в режиме полного торможения - аж 550! Если же требуется крутануть стартер грузовика типа ГАЗ-3309, то значения тока могут достигать 800 А. А при таких цифрах известный со школы закон Ома начинает откровенно "вредничать" - даже крошечное паразитное сопротивление (типа окисной пленки на клеммах батареи) активно требует свою "долю" в вольтах - причем изрядную! Напряжение в электрической цепи распределяется пропорционально сопротивлению ее отдельных участков - вот почему мощный стартер с его мизерным сопротивлением обмоток беспомощно стихает, появись в цепи питания "паразит" величиной хотя бы 0,1 Ом! Именно поэтому настоящие "пусковые" провода обязаны быть толстыми: чем толще провод, тем лучше его проводимость.

Так - эксперты готовы к замерам. Качество заделки наконечников проверим визуально, а вот способность пропускать нужные токи оценим в разных режимах - начнем со 100 А, затем подадим 200 и, наконец, 500. Включаем рубильник...

Результаты измерений сведены в таблицу, комментарии даны под соответствующими фото.

КТО СОЖРАЛ ВОЛЬТЫ?

Если заранее предположить, что приобретаемые провода никогда в жизни не будут применены по назначению, то лучше выбрать № 6 или 8 - они самые симпатичные. А вот профессиональные качества изделий оставляют неприятный осадок: большинство производителей откровенно халтурят. К использованию в реальной жизни можно рекомендовать разве что набор № 1 "Энергобыт". Наборы № 2-5 в принципе пригодны к эксплуатации, но посоветовать приобрести именно их как-то не поворачивается язык. Соединителями № 6, 7 и 8 пользоваться нельзя.

Напоследок вспомним еще раз восточную сказку. Если бы тот жадный бай принес судье не кошку, а, скажем, набор № 8 и заявил бы, что такие провода съедают все напряжение аккумулятора-донора, то решение было бы вынесено в его пользу! Против правды не попрешь.

1. Заявленный изготовитель -

"Электробыт", Москва

Маркировка - соединитель автомобильный аккумуляторный САА-2,5

Примерная цена - 310 руб.

Единственное изделие с "обратным адресом". Провода с солидной изоляцией надежно зафиксированы в ручках "крокодилов", а вот заделка - не ахти. В этикетке указано число и сечение жил - инженер сообразит, что провода рассчитаны на ток до 100 А. Тем не менее их решили проверить и большими токами. Что ж, до 200 А проблем с пуском быть не должно. А цена не понравилась.

Оценка: (хорошо).

2. Заявленный изготовитель -

неизвестен

Маркировка отсутствует

Примерная цена - 190 руб.

Откровенно некрасивое изделие с неудобными зажимами неожиданно оказалось чемпионом по минимальному падению напряжения: чуть больше 1 В при токах до 100 А, 2,3 В при 200 А - даже при 500 А провода жадничают меньше других. Но качество... Изоляция не обжата, заделка жилы - брр... Так и хочется взять паяльник и пассатижи - глядишь, поживет подольше.

Оценка: (удовлетв.).

3. Заявленный изготовитель -

неизвестен

Маркировка отсутствует

Примерная цена - 50 руб.

Слабенькие перекошенные "крокодилы" безопасны для водительских пальцев, но сломаются довольно скоро. Заделка проводов неважная, но какое-то время пользоваться изделием можно: при токах до 200 А суммарное падение напряжения составляет менее 4 В. В общем, типичная халтура - одноразовое изделие "без роду и племени". Однако большинство других еще хуже...

Оценка: (удовлетв.).

4. Заявленный изготовитель -

неизвестен

Маркировка отсутствует

Примерная цена - 80 руб.

Похоже, это то же самое, что и № 3, только другого цвета и по другой цене. Те же кривые "крокодилы" вкупе с безобразной заделкой проводов, но и достоинства те же: при очень бережном обращении страшненький набор на первых порах действительно способен "дать прикурить" при токах до 200 А. А отломится провод или развалится "крокодил" - и выкинуть не жалко...

Оценка: (удовлетв.).

5. Заявленный изготовитель -

неизвестен

Маркировка отсутствует

Примерная цена - 130 руб.

Симпатичный вариант одноразового изделия: пользоваться можно, но очень недолго. Изоляция проводов не обжата - негде и нечем. При таком конструктивном исполнении после каждого подключения часть токонесущих жил будет отламываться, сопротивление начнет расти и - прощай, служба... Хотя, в исходном состоянии изделие выдерживает ток до 200 А - спасибо и на этом.

Оценка: (удовлетв.).

6. Заявленный изготовитель -

неизвестен

Маркировка - BC 500 Battery booster cables

Примерная цена - 145 руб.

Двухпроводной кабель длиной более 2 м на концах раздваивается на две пары мощных зажимов-"крокодилов". Кстати, палец "в рот" им не кладите: пружины зверские. Идеальный подарок... тому, кто заведомо не станет этим пользоваться. При заявленном токе 500 А на каждом из тоненьких проводов падает аж по 6,1 В - итого 12,2 в сумме. А что останется стартеру?

Оценка: (плохо).

7. Заявленный изготовитель -

неизвестен

Маркировка - BC 200 Battery booster cables

Примерная цена - 95 руб.

Изделие тех же кровей, что и № 6, только заявленные возможности поскромнее: 200 ампер вместо 500. Увы - даже при токе 100 А суммарное падение напряжения на двух проводах составляет более 4 В, а при 200 - более 11 В! Оно и понятно: неоправданно тощие провода, да еще в совокупности с плохой заделкой - сплошные дополнительные сопротивления. Внешний вид неплох, но что толку?

Оценка: (плохо).

8. Заявленный изготовитель -

неизвестен

Маркировка - 100 Amp Battery boos-

ter cable Heavy duty Copper

Примерная цена - 55 руб.

"Дамский" наборчик - столь же изящный, сколь и ненужный. Абсолютный чемпион по непригодности: сопротивление примененных проводов на порядок выше, чем у других! Отсюда и результат - даже при скромном заявленном токе 100 А на каждом из таких "соединителей" падает почти по 7 В. Семью два... - а стартеру-то что достанется? Для полноты ощущений уже при 70 А в месте обжима провода идет дым.

Оценка: (плохо).

Чтобы "прикурить" от исправного аккумулятора (на практике исправным нам кажется тот, что стоит под капотом работающей машины) и при этом не навредить ни просителю, ни благодетелю, действовать нужно так.

Просим благодетеля заглушить мотор.

Отсоединяем от клеммы батареи просителя отрицательный провод.

Достаем провода для "прикуривания" (не первые попавшиеся, позаимствованные с лампы-переноски, а настоящие!) и подсоединяем их в определенной последовательности. Плюсовый провод цепляем сначала к положительной клемме неисправной батареи, а затем - к "плюсу" исправной. Если действовать наоборот, рискуете выронить провод и "коротнуть" его на "массу" благодетеля - результат понятен. Затем берем минусовый провод и соединяем отрицательную клемму исправной батареи с "массой" двигателя-просителя - поближе к стартеру. В крайнем случае можно соединить его с упомянутым выше штатным отрицательным проводом, который пока что "не у дел".

Пускаем "мертвый" двигатель.

Подсоединяем к разряженной батарее отрицательный провод и отсоединяем провода. Алгоритм тот же: главное - исключить возможность замыкания.

При первом же удобном случае разбираемся в причинах разряда батареи и устраняем их.

Подпишитесь на «За рулем» в