А где же кошка?

А ГДЕ ЖЕ КОШКА?

]

ПРОВОДА ДЛЯ «ПРИКУРИВАНИЯ»

Похожими поисками мы занялись в очередной «электрической» экспертизе — проводов для «прикуривания». Официально их величают «соединители автомобильные аккумуляторные». С кем не случалось — поворачиваешь ключ зажигания, а из-под капота доносится предательское «Не хочу-у-у-у», да и лампочки на табло как-то сразу тускнеют... Справиться с подобной неприятностью помогут аккумулятор-донор и упомянутые провода — например, те, что позируют на фото 1 — 8. 

ИЗВИНИТЕ, ЧТО МЫ К ВАМ ОБРАЩАЕМСЯ...

Найти добродетеля, готового «дать прикурить», сегодня непросто. Виноваты не только профессиональные уличные попрошайки, приучившие нас шарахаться от любых просителей, но и технический прогресс: автомобилю, напичканному электроникой, предписано воздерживаться от любых контактов с бортовыми сетями других машин. Иначе ему грозит своего рода СПИД — от резких бросков напряжения современные полупроводники могут неизлечимо «заболеть». Зато старую гвардию типа GAZ 24 или VAZ 2106 никакими вирусами не испугать — она еще кому хочешь прикурить даст, а потому все дело — за проводами.

Пока эксперты испытательного центра «Эталон» готовят свои гальванометры и источники питания, вспомним, что искусство «дать прикурить» требует определенных навыков — некоторые соображения по этому поводу изложены в «Нашей справке». А от проводов требуется, в общем-то, немного — позволить пропустить через себя нужный ток. Обычное стартерное дело — всего несколько секунд и сотня-другая ампер...

А ТОЧНЕЕ?

Точнее сказать трудно. Реальная величина тока, потребляемого стартером при пуске мотора, зависит не только от типа двигателя (степени сжатия, числа цилиндров, мощности и т. п.), но и от других факторов: вязкости залитого масла, температуры. К примеру, «волговский» стартер типа СТ230 на холостом ходу потребляет примерно 80 А, при номинальной мощности — уже около 300, а в режиме полного торможения — аж 550! Если же требуется крутануть стартер грузовика типа ГАЗ-3309, то значения тока могут достигать 800 А. А при таких цифрах известный со школы закон Ома начинает откровенно «вредничать» — даже крошечное паразитное сопротивление (типа окисной пленки на клеммах батареи) активно требует свою «долю» в вольтах — причем изрядную! Напряжение в электрической цепи распределяется пропорционально сопротивлению ее отдельных участков — вот почему мощный стартер с его мизерным сопротивлением обмоток беспомощно стихает, появись в цепи питания «паразит» величиной хотя бы 0,1 Ом! Именно поэтому настоящие «пусковые» провода обязаны быть толстыми: чем толще провод, тем лучше его проводимость.

Так — эксперты готовы к замерам. Качество заделки наконечников проверим визуально, а вот способность пропускать нужные токи оценим в разных режимах — начнем со 100 А, затем подадим 200 и, наконец, 500. Включаем рубильник...

Результаты измерений сведены в таблицу, комментарии даны под соответствующими фото.

КТО СОЖРАЛ ВОЛЬТЫ?

Если заранее предположить, что приобретаемые провода никогда в жизни не будут применены по назначению, то лучше выбрать № 6 или 8 — они самые симпатичные. А вот профессиональные качества изделий оставляют неприятный осадок: большинство производителей откровенно халтурят. К использованию в реальной жизни можно рекомендовать разве что набор № 1 «Энергобыт». Наборы № 2–5 в принципе пригодны к эксплуатации, но посоветовать приобрести именно их как-то не поворачивается язык. Соединителями № 6, 7 и 8 пользоваться нельзя.

Напоследок вспомним еще раз восточную сказку. Если бы тот жадный бай принес судье не кошку, а, скажем, набор № 8 и заявил бы, что такие провода съедают все напряжение аккумулятора-донора, то решение было бы вынесено в его пользу! Против правды не попрешь.

1. Заявленный изготовитель —

«Электробыт», Москва

Маркировка — соединитель автомобильный аккумуляторный САА-2,5 

Примерная цена — 310 руб.

Единственное изделие с «обратным адресом». Провода с солидной изоляцией надежно зафиксированы в ручках «крокодилов», а вот заделка — не ахти. В этикетке указано число и сечение жил — инженер сообразит, что провода рассчитаны на ток до 100 А. Тем не менее их решили проверить и большими токами. Что ж, до 200 А проблем с пуском быть не должно. А цена не понравилась.

Оценка: (хорошо).

2. Заявленный изготовитель —

неизвестен

Маркировка отсутствует

Примерная цена — 190 руб.

Откровенно некрасивое изделие с неудобными зажимами неожиданно оказалось чемпионом по минимальному падению напряжения: чуть больше 1 В при токах до 100 А, 2,3 В при 200 А — даже при 500 А провода жадничают меньше других. Но качество... Изоляция не обжата, заделка жилы — брр... Так и хочется взять паяльник и пассатижи — глядишь, поживет подольше.

Оценка: (удовлетв.).

3. Заявленный изготовитель —

неизвестен

Маркировка отсутствует

Примерная цена — 50 руб.

Слабенькие перекошенные «крокодилы» безопасны для водительских пальцев, но сломаются довольно скоро. Заделка проводов неважная, но какое-то время пользоваться изделием можно: при токах до 200 А суммарное падение напряжения составляет менее 4 В. В общем, типичная халтура — одноразовое изделие «без роду и племени». Однако большинство других еще хуже...

Оценка: (удовлетв.).

4. Заявленный изготовитель —

неизвестен

Маркировка отсутствует

Примерная цена — 80 руб.

Похоже, это то же самое, что и № 3, только другого цвета и по другой цене. Те же кривые «крокодилы» вкупе с безобразной заделкой проводов, но и достоинства те же: при очень бережном обращении страшненький набор на первых порах действительно способен «дать прикурить» при токах до 200 А. А отломится провод или развалится «крокодил» — и выкинуть не жалко...

Оценка: (удовлетв.).

5. Заявленный изготовитель —

неизвестен

Маркировка отсутствует

Примерная цена — 130 руб.

Симпатичный вариант одноразового изделия: пользоваться можно, но очень недолго. Изоляция проводов не обжата — негде и нечем. При таком конструктивном исполнении после каждого подключения часть токонесущих жил будет отламываться, сопротивление начнет расти и — прощай, служба... Хотя, в исходном состоянии изделие выдерживает ток до 200 А — спасибо и на этом.

Оценка: (удовлетв.).

6. Заявленный изготовитель —

неизвестен

Маркировка — BC 500 Battery booster cables

Примерная цена — 145 руб.

Двухпроводной кабель длиной более 2 м на концах раздваивается на две пары мощных зажимов-"крокодилов". Кстати, палец "в рот" им не кладите: пружины зверские. Идеальный подарок... тому, кто заведомо не станет этим пользоваться. При заявленном токе 500 А на каждом из тоненьких проводов падает аж по 6,1 В — итого 12,2 в сумме. А что останется стартеру?

Оценка: (плохо).

7. Заявленный изготовитель —

неизвестен

Маркировка — BC 200 Battery booster cables

Примерная цена — 95 руб.

Изделие тех же кровей, что и № 6, только заявленные возможности поскромнее: 200 ампер вместо 500. Увы — даже при токе 100 А суммарное падение напряжения на двух проводах составляет более 4 В, а при 200 — более 11 В! Оно и понятно: неоправданно тощие провода, да еще в совокупности с плохой заделкой — сплошные дополнительные сопротивления. Внешний вид неплох, но что толку?

Оценка: (плохо).

8. Заявленный изготовитель —

неизвестен

Маркировка — 100 Amp Battery boos-

ter cable Heavy duty Copper

Примерная цена — 55 руб.

«Дамский» наборчик — столь же изящный, сколь и ненужный. Абсолютный чемпион по непригодности: сопротивление примененных проводов на порядок выше, чем у других! Отсюда и результат — даже при скромном заявленном токе 100 А на каждом из таких «соединителей» падает почти по 7 В. Семью два... — а стартеру-то что достанется? Для полноты ощущений уже при 70 А в месте обжима провода идет дым.

Оценка: (плохо).

НАША СПРАВКА

ЕСЛИ ЖИЗНЬ ЗАСТАВИТ...

Чтобы «прикурить» от исправного аккумулятора (на практике исправным нам кажется тот, что стоит под капотом работающей машины) и при этом не навредить ни просителю, ни благодетелю, действовать нужно так.

Просим благодетеля заглушить мотор.

Отсоединяем от клеммы батареи просителя отрицательный провод.

Достаем провода для «прикуривания» (не первые попавшиеся, позаимствованные с лампы-переноски, а настоящие!) и подсоединяем их в определенной последовательности. Плюсовый провод цепляем сначала к положительной клемме неисправной батареи, а затем — к «плюсу» исправной. Если действовать наоборот, рискуете выронить провод и «коротнуть» его на «массу» благодетеля — результат понятен. Затем берем минусовый провод и соединяем отрицательную клемму исправной батареи с «массой» двигателя-просителя — поближе к стартеру. В крайнем случае можно соединить его с упомянутым выше штатным отрицательным проводом, который пока что «не у дел».

Пускаем «мертвый» двигатель.

Подсоединяем к разряженной батарее отрицательный провод и отсоединяем провода. Алгоритм тот же: главное — исключить возможность замыкания.

При первом же удобном случае разбираемся в причинах разряда батареи и устраняем их.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии