Уроки микропрофессора

УРОКИ МИКРОПРОФЕССОРА

]

ЦИФРОВЫЕ ПРОЦЕССОРЫ

И кому, например, придет в голову поставить это самое кресло рядом с левой акустической системой? Но в салоне автомобиля действуют совсем другие законы...

ЛЕВЫЙ УКЛОН

Нет, если у вас праворульная «японка», то уклон, конечно же, будет правым... Впрочем, и так понятно, о чем идет речь — водитель сидит не по центру салона, а сбоку, а потому как бы прилипает к одному из каналов установленной аудиосистемы, какая бы дорогая она ни была. Слушать, конечно, можно, однако идея не только «хай-фай», но и даже обыкновенного «стерео» при этом убита наповал. Оркестранты сидят в строго установленных местах, звукорежиссер при записи фонограммы старательно выстраивает правильную музыкальную сцену, а в результате — «отсутствие присутствия», дикие фазовые искажения, подавляющее «преимущество» левого канала перед правым, в итоге — все плохо. И не надо крутить баланс — фазочастотная характеристика от этого только ухудшится. Но ни пересесть, ни отодвинуть динамики нельзя: некуда! Что будем делать?

Решение, в общем-то, напрашивается само — хорошо бы организовать для левого канала нужную временную задержку. Правый пассажир недовольно вскинет брови, но с ним разберемся потом. Задержать информацию поможет, конечно же, процессор — это своего рода профессор по части обработки сигнала.

Что требуется от «микропрофессора»? Кстати, по науке его называют цифровой звуковой процессор (DSP — Digital Sound Processor). Аналоговый сигнал обработать, прямо скажем, тяжеловато, зато с ноликами и единичками сегодня можно творить практически все, что угодно — как в компьютере. Удовольствие не из дешевых — например, услуги такого «академика», как «Статус» от компании «Алпайн» (Alpine F#1 Status), обойдутся тысяч в пять-семь то ли долларов, то ли евро. Поэтому «интервью» с маэстро отложим до следующей встречи, а сегодня познакомимся с молодыми «аспирантами», чья помощь несоизмеримо дешевле. Речь пойдет об изделиях «Альто-Мобиле» (Alto Mobile) из Италии.

ИЗ СТУДИИ — В САЛОН

Революция это или нет — посмотрим, время покажет. Фирма «Альто», которая ранее специализировалась на профессиональном студийном звуке, решила попробовать свои силы на многочисленных «мобиле» и решить все проблемы одним махом. Ну-ну...

Впрочем, штука очень интересная. «Альто-Мобиле» включают между предварительным усилителем «головы» и внешним усилителем мощности. Входной аналоговый сигнал преобразуется в «цифру», остальное — дело техники. Линейка «Альто-Мобиле» содержит восемь устройств — остановимся на тех, которые представляют наибольший интерес для среднестатистического «продвинутого» пользователя, привыкшего к высококачественным аудиосистемам.

Модель Control 8 самая простая и дешевая — всего около 160 долларов. Два входа, два выхода — проще некуда. Однако возможности у этой коробочки — ой-ей-ей... Цифровая задержка по любому каналу, восьмиполосный эквалайзер (мало того, что параметрический — еще и индивидуальный для каждого канала!), высокочастотный и низкочастотные фильтры с изменяемым диапазоном частот, перекрывающие весь музыкальный спектр. Все входы и выходы — регулируемые: настройщики поймут. Скажем, если по какому-то каналу идет неприятный фон, от которого никак не удается избавиться, то достаточно убавить по этому входу чувствительность, «утопить» таким образом фон, а на выходе поднять усиление — только и всего. Кстати, управлять «коробочкой» можно с выносного пультика — там даже дисплей предусмотрен. Впрочем, за него придется немножко доплатить.

Модель Control 16 отличается количеством полос у эквалайзера — понятно, что их 16. Это качество реально может оказаться востребованным, например, при подготовке автомобиля к соревнованиям по автозвуку — скажем, чтобы получить линейную амплитудно-частотную характеристику... Ну, а если переходить от любительского уровня к профессиональному, то вместо «Контрол» нужно применять другие модели — например, «Драйв» (Drive).

«Драйв 20» стоит примерно 330 долларов. Входов у него два, зато выходов — пять. Из этих пяти четыре позволяют изменять характеристику сигнала практически любым образом: настроить под «пищалки» — пожалуйста, на средние частоты — не вопрос, на мид-басы — еще проще. Наиболее продвинутые решения на базе «Драйв 20» — это, например, двухкомпонентная система с отдельной индивидуальной настройкой каждого (!) динамика плюс сабвуфер — помните про пятый выход?

Следующая модель, «Драйв 30», дороже примерно на тридцатку. Входов здесь тоже два, а выходов уже семь. Первые шесть удобно использовать, скажем, для развитой трехкомпонентной схемы — опять-таки с индивидуальной подстройкой каждого динамика, а последний канал, как и прежде, отдаем сабвуферу. Для установщика здесь просто рай: с такой штукой он может изменять характеристики фильтров, произвольно настраивать эквалайзеры — причем для каждого канала в отдельности! Можно отключить канал совсем, «покрутить фазу», установить любую задержку — в общем, делай что хочешь. А еще можно полазить по меню и присвоить каждому из каналов свое назначение — например, под центральный канал домашнего кинотеатра...

А ЕЩЕ?

Вообще-то различных моделей «Альто-Мобиле» — восемь: от младшей «Динамэйт» (Dynamate) до старшей UCS P. 

«Динамэйт» — прибор, не имеющий аналогов: в нем спрятаны очень интересные заводские предустановки. Скажем, подчеркивание тончайших нюансов музыкального произведения, едва слышимых деталей — или, например, изменение звучания аудиосистемы в зависимости от стиля прослушиваемой музыки, только не на уровне дешевых «басбустов» и «хайбустов», а гораздо более деликатно и интеллигентно. А следующая модель, «Саб 16» обладает широчайшими возможностями для настройки сабвуферной части аудиосистемы: в ней присутствуют как фильтры с «богатыми» регулировками, так и развитый басовый эквалайзер...

Вообще, описанная выше середина линейки имеет ощутимые достоинства в виде отличных кроссоверов и регулируемых процессором цифровых задержек. Что касается верхней части модельного ряда — UCS и UCS Pro, она ориентирована больше на соревновательный уровень — тому способствует сильно развитая эквалайзерная часть.

А нельзя ли обойтись вообще без аналоговых сигналов на входе — ведь все равно компакт-диски уже содержат «цифру»? Можно, но беда в том, что оптический цифровой выход сегодня не стандартизован. У того же «Алпайна» цепочка «цифра-цифра» уже работает, но только с одноименными моделями: универсальный подход пока не найден. Захочется, к примеру, изменить громкость звучания, а как ты будешь с «головы» командовать процессором? Для этого нужна единая шина данных, а она у каждого производителя своя. Вернее, пока что своя — вдруг что-то изменится...

Да, а как же быть с правым пассажиром? Если ввести задержку по левому каналу, он вообще будет слышать непонятно что... На сей случай утешение следующее: память «Альто-Мобиле» позволяет установить и прописать любое количество настроек — точнее, 64 (что применительно к нашему случаю и можно считать любым). Одна настройка, например, — для прослушивания классики, вторая — для рэпа, семнадцатая — под правого пассажира (или пассажирку), шестьдесят четвертая — компромиссная. Впрочем, компромисс, это когда плохо всем...

И последнее. Настройка аппарата типа «Альто-Мобиле» — процесс длительный, он может занимать много часов. Так вот, два приятных сообщения. Во-первых, при желании сэкономить время своим коллегам можно единожды полученную удачную настройку «закачать» в персональный компьютер и держать ее там в памяти — вдруг пригодится... Конечно, ее придется доработать под конкретную машину, но в грубом варианте первое включение уже будет прописано. Во-вторых, при сбросе питания (поменяли аккумулятор!) все установки сохраняются...

А про другие цифровые хитрости поговорим в следующий раз.

Чтобы выровнять заведомо перекошенную музыкальную сцену, нужно создать временные задержки для динамиков левого канала. Это — одна из задач звукового процессора.

Звуковой процессор «Альто-Мобиле Драйв 30».

АЛЕКСАНДР ПЕНЬКОВ

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии