Ветер с востока или "волга-эсперо"

ВЕТЕР С ВОСТОКА ИЛИ «ВОЛГА-ЭСПЕРО»

]

КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»

Семинар

СИСТЕМА МИКРОКЛИМАТА НА «ВОЛГЕ»

ВЕТЕР С ВОСТОКА ИЛИ «ВОЛГА-ЭСПЕРО»

НИКОЛАЙ СЕМИКИН, ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР ПО СИСТЕМАМ МИКРОКЛИМАТА НАМИ

Научно обосновывать неверный прогноз погоды человек научился давно, а вот управлять погодой мы пока не умеем. Даже если речь идет о погоде всего лишь в отдельно взятом автомобиле — «Волге», например. Столько лет на конвейере, а ни отопление, ни вентиляция не способны здесь создать приемлемый «климат». А почему?

Начнем «от печки» — в прямом смысле слова. На «Волге» похолодало начиная с модели GAZ 24—10 — на GAZ 24 было куда теплее. Медный радиатор, вентилятор на входе, логичная раздача воздуха — все это что-то давало в обогрев салона. Проблемы, конечно, были и тогда, однако с появлением на «двадцатьчетверках» новой панели приборов был узаконен ряд конструктивных ошибок, на признание которых ГАЗу понадобилась четверть века.

Посмотрим на рисунок. Теоретически все верно — печка как печка, однако на практике входная заслонка с неважным поролоновым уплотнением не в состоянии управлять потоком холодного воздуха. В открытом состоянии большая его часть идет в обход радиатора отопителя. Перекрыть поток тоже не удается — даже в закрытом состоянии получается «сквозняк». Возможно, идея обходного канала была и неплохой — дескать, подмешаем холодный воздух к горячему и не будем мучить краник, в реальной же жизни все закончилось тем, что на последних моделях GAZ 3110 этот канал просто заглушили! Ныне холодный воздух всегда идет через радиатор — кстати, он теперь алюминиевый...

Спору нет — рационализация имеет свои права. В то же время у такого радиатора очень плотное оребрение — расстояние между соседними пластинами менее миллиметра. Большое аэродинамическое сопротивление снизило расход воздуха, а примерно после года эксплуатации радиатор забивается полностью — тут и тополиный пух, и соль, и т. п. Очистить его практически невозможно — в результате и без того низкий расход воздуха снижается еще больше. Соответственно снижается и теплопроизводительность — при этом «волгари» отмечают, что в салоне стал появляться специфический неприятный запах. Еще одно следствие неудачной модернизации системы — газовский краник отопителя: низкая надежность, оставляющее желать лучшего уплотнение, высокое усилие перемещения. Справедливости ради отметим — в настоящее время завод перешел на краны улучшенной конструкции шиберного типа. Большое проходное сечение и низкое гидравлическое сопротивление обеспечивают расход жидкости, недоступный в кранике старого типа.

Распределение воздухопотоков — отдельная песня. Рычаги — сами по себе, заслонки — сами по себе: одно другим практически не управляет. На одних моделях было четыре рычага, на других — два, а результат — один, причем всегда плохой. Негативную роль сыграл и отказ от прессованного карболитового корпуса отопителя в угоду литому: конструктив не изменился, а вот щелей и неплотностей стало куда больше.

Что можно сделать? Установка в магистраль дополнительного жидкостного насоса, на наш взгляд, решает проблему только частично. На практике при доработке отопителей мы изменяем проходные сечения штуцеров с 8 до 11 мм — это почти вдвое увеличивает их пропускную способность. На входе устанавливаем сменный матерчатый фильтр, а все корпусные детали тщательно уплотняем. Штатный вентилятор заменяем на более сильный — от VAZ 2108: его мощность составляет 90 Вт против прежних 40, а частота вращения — 4100 об/мин против 2800. Штатные рычаги управления заслонками мы выбрасываем как класс — вместо них ставим изделия собственной конструкции. Потоки воздуха в доработанной системе можно целиком направлять и в ноги, и на стекло — кроме того, мы вводим рециркуляцию воздуха. Последний режим существенно ускоряет прогрев салона при пуске мотора, повышает комфорт в сильные морозы, а также заметно облегчает движение на пыльных участках или в зоне скопления зловонных запахов — вспомним, например, люберецкие отстойники под Москвой или район клинских химкомбинатов...

От высоких температур — к низким. Эта задача посложнее и подороже — без импорта не обойтись. В свое время в Мелитополе было освоено производство отечественных кондиционеров, но с развалом СССР предприятие перешло в разряд зарубежных, а потом и вовсе прекратило эти работы. Летом же на «Волге» с закрытыми окнами не поездишь, а в открытое так и норовит влезть выхлопная труба чадящего рядом грузовика... Неудивительно, что установкой кондиционеров занимается немало фирм, однако справляются с этой задачей далеко не все. Зачастую от штатного корпуса отопителя отрезают носовую часть, приделывают испаритель — все, готово... Такая система работает только на наружном воздухе, а важнейший режим рециркуляции просто отсутствует...

Это — важный момент. Задача системы микроклимата — не только достижение желаемой температуры в салоне, но, кроме того, снижение влажности! Именно грамотная система поможет избежать запотевания стекол, с чем порой не могут справиться ни «печка», ни вентилятор. Вспомним езду в пыльных условиях — без рециркуляции здесь также не обойтись. Кстати, вредные канцерогенные вещества при низких температурах выпадают в осадок и удаляются из салона... Вот почему «волговский» блок распределения воздухопотоков должен быть полностью переработан — иначе толку не будет. Система микроклимата, разработанная в НАМИ для автомобилей ГАЗ, как раз и включает в себя такой блок — ему «помогают» японский кондиционер Sanden и блок управления от автомобиля " Дэу Эсперо".

Почему «Эсперо»? А вы посмотрите на фото — он будто создан для «Волги»: и по габаритам, и по дизайну, и по функциям... Кроме того, мы уже отмечали, что штатные рычаги не могут управлять даже родной «печкой» — что же говорить о системе микроклимата? А корейский блок обеспечивает нам четыре режима работы вентилятора и пять различных направлений воздухопотоков — краником теперь управляет удобный поворотный регулятор. Заслонками в блоке распределения командуют вакуумные камеры той же фирмы «Дэу» — к центральной рукоятке на блоке сзади подведены шланги от впускного коллектора. Отдельными кнопками можно включать как кондиционер, так и режим рециркуляции воздуха. Само собой, блок имеет подсветку — владельцы «волг» к подобной «роскоши» не привыкли...

Новое распределение потоков потребовало создания иных воздуховодов. Вместо прежних гофрированных шлангов мы рекомендуем формованные пластиковые каналы — они занимают меньше места и обеспечивают персональный подвод воздуха в нужные зоны — на стекло, в ноги и т. п. Энергозатраты следующие: потребляемая системой электрическая мощность составляет 220 Вт, а механическая — до 5 кВт. Расход топлива при включенной системе возрастает примерно на 5%. Что касается финансовой стороны, то стоимость системы микроклимата с установкой примерно 1300 долларов. Дорого это или нет — решат многочисленные владельцы нижегородских автомобилей.

Блок управления системой микроклимата. Слева — переключатель режимов работы вентилятора, в центре — вакуумный блок управления заслонками, справа — механический регулятор с тросовым приводом: он командует краником.

Штатный отопитель «Волги». Дополнительный канал под радиатором отопителя резко снижает его эффективность. Этому же способствует неплотное прилегание заслонок воздухопритока. У маломощного вентилятора низкая производительность. Режим рециркуляции воздуха не предусмотрен.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии