Скутерра-инкогнита

СКУТЕРРА-ИНКОГНИТА

]

КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»

Мото

УТОМИЛИ ПРОБКИ? САДИСЬ НА СКУТЕР!

СКУТЕРРА-ИНКОГНИТА

АЛЕКСАНДР ВОРОНЦОВ

Что и говорить, когда за окном дождь со снегом или собачий холод, ездить лучше на машине. Даже стоять в пробках не так тягостно, сидя в тепле. Но, во-первых, не всем дано, а во-вторых, с наступлением лета в больших городах пробки становятся образом жизни.

А ведь об этом кошмаре можно забыть по крайней мере до осени! И выход-то давно известен. Не надо изобретать велосипед — надо на нем ездить, лучше с моторчиком. Имя такому экипажу — мотороллер, но длинное и неповоротливое, оно через 50 лет превратилось в короткое и динамичное «скутер».

Строго говоря, это одно и то же: разновидность мотоцикла со сдвинутым под седло мотором, удобным для посадки проемом и развитыми облицовками для защиты седока от грязи и набегающего воздуха. Подлинный бум на эрзац-мотоциклы грянул в середине ХХ века. Поначалу в середине 30-х полыхнуло в США (там этот аппаратик и прозвали скутером — scooter), а после войны зараза быстро расползлась по Европе (окрестившей новинку «мотороллером») и Японии. Стремительно пройдя курс технической эволюции, эти стрекоталки посягнули на роль автомобиля: мол, и комфорт, и защита от непогоды — как у взрослых. За это вскоре и поплатились: как только бюргер дорос до настоящего автомобиля, он, не мешкая, отправил двухколесного друга на свалку...

Новая волна популярности вздыбилась лет двадцать назад. Породили ее топливные кризисы и пробки в мегаполисах. Потребовалось что-то дешевое, удобное в управлении и более пронырливое. Поднявшие эту волну японцы поначалу ориентировались на домохозяек, но вскоре сообразили, что главный покупатель — молодежь. Первоначальную сдержанность форм сменила элегантная спортивность, и громоздкое «мотороллер» окончательно уступило место стремительному «скутер».

Современный скутер — машина для тех, кто не хочет торчать в пробках и спорить с инспекторами ГИБДД. Да, львиная доля этих самокатов — с 50-кубовыми моторами, и согласно ПДД они — велосипеды. Кое-кто ухитряется выдать за «полтинник» 100- и даже 125-кубовый аппарат. Не секрет, что свобода от бюрократии часто главный аргумент в пользу покупки скутера. Второй же — фантастическая легкость обращения: дал газу — поехал, нажал на тормоз — остановился, об остальном «думает» вариатор. Наконец, третье, но не последнее достоинство: на скутере можно (пусть с оговорками) ездить в обычной одежде — пиджаке и галстуке.

Гамма современных скутеров весьма широка — от примитивных и дешевых «табуреток» до огромных и роскошных «диванов». Для стандартных маршрутов работа-дом лучше всего подойдет «крейсер» средних размеров с четырехтактным мотором объемом 125- 200 смз: таковы «Италджет Джет-Сет», «Пежо-Электар», «Веспа», «Ямаха-Тео'с». Практичная разновидность — машины на 16-дюймовых колесах («Хонда-SH», «Априлиа-Скарабео»). В последние годы стремительно набирают популярность большие скутеры с растянутой базой, роскошными двухместными сиденьями-креслами и двигателями рабочим объемом от 250 смз и выше: «Сузуки-Бергман» (на заставке), «Ямаха-Маджести», «Пьяджо-Х9». У новейших экземпляров таких машин — «Хонды-Сильвер Уинг», «Ямахи T-Max» — двухцилиндровые моторы мощностью до 55 л. с.! Они, конечно, не способны лавировать в городском потоке с изяществом 50-кубовых малюток, зато на шоссе с легкостью разгоняются до 160 км/ч.

Противоположность таким гиперскутерам — машины спортивного склада («Джилера-Раннер», «Пежо-Джет Форс»). Их легко опознать по горбу, наполовину закрывающему проем между седлом и рулевой колонкой. Спрятанная в нем пространственная рама обладает гораздо большей жесткостью, столь необходимой для хорошей управляемости. Кстати, «Джет Форс» — первый серийный, оснащенный мотором с компрессором! Особняком стоят «внедорожные» модификации на пухленьких шинах с универсальным рисунком протектора: «Дэлим Е-Файв», «Ямаха-BW'S». На редкость удачные снаряды для дачных развлечений!

Такова даже не карта — приблизительная схема земли по имени Scooterra. Но надеемся, что она стала чуть менее incognita.

И все-таки в концепции скутера есть некий комплекс неполноценности. Ну почему он лезет из кожи вон, чтобы стать автомобилем? Новая «фишка» — скутеры с крышей! Впервые идею воплотила «Хонда» в модели «Джиро-Канопи», а чуть позже ее с восторгом подхватили европейцы. Компания БМВ в своем футуристическом С1 (моментально ставшем хитом продаж) не только дает водителю крышу над головой, но и пристегивает его ремнями безопасности. Теперь обладатели таких машиненок судятся с местной дорожной полицией, доказывая, что шлем при таком раскладе ни к чему.

Скутеру уже не грозит гибель от автомобильной популяции — не те времена. Измученное заторами население все охотнее изменяет автомобилям и вверяет свою судьбу юркой двухколеске. Довольны и поборники экологии. Все же 150 кг железа требуют для передвижения меньше бензина, чем четырехколесная тонна. Примечательный симптом: во многих крупных городах Европы стараются ограничивать въезд автомобилей в центр города, зажигая зеленый свет перед скутерами.

И еще один аспект: те же 150 кг легко везет электротяга. Крупные мотоциклетные концерны активно работают над «водородными» скутерами. История повторяется: громоздкие и прожорливые динозавры-автомобили могут вымереть под напором нового племени: юркого, экономного и экологичного.

Продолжение темы — на с. 155.

«Веспа-РХ», 2-тактный 200-кубовый двигатель, 11 л. с., 4-ступенчатая КП, 99 кг, 102 км/ч.

Комфорт, экономичность, престиж — «Ямаха-Маджести»: 180 см3, 16 л. с., 125 кг, 120 км/ч.

Мегаскутер «Хонда-Сильвер Уинг»

(2 цилиндра, 582 см3, 40 л. с., 204 кг, 160 км/ч) утрет нос авто не только в пробке.

Дамы выбирают скутеры на больших колесах. «Пьяджио-Либерти»: 150 см3,

12,5 л. с., 99 кг, 98 км/ч.

Все под крышу и пристегнуть ремни — БМВ-С1: 176 см3, 18 л. с., 185 кг, 112 км/ч.

«Пежо-Джет Форс». 125-кубовый двигатель с компрессором — взрывное ускорение.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии