Ветераны войны и труда

ВЕТЕРАНЫ ВОЙНЫ И ТРУДА

]

КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»

у камина

МУЗЕЙ ВОЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

ВЕТЕРАНЫ ВОЙНЫ И ТРУДА

СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

На окраине Рязани, на территории Военного автомобильного института размещена малоизвестная, но богатая и во многом уникальная коллекция. К тому же одна из крупнейших в стране — более ста машин.

Особенность этого музея связана с военной «пропиской». На открытых площадках и под крышами ангаров собраны почти все отечественные машины, служившие в армии начиная с 1930-х гг. Полуторка ГАЗ-А и трехтонка ЗИС-5 — самые массовые грузовики предвоенных и фронтовых лет — соседствуют с союзником, «Студебекером-US 6». Кстати, этот «студер» — один из немногих хорошо сохранившихся в России американских грузовиков времен Второй мировой.

Конечно, наиболее полно в Рязанском музее представлена послевоенная отечественная история. Собрание грузовиков, без преувеличения, на сегодня — наиболее полное в стране. Нынче даже ЗИС-151 и ГАЗ-63, прилично сохранившиеся, не сгнившие, увидеть очень непросто. В Рязани бережно сохранили в прошлом массовые, а ныне редкие «захары» и «газоны», служившие как в армии, так и на гражданке, а также тяжелые полноприводные грузовики более редких моделей, гусеничные тягачи.

В музее института есть и легковые машины, в том числе такие известные, как «эмка» и ГАЗ-67Б. Шеренгу послевоенных моделей, начатую «Победой», ЗИС-110 и ЗИМом, завершает совсем не старая, зато редкая «Волга» GAZ 3105.

Но «жемчужины» рязанской коллекции — несерийные, по-настоящему уникальные, изготовленные порой лишь в нескольких экземплярах автомобили. В разные годы их обкатывали в подмосковном НИИИ-21 — исследовательском и испытательном институте Министерства обороны. По той или иной причине на вооружение не приняли, но, к счастью, и на свалку не выбросили, а передали в музей рязанского института.

В ряду раритетов, одетых в армейский камуфляж, — несколько малоизвестных ульяновских машин. В их числе удачный по конструкции УАЗ-3172, который не стал серийным лишь потому, что родился в годы политических и экономических катаклизмов — на рубеже 90-х, а также плавающий «уазик» с грозным, но, увы, не оригинальным именем «Ягуар». Почитатели вседорожников могут поближе познакомиться с амфибией ВАЗ-2122, созданной на базе «Нивы», ЛуАЗом с... тремя ведущими мостами, другими редкими, интересными автомобилями.

Не все машины рязанского собрания дожили до наших дней в идеально первозданном виде. Некоторые требуют более тщательной реставрации, замены неродных деталей оригинальными. Но были бы автомобили, страсть к старому «железу», средства и время... Зато уже сегодня машины из институтского музея можно увидеть не только в Рязани. Стараниями преподавателей и курсантов многие автомобили-ветераны поддерживаются на ходу и регулярно выезжают в пробеги.

Амфибию ВАЗ-2122 создали на базе «Нивы» в середине 70-х.

ЛуАЗ-1901, оснащенный экспериментальным трехцилиндровым харьковским дизелем, носил гражданское имя «Геолог» (внизу).

МУЗЕЙ ВОЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

Рязань, Октябрьский военный городок, Военный автомобильный институт.

Часы работы: с 10 до 17,

обед: с 13 до 14 

Выходные: последняя пятница месяца.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии