Для работы и для души

ДЛЯ РАБОТЫ И ДЛЯ ДУШИ

КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"

приемная

GAZ 24-10 В УМЕЛЫХ РУКАХ

ДЛЯ РАБОТЫ И ДЛЯ ДУШИ

АНДРЕЙ ЛАПТЕВ, МОСКВА

Выбирая автомобиль, я определил для себя несколько критериев: надежность, неприхотливость, просторный салон, расход топлива - 10-11 л. Выбор пал на "Волгу". Но на новую денег не было - стал искать GAZ 24, 24-10 или, если очень повезет, 3102 гаражного хранения, с пробегом не более 20 тыс. км, но выпущенную не позднее 1989 года. Кузова тех лет, на мой взгляд, на заводе очень тщательно обрабатывали, хорошо грунтовали и отлично красили. Был бы кузов, остальное сделаю.

Мне повезло: приятель нашел GAZ 24-10 1987 года с пробегом 9 тыс. км. Хозяин (академик!) запросил всего 1400 у. е. Когда дверь гаража наконец подалась, сердце учащенно забилось: машина-то действительно новая! После тщательного осмотра сомнений не осталось - забираю, даже если не поедет, унесу на руках! Но нести не пришлось, бежевая красавица, нехотя чихнув, завелась. Хозяин тоже обрадовался: сказал, что я уже седьмой потенциальный покупатель, но у предыдущих "Волга" так и не подала признаков жизни.

Уже по дороге домой составил план работ: заменить жидкости и водяную помпу, перебрать генератор, заменить 151-й карбюратор ДААЗом. Дальше мелочи: подпаять радиатор, заменить радиатор "печки", проверить сход-развал и тормозные манжеты. Да, еще какой-то стук в двигателе: очевидно, клапан подтянуть надо, кажется, в третьем цилиндре. К этим процедурам я был готов, ведь машина стояла целых 12 лет. На все про все отвел четыре-пять дней.

Ничто не предвещало более серьезных проблем. Но после замены карбюратора при пробном пуске из-под капота вырвался пар. Двигатель оказался сухим, но "Тосол" из радиатора исчез. Внимательный осмотр показал: в районе четвертого цилиндра под кожухом сцепления из блока вырвало кусок металла примерно 15 на 20 мм.

Во время разборки двигателя понял: "Тосол", который бывший хозяин не сливал, а вернее, некая зловещая жидкость за годы просто "сожрала" блок цилиндров. Нет худа без добра: перебрал двигатель, заменив блок, все прокладки, резинки и помпу, которая, правда, "умерла" через 1,5 тысячи - кончился подшипник. В общем, все навесное, кроме трамблера и стартера, - новое. Вот только стучок остался. Поменял толкатели и штанги - не помогло. Оставил как есть. Двигатель порадовал уверенным пуском, тяговитостью, полусинтетического масла расходовал примерно 1 л на 10 тыс. км.

Вместо вышедшей из строя помпы установил так называемую усиленную - с большим диаметром подшипника. Ходит, кстати, до сих пор.

Поскольку машина для меня не только средство передвижения, периодически прикладывал к ней руки просто потому, что душа этого просит. Поставил салон от GAZ 3110. Его приборная панель встает на те же посадочные места, проводку оставил от GAZ 24-10. Ручку "подсоса" закрепил на месте центрального переключателя света. Последний остался там же, где был, слева от рулевой колонки, заменив ручку управления корректором фар. На коробку передач поставил переходник под электрический привод спидометра.

Чтобы подключить тахометр, пришлось поменять диодный "мост" генератора на новый, с соответствующим выводом. Для клавиш сделал подсветку: в темноте не надо искать кнопки на ощупь. Под "торпедо" закрепил ручку жалюзи радиатора: отказываться от этой удобной штуки не захотел.

С ручником пришлось повозиться. На новых "волгах" рычаг стоит ближе к водительскому сиденью. Вырезал четыре пластины из толстого металла. На двух закрепил рычаг, а парой изогнутых по месту прикрепил эту конструкцию к основанию водительского кресла. Картину довершили сиденья и полка со стоп-сигналом от GAZ 3110.

На 41-й тысяче поставил пятиступенчатую коробку передач, на 43-й - финскую выпускную систему HEFEX. За две зимы на ней ни одного "жучка", работает тихо и, наверное, мотор не душит. Врезал люк в крышу, поставил комплект тонированных стекол. В задний бампер вмонтировал инфракрасные датчики парктроника.

Но, работая для души, забывать о насущном не получалось. Большинство ремонтных работ свел в таблицу по образу тех, что делают в статьях о машинах автопарка ЗР.

Когда на 69-й тысяче стук под капотом усилился, понял: затянувшаяся "болячка" норовит вырваться наружу. При втором вскрытии двигателя обнаружили, что поршень третьего цилиндра стоял задом наперед (!) и колотил юбкой о гильзу. Моторист, который первый раз ремонтировал двигатель, сориентировал поршни, невзирая на надпись "Назад", точно так же неправильно, как и при сборке на заводе. Обидно!

Поставили новую поршневую, импортные кольца и колпачки. Отшлифовали впускной коллектор. Заодно заменили сцепление: "корзина", судя по маркировке, польская, диск с клеймом "Уральские моторостроители". Работают пока хорошо.

После переборки мотора расход масла примерно 0,5-0,7 л на 10 000 км. Этот показатель считаю великолепным, тем более что часто езжу довольно быстро.

На 77-й тысяче поставил электровентилятор от GAZ 3110 с аварийной кнопкой включения из салона, а также алюминиевый радиатор отопителя с большими патрубками и соответствующий штуцер на головку блока. Между ними вмонтировал электрическую помпу, она выручает зимой, когда с утра хочется быстрее нагреть салон.

Смазываю переднюю подвеску после каждого дождя, а в сухую погоду - раз в неделю. На 94-й тысяче поменял лишь резьбовые втулки и игольчатые подшипники. Последней доработкой для души стала установка комбинации приборов от ГАЗ- 3111. Пришлось повозиться и с крепежом, и с электроникой.

Кузов, несмотря на солидный возраст, не ржавеет. Слабое место - передняя панель и пороги в местах крепления декоративных молдингов. Я разобрал переднюю часть кузова, снял бампер, фартук. Стыки, образуемые фартуком и крыльями, заполнил пластилином, смешанным с "Тектилом". После сборки добавил "Тектила" с внутренней стороны. Пороги заполнил тем же составом. Днище в идеальном состоянии, хотя полную обработку делал всего два раза: когда купил автомобиль и на 60-й тысяче.

Считаю, что любой современный автомобиль может доставить намного больше хлопот, чем моя 16-летняя "Волга". А вообще, даже интересно: сколько еще будет служить этот некогда самый желанный отечественный автомобиль?

С современными приборами и ездить веселей.

Подпишитесь на «За рулем» в