Крым остался без новых автомобилей

Продажи новых автомобилей в Крыму фактически сошли на нет. После присоединения полуострова к России местные дилеры некоторое время распродавали машины, завезенные еще украинскими импортерами, однако к середине лета их склады окончательно опустели. На сегодняшний день поставки автомобилей в Крым осуществляют лишь несколько российских дистрибьюторов иномарок. Всего же на полуострове около 40 автосалонов, и большинство из них находятся на грани выживания.

Автобизнес на коленках

«Сейчас все продажи автомобилей в Крыму осуществляются, что называется, на коленках, – рассказывают специалисты сайта по продаже новых и б/у авто в Украине RST.ua. – Основная схема заключается в следующем: местный дилер выкупает автомобиль у официального дилера в России под скидку (и это даже не субдилерская маржа), привозит авто в Крым и продает его. Наличие таких машин минимальное, большинство предложений формируются под заказ».

По словам гендиректора дистрибьютора Lada в Украине АО «УкрАвтоВАЗ» Игоря Вознюка, альтернативой для крымских потребителей является покупка автомобиля на материковой части России (например, в Краснодаре) и перегон его самостоятельно. «Но не каждый готов нести дополнительные затраты по времени и финансам», – отмечает он.

В этих условиях на местном авторынке возник определенный отложенный спрос, даже несмотря на провальный для Крыма курортный сезон в этом году. Однако зарубежные автоконцерны, опасаясь возможных санкций со стороны Запада, не спешат возобновлять поставки автомобилей на полуостров через своих российских дистрибьюторов. «Страны, компании которых являются ключевыми автопроизводителями в мире, не признают присоединение Крыма, против России введены различные санкции. И хотя напрямую запрет на поставку новых автомобилей в Крым не введен, иностранные автопроизводители не могут не учитывать мнения своих государств по данному вопросу, и вряд ли до разрешения ситуации они будут искать дилеров своей продукции в Крыму. А разрешиться ситуация может нескоро», – считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Весь автобизнес полуострова зависит, в первую очередь, от политической ситуации и ее «неопределенности», соглашаются в RST.ua. Любой иностранный автопроизводитель, присутствующий в Европе или США, не хочет иметь проблем из-за какого-то абсолютно незначительного рынка сбыта, каким является Крым.

В свете политических реалий показательно, что в числе первых поставки автомобилей в Крым начала китайская Geely. Еще в начале лета под российскую юрисдикцию перешли три дилерских центра марки – один в Севастополе и два в Симферополе. Кстати, по данным «Автостата», в 2013 году Geely стала самой популярной маркой на крымском авторынке с долей в 9,6%, и в нынешней ситуации компания намерена укрепить свои позиции в этом регионе.

Lada вместо «ЗАЗов»

Устремились в Крым и российские автопроизводители во главе с АВТОВАЗом, который в октябре намерен открыть на полуострове новый дилерский центр Lada. Об этом недавно заявил президент АВТОВАЗа Бу Андерссон, однако подробностей в компании не раскрывают. По словам Игоря Вознюка, до известных событий в марте 2014 года в Крыму работали три дилера Lada – в Симферополе, Севастополе и Феодосии. «После изменения статуса Крыма поставки новых партий из Украины стали невозможны, и продажи автомобилей Lada на полуострове фактически были прекращены», – говорит глава «УкрАвтоВАЗа».

Стоит отметить, что за последние годы АВТОВАЗ значительно сдал позиции на рынке Украины в целом и Крыма в частности. По данным «Автостата», в докризисное время марка Lada была бессменным лидером крымского авторынка, занимая около 20% продаж. По итогам 2013 года Lada даже не вошла в Топ-10 и оказалась лишь на 16-й позиции, при этом доля марки сократилась почти в 10 раз – до 2,6%.

«Сейчас очень сложно давать какие-либо прогнозы по продажам Lada в Крыму, особенно с учетом того, что с апреля 2014 года были прекращены поставки на полуостров практически всеми операторами рынка, – говорит Игорь Вознюк. – Ответ на вопрос, готовы ли крымчане пересаживаться с иномарок на автомобили Lada, будет, в основном, зависеть от ценового позиционирования бренда».

Продажи автомобилей в Крыму также наладил Ульяновский автозавод – дилерский центр УАЗ в Симферополе и несколько сервисных станций в регионе, принадлежащие украинскому дистрибьютору ГК «АИС», уже переведены под российскую юрисдикцию. «Крым был и остается регионом присутствия бренда УАЗ. Поставки новых автомобилей уже осуществляются», – заявили «За рулем.РФ» в холдинге «Соллерс», куда входит Ульяновский автозавод.

Иномарки с российским гражданством

Между тем в большинстве представительств зарубежных автопроизводителей отказываются комментировать ситуацию в Крыму. Хотя некоторые их дилеры уже начали получать российский статус, возобновляя официальные продажи иномарок на полуострове. Так, в Nissan сообщили, что у компании есть два партнера в Крыму (по одному в Севастополе и Симферополе), продающих и обслуживающих автомобили. Два крымских дилера Renault сейчас, согласно договорам, относятся к филиалу в Украине, но в ближайшем будущем должны перейти под российскую юрисдикцию, рассказали в компании Renault в России.

По сообщениям украинских СМИ, в вотчину российского представительства были отданы и дилеры Citroen в Севастополе и Симферополе, однако гендиректор «Пежо Ситроен Украина» Лоик Сибрак опроверг эту информацию. «Учитывая сложившуюся в регионе ситуацию, поставки новых автомобилей и запасных частей представительством «Пежо Ситроен Украина» в дилерские центры Крыма стали невозможными в первую очередь с точки зрения логистики и выполнения финансовых обязательств. Вместе с тем дилерские соглашения на 2014 год, подписанные «Пежо Ситроен Украина» с двумя крымскими дилерами, не были расторгнуты и действуют до конца 2014 года, заявил Сибрак. При этом он не исключил их дальнейшего перехода под российскую юрисдикцию, отметив, что дилерские центры на территории Крыма являются отдельными бизнесами, дальнейшую стратегию работы которых определяют их собственники и руководство исходя из условий рынка.

А условия рынка на сегодняшний день таковы: с украинскими импортерами автосалоны Крыма работать не могут, а получить статус официальных дилеров у российских дистрибьюторов у них в большинстве случаев не получается. В этой ситуации многие авторитейлеры задумываются о продаже бизнеса в Крыму, говорят участники отрасли. «Покупка местных игроков рынка – наиболее вероятный вариант входа в Крым российских крупных автохолдингов, – считает аналитик отделения стратегического развития «Атлант-М» Ирина Кирилушкина. – Другой вариант – строительство новых дилерских центров. По такому пути пошла компания «Фаворит-Моторс», которая уже официально заявила о своих планах по открытию двух автосалонов в Симферополе в 2015 году».

Курорт для автопрома

Впрочем, активного прихода российских импортеров в Крым эксперты не ожидают, объясняя это сложной логистикой и невысоким потенциалом местного авторынка. Население Крыма и Севастополя составляет 2,7 млн человек, а уровень дохода здесь значительно ниже, чем в среднем по России. «Невысокий уровень доходов жителей Крыма не позволяет им достаточно часто менять автомобиль. К тому же есть значительная сезонность в размере дохода, что также накладывает определенные ограничения на покупку новых машин», – отмечает Дмитрий Баранов.

Согласно оценкам «Автостата», потенциал авторынка в Крыму составляет 20-25 тыс. новых легковых автомобилей в год – примерно такой объем продаж наблюдался до кризиса 2008 года. Так, в 2007 году было зарегистрировано 14,4 тыс. новых автомобилей в Крыму и 4,6 тыс. машин в Севастополе, который имеет автономный статус. В 2008 году эти показатели были еще больше – 20,1 тыс. штук и 6,2 тыс. автомобилей соответственно. После кризиса авторынок Украины значительно сократился, в том числе и в Крыму – объемы продаж упали почти в 4 раза, а восстановление рынка шло медленными темпами.

По мнению Ирины Кирилушкиной, при достаточных финансовых вливаниях России авторынок Крыма может выйти на докризисный уровень через несколько лет. «Рынок будет восстанавливаться по мере роста доходов населения, позитивных потребительских ожиданий и стабилизации политической ситуации. Однако даже при объеме в 20-25 тыс. автомобилей Крым будет составлять всего около 1% российского рынка», – констатирует она.

Куда более пессимистичный прогноз делают в RST.ua: в ближайшей перспективе продажи новых автомобилей в Крыму смогут выйти лишь на уровень 10-12 тыс. машин в год. В то же время эксперты ожидают изменения структуры крымского авторынка в связи со значительным сокращением потока туристов в этом году. «Порядка 70% наличных средств регион генерировал непосредственно от курортного сезона, которые потом успешно осваивались местными ритейлерами. В этом году сезон был абсолютно провальным, а для многих даже убыточным, что сильно отразится на покупательской способности среднего класса, а значит и емкости среднеценового сегмента местного авторынка», – говорят эксперты RST.ua. По их мнению, в ближайшее время основным драйвером продаж может стать лишь бюджетный сегмент, поскольку зарплаты выросли фактически только у госслужащих, на которых и могут рассчитывать дилеры бюджетных авто.

Топ-10 лидеров авторынка Крыма и Севастополя (2013 год)

Марка Кол-во, шт.
Geely 539
Renault 521
Toyota 461
Kia 452
Hyundai 429
Ford 413
Nissan 376
ZAZ 359
Skoda 336
Volkswagen 326
Прочие 2260
Всего 6472

Источник: «Автостат»

Топ-10 лидеров автопарка Крыма и Севастополя (по данным на январь 2014 года)

Марка Кол-во, шт.
Lada 191 834
Moskvich 69 552
ZAZ 55 868
GAZ 28 464
Opel 13 007
Ford 12 640
Chevrolet 12 532
Daewoo 10 963
Volkswagen 10 905
Toyota 105 72
Прочие 108 916
Всего 525 253

Источник: «Автостат»

Подпишитесь на «За рулем» в