На скорую руку

НА СКОРУЮ РУКУ

]

ТЕХПОМОЩЬ

следопыты

ПРОВЕРЯЕМ УЛИЧНЫХ РЕГУЛИРОВЩИКОВ СО 

НА СКОРУЮ РУКУ

АЛЕКСАНДР ПОПОВ

Помните, как раньше свирепствовали на дорогах экологи и милиция, измеряя уровень СО у каждого поста ГАИ? Вот была кормушка! Мы боялись: номера снимут! — и ехали на СТО. Без газоанализатора карбюратор не наладишь и не проверишь. Нет нынче экологов, и ГАИ не придирается, однако посты регулировки остались. Желающих ездить «чисто», а не коптить, предостаточно — услуги уличных мастеров востребованы. Как грибы после дождя, вырастают на обочинах дорог и в переулочках скромные зеленые бытовочки, белые прицепчики «Тонар». Заманивают одинаковыми плакатами: «Карбюратор, инжектор, клапана, зажигание — ремонт, регулировка СО-СН». Цены божеские.

Но стоит ли, можно ли доверить придорожным слесарям настройку своего автомобиля? Слегка разрегулировав карбюратор, мы просили разных механиков устранить одну и ту же неисправность. Проверяемые не догадывались о том, что их экзаменуют, и не замечали, как фотографируют.

С утра над карбюратором «Жигулей» VAZ 2104 трудился редакционный механик. Сняв крышку, тщательно очистил поплавковую камеру и поменял местами топливные жиклеры первичной и вторичной камер, после чего собрал вновь. За его действиями с интересом наблюдали участники рейда. Посмеивались: дескать, перепутал человек детали, с каждым «лопухом» может случиться... Газоанализатор, подключенный к выхлопной трубе автомобиля, несмотря на рокировку жиклеров, на холостом ходу двигателя выдал законные 2% СО. Все верно: система холостого хода у «Озона» автономная. А вот на средних оборотах табло прибора, поморгав растущими цифрами, ошарашило — 10% СО! С такими показателями, кстати, гарантирован и расход бензина литров пятнадцать на сотню. Вот он, веский повод озаботиться состоянием автомобиля. Удовлетворенные результатами первого эксперимента, участники разделились. Двое уселись в «четверку», а фотографу и механику с газоанализатором досталась «Ока». Через минуту обе машины тронулись в путь по столице.

ДИВЕРСИЯ

Для начала подсадную «четверку» предложили отремонтировать мастеру техпоста, что у дома № 2 по Открытому шоссе. Пожаловались на повышенный расход бензина. Засаленная роба молодого механика, отсутствие лицензии за стеклом вагончика и немудреный арсенал инструментов больших надежд не сулили. Однако комплексная проверка авто за 150 руб., обещанная прейскурантом фирмы ООО «Компания „Кассия“, подкупала дешевизной. Сунув в выхлопную трубу датчик видавшего виды газоанализатора „Мега-автотест“, парень сразу выловил запредельные проценты СО на средних оборотах и, предположив, что всему виной неисправная игла запорного клапана поплавковой камеры, приступил к ее замене. Закончив работу, еще раз замерил СО. Результат его немало озадачил. На всякий случай проверив стробоскопом установку угла опережения зажигания, парень вновь споро разобрал карбюратор и с его верхней частью надолго скрылся в вагончике. Вернувшись, он задал неожиданный вопрос: „У вас враги на работе есть?“ Проверяющие облегченно переглянулись: кажется, докопался до перепутанных деталей. Но тот многозначительно продемонстрировал кусочек металла размером с ноготь, якобы мешавший работе узла.

Наличие в карбюраторе постороннего предмета таких размеров — абсурд. (Интересно, как бы он туда попал и где конкретно «прописался»!) Мастер не мог этого не понимать, но шел на заведомый обман. Зачем? Скорее всего, это была «военная хитрость» — способ сохранить лицо в сложной ситуации, а заодно выиграть время. Закон рынка: не обманешь — не продашь. Вот и хитрят. Один, не способный блеснуть в деле, свернет горы на словах, другой попытается сразу задавить профессиональной эрудицией, третий выпятит успехи на промежуточных этапах работы. Внедрить в память клиента мысль о своей исключительности — верный шанс привязать его к себе надолго. Увы — в нашем случае ремонт грозил затянуться. Пришлось намекнуть: врагов, мол, на работе нет, а любознательных — хватает, может, кто и лазил в карбюратор, перепутал что-нибудь...

Надо отдать мастеру должное: столкнувшись с нетиповой задачей, он боролся до конца, а не отфутболил клиентов под благовидным предлогом. Через два часа мучений перепутанные жиклеры были найдены, СО — отрегулирован, за что мастеру уплачено 320 руб. по квитанции.

ЗАСОР!

Удалившись на безопасное расстояние, мы перепроверили уровень СО своим прибором. Убедившись, что он в норме, наш механик вновь быстренько переставил жиклеры «шиворот навыворот».

...Через горловину Осташковского шоссе «всосались» в город с медленно ползущим потоком транспорта. А вот и типовой вагончик на обочине. Тот же скудный набор документов и инструмента, только мастер — в годах. По тому, как он куском брезента прикрыл от царапин правое переднее крыло, угадывался профессионал доперестроечных времен. Никакого курения и праздной болтовни. Выслушав жалобу на непомерный аппетит автомобиля, мастер замерил содержание СО в выхлопе и вынес вердикт: карбюратор необходимо тщательно промыть. Дальше инструмент и снимаемые детали замелькали в его руках с головокружительной скоростью. Будто фокусник из рукава, он вынимал и пускал в дело то отвертку, то шприц со зловонной жидкостью, то штуцер шинного насоса. Ровнехонько через четырнадцать минут работа была закончена и нам ничего не оставалось, как выложить за нее 450 руб. А на вопрос о причине неисправности получили краткий исчерпывающий ответ: «Засор!»

Вот тебе раз: при такой квалификации неожиданно «бесспорное» резюме! Порассуждав, мы пришли к выводу, что опытный механик наверняка уже не раз сталкивался с подобными «неисправностями». Отсюда феноменальная скорость выполнения работы. А объяснять клиенту, что он лох — себе дороже, поди сдери потом с обидчивого почти полтыщи. Эта способность так красиво зарабатывать особенно восхитила нашего фотографа, накануне целый час терпевшего истязания стоматолога за свои кровные.

Переезжаем к посту в Измайлово, что в начале Главной аллеи. Тут, как, впрочем, и в большинстве других мест, очередь. Водители с удовольствием голосуют за придорожную форму обслуживания поднятыми капотами своих автомобилей. Особенно часто среди страждущих встречаются владельцы «газелей». Прикинули — очередь на час, ждать не стали.

Отправляемся на шоссе Энтузиастов, где у дома № 63 напротив «Макдональдса» притулился «Тонар». Не везет сегодня — здесь тоже хвост автомобилей, мастер же — один. Между прочим, всего в пяти шагах на этой же улице расположен шикарный автосервис ООО «Компания XXI век», но давки в нем мы не наблюдали.

ПСИХОЛОГ

День за днем мы присматривались, можно сказать, из засады, к работе этих людей и мало-помалу проникались к ним симпатией. Тем более, что предложенную нами головоломку чуть раньше или позже успешно решил почти каждый. А приз «зрительских симпатий» впору вручить мастеру поста ГУП «Сокольники-Стройсервис», работающему неподалеку от центрального входа в парк Сокольники. Здесь есть все необходимые документы, включая регистрацию и сертификат, а механик оказался не просто классным профессионалом, но интересным собеседником и психологом в придачу. Закончив ремонт и не взяв ни копейки, попросил нас покататься минут пятнадцать, пока мы не убедимся, что все работает нормально. Человек рискнул четырьмя сотнями честно заработанных рублей: откуда ему было знать, вернемся мы расплатиться или нет?

А чтобы было с чем сравнивать работу механиков при дороге, посетили фирменный центр «Арфа» по ремонту и обслуживанию любых автомобилей; это на кольцевой дороге неподалеку от Ленинградского шоссе. Десять минут — на заполнение заказа, пятьдесят — в очереди на мойку, сорок — на ожидание специалиста и сорок — на его работу (выполненную, правда, с высоким качеством), еще десять — на оплату в кассу 687 руб. за все услуги.

Нет, мы не собираемся противопоставлять совсем разные формы сервиса. Просто опыт показал: решение пусть узкой, но очень важной задачи — поддержать «чистоту» выхлопа — вполне можно доверить и придорожным мастерам. Сэкономите деньги, а при удаче — и время.

Кипит работа!

Пост хорош на бойком месте.

Газоанализатор сдох. Вот и курю...

Хотите знать, что почем?

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии