В решете воду не носят

В РЕШЕТЕ ВОДУ НЕ НОСЯТ

]

ТЕХПОМОЩЬ

мастерская

АВТОМОБИЛИ ВАЗ — ОХЛАЖДЕНИЕ

В РЕШЕТЕ ВОДУ НЕ НОСЯТ

АНАТОЛИЙ ВАЙСМАН

Кто из серьезных автомобилистов хоть раз не простонал: «Ну вот, „Тосол“ куда-то уходит!». Конечно, вода дырочку найдет — любая охлаждающая жидкость при малейшей возможности постарается убежать из системы охлаждения. Но «Тосол» по этой части рекордист: он удивительно текуч — причем в холодном состоянии! Вот такой замечательный продукт.

Прибывший ко мне автолюбитель — человек тертый, посему, заметив однажды, что «Тосол» явно убывает, попытался устранить неисправность сам. Благо, «Жигули» — машина не самая сложная. Внимательно осмотрел под капотом и в салоне все, что было доступно взору, свету фонарика и зеркальцу. Ничего не нашел. Завел двигатель и повторил программу исследований: авось, под давлением где-нибудь капнет. Надежды не оправдались. О замечательной текучести «Тосола» в холодном виде клиент, увы, не знал! Ему бы подстелить под машину пару чистых газет и на другой день посмотреть, не появились ли пятна, но это в голову не пришло. Между тем кто-то из знакомых корифеев сервиса уверенно заявил, что без замены прокладки головки блока не обойтись. К счастью, владелец не согласился, а общие знакомые надоумили приехать к нам.

Что мы делаем в подобных случаях? Первым делом, конечно, тоже осматриваем машину. Например, прохудившийся радиатор сразу себя выдаст — он мокрый. С другими элементами системы картина сложнее: порой без опрессовки (проверки под давлением) никак не обойтись. Ведь речь идет об очень слабых утечках, а не ручьях из крана отопителя или лопнувшего шланга.

Чтобы опрессовать систему охлаждения «Жигулей», нет нужды в сложных приспособлениях. На фото — переделанная пробка радиатора, из которой удалили начинку и, просверлив отверстие, вставили кусок автомобильной камеры с вентилем. Ниппель удаляем — не потребуется. На холодном двигателе, навернув этот «прибор» на горловину радиатора вместо пробки, подключаем компрессор (можете воспользоваться ножным шинным насосом с обратным клапаном) и, заткнув патрубок расширительного бачка хотя бы рукой, создаем в системе избыточное давление — около 1 кгс/см2. Выдержав полминуты, проверяем результат. Если где-то есть неплотность, то под давлением «Тосол» в нее просочится.

Осмотра тут недостаточно: каждое соединение нужно пощупать рукой — не отсырело ли снизу. Нет? Переходим к водяному насосу, где самое характерное место утечки — дренажное отверстие. Если уплотнение подшипникового узла потеряло герметичность, первые капли «Тосола» ищем здесь — тем более, что качество нынешних «помп» зачастую не выдерживает критики. Не обработав напильником посадочное место, зачастую насос на двигатель не поставишь. А треугольный фланец при попытке завернуть болты сразу лопается!

Если под капотом порядок, перейдем в салон. Здесь два возможных виновника. Если капает под ноги водителя — наверняка прохудился радиатор отопителя. Когда же струйка бежит под ноги пассажира, смело готовимся менять кран. За время существования «Жигулей» «проблема крана» превратилась в вечную. Давно забыт дефицит запчастей, разных кранов на рынке — завались, но... один другого хуже.

Хотя нынче самые мрачные истории рассказывают об отопителе «десяток», возня с «жигулевским» тоже не подарок. Кто занимался им хоть раз, уже не забудет. Даже молодой, физически крепкий, с гибким позвоночником слесарь на замену радиатора отопителя какой-нибудь «семерки» потратит часа три. Вот почему мы никогда не ставим на машину непроверенный радиатор — обязательно опрессовываем. Негерметичному дорога обратно в магазин! Латунные подводят очень часто. Алюминиевые получше. Для нас слова «деталь новая, из магазина» — не аргумент в ее пользу.

Бывает, «Тосол» уходит, но опрессовка видимых утечек не выявляет. Тогда стоит присмотреться и прислушаться к мотору. Время от времени к нам попадают перегретые, со «свищами» по прокладке. «Тосол» может просто стекать в цилиндры (чаще в какой-нибудь один) и дальше в картер. Такую машину даже летом легко узнать по шлейфу белого «тумана» за кормой. Убедиться в том, что машину постигла эта беда, можно, опять «наддув» систему минуты на две. Затем при вывернутых свечах прокручиваем стартером. «Мокрый» цилиндр сразу выдаст себя каплями...

Если дело дойдет до замены прокладки, то ей — максимум внимания. В последнее время на рынке, помимо обычных мягких прокладок, стали появляться жесткие. В чем разница? После полной протяжки головки блока первые сжимаются примерно на 0,3 мм, легко компенсируя и все допустимые (в несколько «соток») погрешности стыка (на основательно поработавшем моторе последние всегда есть). Жесткие прокладки ни пальцем, ни ногтем не продавишь. Назначение таких — для меня загадка. Опробовав их, мы «прослезились»... вместе с мотором, который ремонтировали. Прокладки совершенно не обжимаются — стык не уплотняют. Представьте, каковы наши потери: нужно заново снимать головку блока!

Чем отличаются хорошие хомуты от плохих? Тот, кто норовит сэкономить на них каждый рубль, естественно, обзаводится барахлом. Острые кромки с заусенцами — приговор для шланга, хотя и с отсрочкой: перережут его не сразу, а когда хозяин забудет. Ненадежный, склонный к «саморазборке» винтовой узел — тоже вроде бомбы замедленного действия.

Все сказанное относится и к переднеприводным автомобилям ВАЗ — разве что кран отопителя у них понадежней. Ну, и опрессовываем систему уже через переделанную пробку расширительного бачка.

Приспособление для опрессовки системы охлаждения «Жигулей» — переделанная пробка радиатора.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии