Каша из топора

КАША ИЗ ТОПОРА

ТЕХПОМОЩЬ

материалы

ХОЛОДНЫЕ СВАРКИ

КАША ИЗ ТОПОРА

ВЯЧЕСЛАВ ЛУКЬЯНОВ

Quiksteel - быстрая сталь, металлопластилин, металлополимерная композиция, холодная сварка, металлошпатлевка - все эти названия относятся к большой группе ремонтных составов на основе эпоксидных, аминовых или других композиций с металлическими наполнителями. Назначение последних - свести к минимуму возможность электрохимических реакций в контакте разнородных материалов. Разумеется, едва появившись в продаже, эти составы породили легенды об их уникальных возможностях. Что ж, попробуем проверить сами.

Начнем со свойств, бросающихся в глаза. Как правило, консистенция составов густая: наносите на любые поверхности, хоть на потолок машины, - не потекут! После отвердевания "заплату" можно обрабатывать инструментами для металла, окрашивать.

У ПРИЛАВКА

Много! Мы обзавелись препаратами аж 18 наименований (см. табл.). Покупки делили на две группы: однообъемные и двухобъемные.

В первых компоненты уже контактируют между собой, а чтобы реакция пошла, их нужно тщательно перемешать. В двухобъемных холодных сварках компоненты упакованы порознь. При смешивании их нужно точно дозировать (фото 1-3).

Особняком стоит группа препаратов (фото 4, 5), рассчитанных на высокие температуры. В них рабочий состав разведен разбавителями. После нанесения препараты выдерживают несколько часов до высыхания и только после этого, при медленном нагреве до рабочей температуры, происходит окончательная полимеризация.

Общее ограничение для применения холодных сварок - температура. Не то что в мороз - ниже плюс 10°С они практически не застывают.

Для проверки работоспособности и соответствия приводимым в инструкциях характеристикам мы нанесли на стальную полосу различные составы при температуре в помещении около 15°С. Что же получилось в результате?

РАЗМИНКА

Однообъемные удобны в применении: отрезав ножом необходимый кусок от стержня, для "запуска" реакции полимеризации разминаем его до получения однородной массы. Готовые составы с бронзовым и медным наполнителями имеют коричневый цвет, а с другими наполнителями - серый различных оттенков. Меньше всего усилий требуют препараты, которые нужно разминать влажными руками. (Некоторые производители рекомендуют работать в защитных перчатках. Формула "чистые руки" в составах Don Dial - скорее всего, указание на их нетоксичность, а не требование чистоты рук!)

Труднее всего перемешивать составы производства Qualco (две пластины) и Permatex.

Холодные сварки Hi Gear и Don Dial, судя по штрихкодам на упаковках, производятся одной фирмой, их характеристики весьма схожи. По инструкции их можно наносить на влажную и замасленную поверхности, что мы и сделали. Чтобы составы приклеились, пришлось тщательно втирать их в поверхность пластины. Когда масляная и водяная пленки смешались с препаратами, составы прилипли достаточно крепко (фото 6).

Остальные препараты из купленных нами работают только на очищенных и обезжиренных поверхностях.

Время полимеризации варьируется в широких пределах. Быстро работают Hi Gear (Don Dial). Уже через час - полная полимеризация, причем "заплата" твердая, хорошо обрабатывается.

Kerry и "Reмтека" полностью застыли через 24 часа. Но - так и сказано в инструкциях. А вот для Stanley, Abro, Qualco, "Полимет" суток оказалось мало: мягкие. Правда, нагрев до 50°С в течение 5 минут позволил Stanly и Abro достичь нужных кондиций, а Qualco и "Полимет" так и остались мягкими, разочаровав нас.

МЕШАНИНА

"Полирем" в двух маленьких упаковках (по 20 г) очень трудно перемешивать (составы жесткие), пришлось предварительно их нагревать. В большой упаковке (80 г) к химикатам приложены шпатели, полиэтиленовые перчатки, кусочек наждачной бумаги, флаконы с растворителем и очистителем ржавчины. Составы помягче, но смесь полностью не застыла даже после дополнительного прогрева.

"Автомиг" разочаровал сразу: в пластиковой тубе он уже успел засохнуть! Посему убедиться в его достоинствах не удалось.

"Десан" - смесь двух густых составов, затвердела через 24 часа в соответствии с инструкцией. Цвет композиции - темно-коричневый.

"+Титан" - светло-серая композиция, затвердела также через 24 часа.

СТАЛЕВАРЫ

Взялись за высокотемпературные составы и начали с массивной, 200-граммовой банки "Политерма". Но что с ним делать, если он настолько густой, что даже из банки не выковырнуть! Инструкция рекомендует развести водой, но это требует уйму времени и терпения. Мы не стали возиться - и другим не рекомендуем.

Термостали CarGo и Don Dial в полиэтиленовых баночках после тщательного перемешивания приобрели сметанообразную консистенцию. У CarGo цвет темно-серый, с вкраплениями металлического наполнителя, а у Don Dial - коричневатый, однотонный. В инструкциях к этим препаратам указано, что они могут перекрыть отверстия диаметром до 6 мм, однако из-за жидкой консистенции проблемы возникли уже при диаметре около 3 мм.

После нанесения на очищенную пластину слоя рекомендуемой толщины (до 6 мм) мы выдержали его около 20 часов (в инструкции 3-4 часа). Составы вроде бы высохли - по крайней мере, ногтем не продавливались. Но когда начали постепенно прогревать пластину термопистолетом (Тmax около 700°С), состав CarGo начал вспухать - выходит, не просох?! Сколько же его надо сушить? Постепенно начали уменьшать толщину наносимого слоя до 1 мм.

Нагретый - все равно вспухает! Интересно, как же эта штука будет вести себя на горячих деталях двигателя? Уже нагретый до 700°С CarGo настолько выгорел, что его рыхлые остатки легко расковыряли пальцами. Инструкция уверяет в том, что его рабочая температура 1316°С! Это фантастика... Или подделка? (фото 7)

Don Dial показал лучший результат, однако проблемы с заделкой больших отверстий и с сушкой остались (фото 8).

Двухкомпонентный состав Alumi-nium repair compound фирмы Permatex предназначен для заделки выбоин, раковин, трещин в алюминиевых деталях, работающих при температурах до 427°С. Компоненты из двух полиэтиленовых пакетиков смешивают и наносят на поврежденное место. Через 24 часа температуру детали можно поднять до рабочей в течение 10- 15 мин.

Однокомпонентный состав Metal repair compound фирмы Permatex предназначен для аналогичного ремонта деталей из различных материалов, работающих при температуре до 1093°С. Состав выдавливается из полиэтиленовой упаковки на поврежденное место. После сушки в течение 24 часов можно поднять температуру детали до рабочей в течение 10-15 мин.

Характеристики этих составов вполне соответствуют инструкциям.

После полной (когда это удавалось) полимеризации мы опробовали механические свойства готовых "заплат" напильником. Некоторые неплохи, а иные явно не стоят потраченных денег - прочность низка.

Импортные однообъемные "холодные сварки".

Отечественные однообъемные "холодные сварки".

Двухобъемные составы.

Термостали.

Высокотемпературные составы для стали и алюминия.

Образцы "холодных сварок" с бронзовым и стальным наполнителями. На них сделаны пропилы напильником.

Термосталь CarGo после 20 часов сушки и прогрева термопистолетом (температура около 700°С) вспухла и рассыпается от небольших усилий.

Слева образец термостали CarGo, справа - Don Dial после прогрева термопистолетом. CarGo вспухает даже при тонком слое. Don Dial потрескался при толщине слоя около 3 мм. Из-за жидкой консистенции хорошо затекает в трещины, но плохо перекрывает отверстия (на фото отверстие диаметром 3 мм).

РЕЗЮМЕ

1. Не стоит путать популярное название "холодная сварка" с настоящей сваркой: прочность соединения ею во много раз выше, хотя первая, конечно, технологичнее.

2. Для быстрого ремонта в полевых условиях наиболее подходят однообъемные препараты Hi Gear, Don Dial, твердеющие всего за один час, пригодные для мокрых и замасленных поверхностей, не требующие защитных перчаток.

3. Применение двухобъемных препаратов несколько затруднительно, особенно когда приходится смешивать неравные объемы отвердителя и компаунда. Ошиблись в пропорции - плохой конечный результат.

4. "Холодные сварки" отечественного производства ненадежны. Либо твердеют в упаковке, либо не твердеют, когда это нужно.

5. Применение высокотемпературных составов требует повышенного внимания при выполнении операций.

Подпишитесь на «За рулем» в