Инициатива ЗР: нет агрессорам на дороге!

Думаем, все мы, нормальные автомобилисты, проголосуем за то, чтобы в КоАПе появилось наказание за агрессивное вождение. Но что считать агрессией на дороге и как доказать, что проявление агрессии было умышленным? У ЗР есть свои предложения на этот счет.

Два года назад депутаты уже вносили подобный законопроект. Но тогда он был отклонен: профильный комитет посчитал, что не прописаны критерии агрессивного вождения и поэтому инспекторы смогут «подвести под статью» любого водителя. И вот теперь готов новый вариант, он прошел обсуждение и разослан во все заинтересованные ведомства, в первую очередь – в Минтранс и МВД.

Любой нормальный водитель люто ненавидит любителей «игры в шашки» на дороге, которые с огромной скоростью перестраиваются из ряда в ряд, внезапно разгоняются и так же резко тормозят, объезжают заторы по встречной полосе и обочине… А водителей, что пытаются «учить», внезапно подрезая на высокой скорости или резко тормозя перед самым носом, вообще стоило бы отправлять на обследование к психиатру.

Итак, проблема неадекватных участников дорожного движения есть. Задача – правильно дать определения их действиям и разработать механизм наказания. Тут-то и начинаются разногласия.

– В странах Европы и в США под нарушениями правил дорожного движения помимо очевидных – таких как проезд на красный сигнал светофора, обгон справа, несоблюдение линий разметки – понимаются также действия, которые приводят к созданию аварийных ситуаций или просто причиняют неудобства остальным участникам дорожного движения, – объясняет Екатерина Решетова, старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ.

К признакам агрессивного поведения за рулем относятся: подрезание при обгоне, использование дальнего света фар для освобождения полосы, невключение сигналов поворота при перестроениях, несоблюдение безопасной дистанции или требования уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, многократная смена полос движения при обгоне, злоупотребление звуковым сигналом, оскорбление других водителей,агрессивная мимика и жестикуляция, воспрепятствование обгону.

Узнаете портрет типичного «агрессора»? За рубежом такие нарушения жестко караются. В отдельных странах за подобное даже предусмотрено тюремное заключение сроком от пяти дней до шести месяцев, лишение водительских прав (на срок от месяца до года, с обязательной пересдачей экзамена после прохождения учебного курса по безопасному управлению) и серьезные денежные штрафы – от 1000 до 2500 долларов.

Наши депутаты предлагают так дополнить статью 12.15 в КоАП: «Умышленное создание водителем в нарушение Правил дорожного движения опасности для движения или условий для причинения вреда участникам дорожного движения при управлении транспортным средством (опасное маневрирование, либо опасное перестроение по полосам движения, либо резкое торможение, совершаемое в том числе после ускорения или замедления, либо опасное приближение к впереди движущемуся транспортному средству с последующим движением в непосредственной близости от него), повлекшее угрозу возникновения аварийной ситуации или угрозу безопасности другим участникам дорожного движения…».

Вроде все правильно, и наказание за опасное хамство на дороге предусмотрено – штраф от 2500 до 5000 рублей. Но возникает самый главный вопрос: как доказать, что за рулем хулиган и резко затормозил он у вас перед носом умышленно, а не потому, что объезжал ямку на дороге? Как установить четкую причинно-следственную связь? Авторы законопроекта уверены: главное доказательство опасного поведения на дороге – фото- и видеосъемка. Она и докажет злой умысел! А справедливый судья (не сотрудник ГАИ) вынесет решение и накажет нарушителя. В теории это выглядит красиво – а в жизни?

– Как доказать факт агрессивного поведения на дороге? С помощью каких приборов? – размышляет заместитель начальника ДОБДД МВД РФ Владимир Кузин. – Тут, видимо, потребуется достаточно полная видеозапись, желательно сделанная не с одной точки. Кто будет заниматься съемкой? Экипажи ДПС? Их сейчас не так уж много на улицах. Вдобавок при виде полиции лихач тут же превращается в законопослушного водителя. Просить обычных автомобилистов гоняться за нарушителем на своей машине, чтобы сделать запись на видеорегистратор, я не стал бы ни в коем случае.

Очевидно: нынешними техническими средствами доказать агрессивный характер езды очень сложно, если вообще возможно. То есть законопроект, если его примут в сегодняшнем виде, работать не будет. При том что его авторы преследуют благие цели и наказывать «агрессоров» как-то надо.

В связи с этим уместно вспомнить, что в ряде стран, где установлено наказание за подобные нарушения, сложилась вот какая практика: доказательством являются показания двух свидетелей.

– За рубежом сообщить в полицию о неадекватном водителе считается нормой: это вклад гражданина в обеспечение безопасности. В России граждане, к сожалению, крайне редко проявляют сознательность в таких случаях, – констатирует начальник Главного управления ОБДД МВД РФ Виктор Нилов. – Виноват менталитет: в нашей стране подобные звонки многие считают доносом, то есть поступком некрасивым и неправильным. Хотя сигналы граждан реально помогают предотвратить преступление и спасти людей.

Без помощи общества все равно не обойтись. И здесь очень помог бы специальный телефон полиции, по которому в любой точке страны можно сообщать о неадекватном поведении человека за рулем. Еще следует разработать механизм регистрации нарушения и правила предоставления доказательной базы. Словом, соблюсти массу условий, необходимых, чтобы закон заработал. А сформулировать пункт Кодекса мы предлагаем таким образом: «Агрессивным вождением считается поведение участника дорожного движения, при котором он совершает ряд нарушений ПДД, подвергая при этом опасности жизнь и имущество других участников движения, подтвержденное фотовидеодоказательствами и/или показаниями двух или более свидетелей».

«АГРЕССИВНОЕ ВОЖДЕНИЕ»:

  • превышение ограниченной скорости;
  • резкое торможение;
  • резкое троганье (с пробуксовкой и визгом шин);
  • ненормативные жесты и выкрики;
  • подача звуковых сигналов без причин, предусмотренных ПДД;
  • несоблюдение интервалов движения и дистанции;
  • включение дальнего света на участках дорог, где это делать запрещено;
  • частые перестроения, обгон справа; препятствие обгону;
  • проезд на красный сигнал светофора;
  • езда по тротуарам и пешеходным дорожкам.

P.S. А вас не достали «агрессоры» на дороге? Выскажите свое мнение, присылайте предложения и видео на наш сайт по адресу [email protected].

Подпишитесь на «За рулем» в