Дерни за веревочку!

ДЕРНИ ЗА ВЕРЕВОЧКУ!

ТЕХПОМОЩЬ

конкурс

СЛОМАЛСЯ ПРИВОД КАРБЮРАТОРА

ДЕРНИ ЗА ВЕРЕВОЧКУ!

Самый интересный ответ на задачу о приводе карбюратора прислал Семен Хаимов из Воронежской области.

То, что привод управления карбюратором при работе не испытывает больших нагрузок, создает кое у кого иллюзию его абсолютной надежности. Но это далеко не так. Довольно сложная конструкция "жигулевского" (рис. 1) таит немало возможностей для поломок! Хилая сварка в соединении валика 5 с педалью 6 и рычагом 4 часто не выдерживает переменных нагрузок и вибрации.

Кстати, из общения с читателями автор задачи убедился, что привод ломается не только на автомобилях-ветеранах, но порой и на довольно свежих, еще гарантийных. Видно, таково качество заводской сварки.

Итак, рычаг отвалился - как поступить? Для многих писем характерен снисходительный тон: дескать, что мудрить - вытянем кнопку "подсоса" и поедем. Поверьте, этот "ход" нам знаком. Но проблема в том, что "подсос" обогащает смесь в цилиндрах. А на горячем двигателе это обогащение столь велико, что мотор либо выбрасывает черную копоть заодно с десятью процентами СО, либо вообще глохнет, в зависимости от настройки пускового устройства. И хотя не всех автовладельцев волнует чистота воздуха, согласиться с ездой "просто на подсосе" мы не можем.

Чтобы избавиться от переобогащения смеси, люди пограмотнее предлагают отсоединить телескопическую тягу и зафиксировать ее любым способом вместе с открытой воздушной заслонкой. Одно плохо: при вытянутой кнопке дроссельная заслонка едва открывается. Ехать трудно. Кое-кто готов изменить саму кинематику: например, распрямить изогнутую тягу и переставить в верхнее отверстие рычага на оси дроссельной заслонки первичной камеры. Дроссель будет открываться больше - и мотор станет резвее. На деле эти операции не очень просты. Вынуть исправную тягу, не разобрав карбюратор, обычно не удается (в противном случае она бы вываливалась на ходу). Так не последовать ли советам других читателей?

Освободим трос "подсоса" - пусть он напрямую управляет рычагом дросселя! Оболочку закрепим в удобном месте доступным способом - например, плотно примотаем мягкой проволокой, изоляционной лентой и т. п. Судя по количеству однотипных советов, многие считают это вполне реальным. Мы попробовали: неудобно! Теперь точка приложения усилия троса почти на 10 см ниже - закрепить его сложно и т. д.

Есть более простые, но очень эффективные решения. Например, привязать к рычагу 3 бечевку, кусок мягкого провода, лески и т. п. и, приоткрыв капот, вывести снаружи к водительскому окну. Места перегиба хорошенько смазать, чтобы "бечеву" не заедало. При опущенном стекле управлять карбюратором легко: потянул - прибавил газ, хоть до полного! Отпустил - сработала возвратная пружина. Ехать можно. Правда, удовольствия никакого. На пустынной дороге еще ничего, а в час пик на городской улице заставит поволноваться!

Кстати, случись поломка в стужу - кому захочется открывать окно? Вспомним опыт тех, кто "бечеву" протягивал непосредственно в салон через подходящие отверстия в моторном щите. Одно из них для педали привода: сняв уплотнитель, получим доступ в моторный отсек. Подойдет и отверстие слева под приборной панелью (для жгута проводов).

Читатели предлагают и совсем простое решение: винтом количества или упора дросселя поднять обороты холостого хода тысяч до двух, после чего трогаться в путь, пользуясь только тормозом и сцеплением. Неплохо? Но на холостом ходу мотор "орет", даже если дроссель едва приоткрыт: энергия-то идет только на борьбу с внутренними потерями. Если эту мощь потратить на попытку тронуться, то, как говорят, еще не факт, что это легко получится. Одно дело - ровная и твердая дорога, другое - бугристый, рыхлый проселок! Тут и сцеплению, и коробке передач достанется не на шутку - не прикончить бы их...

Наиболее толковую идею внесли, повторив с незначительными нюансами, трое. (Приз пришлось разыграть - одному повезло!)

Суть проста: отломанный рычаг можно закрепить другими способами! Взгляните на рис. 2.

Отрезав кусочек топливного шланга миллиметров двадцать, разрежем его вдоль и полученную "втулку" 5 наденем на валик 3 привода. Чтобы работать было удобней, предварительно снимем пластмассовый кронштейн крепления валика, что даст ему некоторую свободу. Если в машине найдется небольшой червячный хомут - отлично. А сантиметров пятнадцать стальной проволоки толщиной 2-3 мм - великолепно! Хомут позволит плотно стянуть воедино валик с "резинкой" 5 и скобой 2. Последнюю нужно согнуть из стальной проволоки. (В крайнем случае, найдем ее за обочиной!) Свободный конец валика закрепляем на шпильке 7, с которой был снят пластмассовый кронштейн, мягкой проволокой 6. Последняя операция - изоляционной лентой, лейкопластырем из аптечки, бечевкой и т. п. плотно примотать рычаг 1 к скобе 2. Все! Едем, не испытывая никаких неудобств... пока в этой конструкции что-нибудь не развалится. Самая ответственная деталь - хомут 4. Если его нет, прикрепить скобу к резинке можно так же, как рычаг, - лишь бы не проскальзывала.

Полагаем, если поломка настигнет вас, вы найдете оптимальное решение. А наше жюри приняло решение наградить Семена Борисовича Хаимова.

Рис. 1. Привод управления карбюратором: 1 - трос привода воздушной заслонки; 2, 3, 4 - рычаги; 5 - валик; 6 - педаль; 7 - уплотнитель.

Рис. 2. Способ ремонта узла: 1 - рычаг; 2 - скоба; 3 - валик; 4 - хомут; 5 - резиновая "втулка"; 6 - крепление проволокой; 7 - шпилька.

ЗАДАЧА СЕДЬМАЯ

ПОПОЛАМ И НАДВОЕ

Больше десяти лет "восьмерка" служила хозяину верой и правдой. А тут на тебе - порвался трос сцепления внутри оболочки возле крепления к коробке передач. И как назло в самый неподходящий момент: в машине - все семейство, с рассадой и домашним скарбом. До дачи - двадцать километров: небольшой участок шоссе и проселок с грязью, подъемами и спусками; словом, без сцепления - никуда. А какой бы выход предложили вы?

Ответ с пометкой "Конкурс" отправьте до 1 августа 2003 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или по

e-mail:[email protected]. Тел.: (095) 207-79-84. Обязательно укажите полные паспортные данные.

Подпишитесь на «За рулем» в