Стартеры

СТАРТЕРЫ

РЫНОК

СТАРТЕРЫ

Покупая, не ошибись

Очередной обзор рынка приборов электрооборудования, подготовленный Антоном УТКИНЫМ, посвящен стартерам. (Об узлах систем электроснабжения и зажигания было рассказано в №№ 6 и 7 за этот год.)

Группа 3708. Стартеры. Как и генераторы, эти приборы относятся к наиболее дорогостоящим узлам электрооборудования. Для легковых автомобилей их у нас выпускают четыре завода. КЗАТЭ* (Самара), прежде делавший только тракторные стартеры, в 1970 году освоил выпуск лицензионного прибора СТ-221 для автомобилей ВАЗа. От самого массового тогда "волговского" СТ-113 он отличался примерно так же, как сами "Жигули" от "Волги". Безотказный, высокооборотный и технологичный, он имел только один недостаток - недолговечную трехроликовую обгонную муфту с алюминиевыми колодками, вместо обычной четырехроликовой со стальными. Сменивший его в 1986 году стартер 35.3708 оказался чуть похуже - торцевой коллектор здесь, в отличие от прежнего цилиндрического, начинает обгорать раньше. Причина - износ упорных шайб якоря, появление осевого люфта и, как следствие, слабое прижимание щеток к ламелям. Современный прибор КЗАТЭ для "Жигулей" - 35.3708-01 (мощность 1,3 кВт) наконец-то получил легкую алюминиевую крышку (на части выпуска сохранена чугунная), но приобрел еще один недостаток - неразборное тяговое реле. Цена этого прибора в магазинах 400-500 тыс. рублей, а минимальная - на рынке "Южный порт" (далее - Ю) - 320 тыс.

Более долговечны, при этом чуть дешевле (420-450 тыс., Ю - 300) болгарские стартеры, которые ВАЗ всегда покупал из-за нехватки самарских. В отличие от последних, болгарский является точной копией самого первого СТ-221 (только крышка у него теперь алюминиевая). Правда, его обгонная муфта плунжерной конструкции служит недолго, но, поскольку и она, и тяговое реле, и другие узлы в сборе взаимозаменяемы с самарскими, с этим можно смириться.

Пожалуй, лучшим на сегодняшний день "жигулевским" стартером является мощный (1,65 кВт) 4211.3708-02 производства АТЭ-3 (Ржев, Тверская обл.). Он сделан на базе "военного" уазовского стартера, о семействе которого будет сказано ниже. В продаже он встречается реже других и стоит 350-380 тыс. (Ю - 275).

Для переднеприводных "самар" основной прибор - 29.3708-01 (КЗАТЭ). В отличие от прочих, у него левое направление вращения и только одна опора якоря (вторая - в картере сцепления). Цена в магазинах - 400-500 тыс. (Ю - 340). Точно такой же, болгарский стоит 380-450 тыс. (Ю - 300). Изредка в продаже можно встретить малогабаритный, но мощный (1,4 кВт) югославский стартер "Искра", цена которого доходит до 600 тыс. Такие же дорогие стартеры фирмы "Бош", как и югославские, неремонтопригодны и в случае отказа подлежат замене. Кроме того, шестерня привода одной из "бошевских" модификаций для "Самары" немного не совпадает по модулю с вазовским венчиком маховика (m=2,11666..., питч 12), что со временем вызывает односторонний износ зубьев. И наконец, самые распространенные в торговле и известные своей недолговечностью стартеры для автомобилей ВАЗ производства БАТЭ (Борисов, Минская обл.). Этот завод всегда делал вполне добротные агрегаты для "волг" и грузовиков, но в начале 90-х годов значительно расширил ассортимент своей продукции и наводнил рынок дешевыми стартерами для всех марок отечественных автомобилей (кроме "Таврии"), увы, не лучшего качества.

Большинство приборов БАТЭ имеет традиционную конструкцию, кроме двух: 425.3708 (для VAZ 2101...2107) и 426.3708 (для VAZ 2108, 2109). Обе модификации отличаются друг от друга, в основном, крышками и направлением вращения, но по сути представляют один и тот же 1,3-киловаттный, предельно упрощенный агрегат - эдакий "эрзац-стартер". Главная "изюминка" конструкции - отсутствие обязательной для других моделей оси вильчатого рычага, который здесь просто качается на пластмассовом упоре. При износе последнего рычаг становится "плавающим", смещается вверх (см. рис. "Стартер

БАТЭ"), и его нижнее плечо укорачивается, а верхнее удлиняется. Поэтому контакты тягового реле замыкаются уже чуть раньше, чем шестерня войдет в зацепление с венцом маховика. В большинстве случаев зацепления так и не происходит, и после многократных попыток пустить двигатель якорь, раскручиваясь до предельных оборотов, перегревается и идет вразнос. При удачных попытках, когда шестерня, быстро вращаемая тяжелым якорем, "влетает" в зацепление с венцом маховика, на валу возникает значительная боковая сила, разбивающая опорную втулку в картере сцепления на "Самаре". А на "Жигулях" иногда даже отламывается "клюв" крышки. Впрочем, низкое качество стартеров БАТЭ частично компенсируется их невысокой ценой - 310-330 тыс. (Ю - 225).

Большая группа унифицированных по креплению и приводу стартеров включает приборы для автомобилей "Волга", УАЗ, грузовиков ГАЗ и "Москвич". Все они имеют шестерню привода с девятью зубьями и модулем 2,5. Стандартны также и диаметр посадочного пояска крышки - 82 мм, и расстояние между центрами крепежных отверстий - 105 мм. Но у стартеров, предназначенных для "Москвича", прилив крышки под тяговое реле расположен под углом 90° к прямой, соединяющей крепежные отверстия. (У остальных приборов этой группы - под углом 45°.) Таким образом, поставить на "Москвич" стартер от "Волги", УАЗа или ГАЗ-53 теоретически можно, но верхняя крепежная гайка станет почти недоступна. Обратная замена также возможна, но, например, на "Волге" тяговое реле "москвичовского" стартера окажется в нежелательной близости от лонжерона кузова, а на "Газели" об него будет тереться шланг сцепления.

Существует три поколения стартеров этой группы. К первому относится СТ-117А (завода АТЭ-3), который пока еще можно встретить в продаже. Созданный на базе древнего СТ-113 (от ГАЗ-21), он тем не менее еще четыре года назад ставился на ижевские "москвичи". Единственный его плюс - легкоразборное тяговое реле, зачистить силовые контакты которого можно прямо на машине.

Второе поколение - стартеры большого семейства СТ-230, освоенного на БАТЭ в начале 70-х годов. Это полуторакиловаттные, низкоскоростные и достаточно надежные агрегаты, имеющие довольно большой габарит и массу около 10 кг. В семействе есть даже модификации для грузовиков ЗИЛ (СТ-230И и др.) с более крупной шестерней привода с модулем 3. Для "Волги" и "Газели" БАТЭ до сих пор выпускает СТ-230Б4. В магазинах он стоит 350-380 тыс., а в Ю - 260.

Производство стартеров третьего поколения было освоено в 1988 году на АТЭ-3, а затем и на БАТЭ. Семейство "42" включает три высокоскоростных агрегата мощностью по 1,65 кВт и массой по 7 кг. В Борисове стартеры выпускают в обычном исполнении, а на АТЭ-3 - в "военном", с жаростойким коллектором якоря. Армейский заказчик автомобилей УАЗ требует исключительной живучести стартера при длительной работе, например, для того, чтобы машина с заглохшим мотором могла завершить переправу вброд "на стартере". Соответственно и цены ржевских приборов выше, чем белорусских. 4211.3708-01 (для УАЗа, "Волги", "Газели", ГАЗа) - до 400 тыс. (Ю - 235). Отличающийся от него только крышкой 4211.3708 (для "Москвича") - 350-375 тыс. (Ю - 215). О третьей модификации, для "Жигулей" было сказано выше.

Стартеры БАТЭ: 42.3708 (УАЗ, "Волга" и др.) стоят 320-350 тыс. (Ю - 225), 421.3708-01 ("Москвич") - 300-340 тыс. (Ю - 200).

И наконец, о стартерах производства ЭМЗ (Херсон). Для них не характерно низкое качество изготовления, как для большинства иных приборов электрооборудования с Украины. Например, стартер СТ-368 никогда особо не докучал владельцам "запорожцев". Правда, на "Таврии" и "Оке" первых выпусков частенько наблюдалось самопроизвольное включение херсонских стартеров на ходу и, как следствие, разрушение якоря от центробежной силы. Сейчас качество стабилизировалось и претензий к изделиям ЭМЗ почти нет.

Стартер 39.3708 для "Оки" по конструкции аналогичен "восьмерочному" (левое вращение, одноопорный якорь), только чуть поменьше. На рынках он почти не встречается, зато всегда есть в магазинах запчастей к "Оке" по цене около 400 тыс. (Впрочем, вездесущий БАТЭ успел и тут - его вариант стартера для "Оки" стоит 350.)

Стартер 26.3708 для "Таврии" (его делают только на ЭМЗ) имеет традиционную конструкцию. Опровергая представления о дешевизне украинских товаров, он стоит в магазинах до 425 тыс. рублей, в Ю - 380, а минимальная цена на рынке у техцентра "Ясенево" - 320 тыс. Там же за 400 тыс. можно купить ставший уже раритетом СТ-368 для "Запорожца" и ЛуАЗа.

Продолжение следует

* Здесь и далее приведены прежние, традиционные названия заводов.

Стартеры для "Жигулей":

а - 35.3708-01 (КЗАТЭ); б - 4211.3708-02 (АТЭ-3).

Знак, свидетельствующий о сертификации в Госстандарте России (не путать с эмблемой завода-изготовителя!).

Эмблемы заводов (слева направо): КЗАТЭ; АТЭ-3; БАТЭ; ЭМЗ.

Стартеры для "Самары": а - 29.3708-01 (КЗАТЭ); б - 426.3708 (БАТЭ).

Стартеры для "Волги" и УАЗа: а - СТ230Б4

(БАТЭ); б - 42.3708 (БАТЭ).

Стартер БАТЭ для автомобилей ВАЗ (стрелкой показано смещение рычага вверх с изменением соотношения его плеч).

Подпишитесь на «За рулем» в