В россию с новым лицом

В РОССИЮ С НОВЫМ ЛИЦОМ

ИСПЫТАНИЯ

ТЕСТ

В РОССИЮ С НОВЫМ ЛИЦОМ

«Шкода» — одна из самых популярных у нас машин зарубежного производства.

Вадим КРЮЧКОВ, Владимир ОЛЕЙНИКОВ. Фото Сергея Иванова

Мало того, как правило, чешские автомобили, ввезенные в нашу страну, — новые! Это вам не массовый перегон «секонд-хэнда», а цивилизованные официальные поставки. Успех «Шкоды» закономерен — умеренные цены, европейское качество, развитая дилерская сеть, доступные запасные части. Так что внимание к ней тех, кто ищет альтернативу отечественной и азиатской технике, вполне объяснимо. Давайте же познакомимся с теми машинами «шкодовской» гаммы, которые предлагают в России.

Автозавод в чешском городе Млада-Болеслав выпускает две базовые модели — «Октавию» среднего класса (и среднего ценового уровня) и малолитражку «Фелицию».

«ОКТАВИЯ» В ТРЕХ ВАРИАНТАХ...

Нынешняя «Октавия» родилась всего два года назад. Это современный переднеприводный автомобиль с поперечным расположением двигателя. На нем может стоять один из пяти моторов концерна «Фольксваген», механическая или автоматическая коробка передач. В зависимости от отделки салона, дополнительного оборудования и ряда узлов предлагаются три варианта комплектации: LX — стандартная, GLX — комфортабельная и SLX — оснащение «люкс».

Наш покупатель пока не слишком жалует модификации с дизелями или автоматическими коробками передач. Ему больше по душе те, что с бензиновыми моторами и механическими коробками — они и пользуются устойчивым спросом. Причем охотно берут как дорогую «Октавию-SLX» с полным набором дополнительного оборудования, четырехцилиндровым 20-клапанным (по пять на цилиндр) двигателем рабочим объемом 1800 смз и мощностью 125 л. с., так и относительно дешевую LX с заслуженным, но очень тяговитым силовым агрегатом 1,6 литра мощностью 75 л. с. 

Совсем недавно в Россию стали поступать машины с двигателем нового поколения, тоже 1,6-литровым. У него полностью алюминиевый блок, по два клапана на цилиндр и впускной коллектор с изменяемой геометрией трубопровода. Мощность — 101 л. с., крутящий момент — 145 Н.м при 3800 об/мин.

Все три названных двигателя с каталитическим нейтрализатором и требуют неэтилированного бензина АИ-95. Допускается кратковременное использование АИ-91, но опять-таки неэтилированного. Сравнительные характеристики и цены «октавий» в базовой комплектации вы найдете в табл. 1. 

Чехи окрестили «Октавию» — «Шкодой» с новым лицом. Это действительно так и в прямом, и в переносном смысле. Внешний облик автомобиля ничем не напоминает предшественников. В его дизайне явные немецкие мотивы — этакая солидность, основательность. Чему удивляться: «Шкода», как известно, дочернее предприятие «Фольксвагена», значит, так должно и быть. Приближение к семейству благородных немецких машин ощущается в оформлении передка: сложной формы капот, большие блок-фары, декоративная решетка радиатора в хромированной рамке с эмблемой «Шкоды». В общем «лицо» вполне фирменное и узнаваемое, как у «Ауди» или БМВ, и теперь новые стилевые решения будут продолжены в последующих моделях «Шкоды».

Ну а что же потребительские качества? Они тоже новые — завод, много лет выпускавший дешевые малолитражки, успешно осилил производство комфортабельного автомобиля среднего класса. Наших покупателей наверняка порадовал объем багажника — 528 л. Со сложенными задними сиденьями он увеличивается до 1328 л. Причем (спасибо рациональной компоновке) ширина багажника в районе опор задних амортизаторов превышает один метр. Салон просторный, по-немецки жесткие передние и задние сиденья весьма удобны, рулевая колонка регулируется как по высоте, так и по длине. Панель приборов из темно-серого пластика в солнечную погоду не отбрасывает бликов на ветровое стекло. Ее оформление хоть и не назовешь богатым, но все приборы, рычажки и тумблеры расположены удобно, а на ходу никаких скрипов она не издает. Даже в самой дешевой стандартной комплектации автомобиль оснащают бамперами, окрашенными в цвет кузова, гидроусилителем рулевого управления, регулируемым по высоте сиденьем водителя. Список дополнительного оборудования внушительный. В него входят четырехконтурная антиблокировочная тормозная система и задние дисковые тормоза, 15-дюймовые колеса из легкого сплава с покрышками 195/65R15, подушки безопасности для водителя и пассажира, в том числе защищающие от бокового удара, кондиционер, аудиосистема, окрашенные в цвет кузова зеркала, полный электропакет и т. д. В зависимости от модификации (LX, GLX, SLX) часть оборудования уже установлена на автомобиле, остальное покупатель заказывает за дополнительную плату.

Как видим, флагман «Шкоды» вполне способен конкурировать с продукцией куда более именитых фирм. А учитывая чешские цены на автомобиль немецкого качества, можно простить ему пару недостатков, среди которых отметим ограниченное пространство для коленей задних пассажиров при полностью отодвинутых передних сиденьях.

...А «ФЕЛИЦИЯ» — В ЧЕТЫРЕХ

«Фелиция» — прямой конкурент переднеприводным машинам ВАЗа и самая привлекательная по цене новая иномарка. Она потомок малолитражек «Фаворит» и «Форман», появившихся на свет еще в далеком 1987 году. Старая «Фелиция» образца 1994 года до деталей знакома нашим автомобилистам (ЗР, 1995, № 6; 1996, № 7; 1997, № 1; 1998, № 6), поэтому подробно описывать ее нет смысла. Но сейчас в Россию поступает обновленный вариант. И хэтчбек, и универсал облачены в модернизированный кузов, отличающийся от предшественника передней частью, выполненной...в стиле «Октавии». Теперь все «шкоды», образно говоря, на одно лицо. Изменены капот, облицовка радиатора, основные и противотуманные фары, передний бампер. Даже таблички на двери багажника с надписью «Фелиция» выполнены тем же шрифтом, что и у «Октавии». Габаритные размеры автомобиля остались прежними, но несколько увеличилась длина — на 28 мм у хэтчбека и на 32 мм у универсала.

«Фелиция», бесспорно, прибавила в солидности, но салон, подвеска, трансмиссия, гамма двигателей остались теми же, что и прежде. Моторов предлагается четыре. Два родных «шкодовских» объемом 1,3 литра с карбюратором (58 л. с.) или распределенным впрыском (68 л. с.) и два «фольксвагеновских» — бензиновый 1,6 литра мощностью 75 л. с. и дизельный 1,9 литра 64 л. с. Из них самый популярный — карбюраторный. Оснащенный им автомобиль дешевле других. К тому же он не имеет нейтрализатора и его можно эксплуатировать на этилированном бензине. Главное, чтобы октановое число топлива было бы не ниже 91.

Куда реже покупают «фелиции» с двигателем объемом 1,6 литра, а дизель и «шкодовский» мотор с системой впрыска топлива в России массовым спросом не пользуются. Автомобиль предлагают в двух вариантах оснащения: LX — стандартное, GLX — комплектация «люкс». Сравнительные характеристики модификаций «Шкоды-Фелиция» вы найдете в табл. 2. 

СОПОСТАВИМ НА ХОДУ

Начнем с «Фелиции». Оставшийся в наследство от «социалистического прошлого» двигатель объемом 1,3 литра по-прежнему хорошо тянет на низких оборотах, поэтому, оказавшись за рулем «Фелиции», кто-то может вспомнить вождение отечественной «Волги». Вполне допустимо переключать передачи «внатяг» на оборотах 2–2,5 тысячи. А самая «рабочая» передача — третья — можешь ехать со скоростью от тридцати до ста километров в час, не испытывая дискомфорта. И только стрелка тахометра напоминает, что ты выпадаешь из «зеленой зоны» 3–4,5 тысячи оборотов в минуту.

Единственный случай, когда мотору не хватает мощности — быстрый разгон со ста километров в час. Нужно переходить с пятой передачи на четвертую и давить газ в пол. Кстати, на высоких скоростях заметны различия между моделями. Короткий хэтчбек, если не загружен, набрав 120 км/ч, начинает скакать по неровностям дороги, и все время приходится «подруливать». Совсем по-другому ведет себя универсал. При одинаковой с хэтчбеком базе, но достаточно длинном заднем свесе, он более плавный на ходу. И, что удивительно, практически не уступает своему меньшему собрату в разгонной динамике.

Теперь сравним в деле «октавии» с двигателями 1,6 литра. Казалось бы, 101 против 75 л. с. — разница довольно существенная, но... Субъективно, по разгонной динамике они почти равны, вот только после 120 км/ч «Октавия-GLX 1,6» отрывается от своего собрата. В городе же, где основная борьба за «место под солнцем» идет в диапазоне скоростей от нуля до шестидесяти километров в час, разница в 26 л. с. не так уж существенна. Тем более, что старый «фольксвагеновский» силовой агрегат очень тяговит и уверенно разгоняет даже полностью груженную машину.

Венец модельного ряда — «Октавия» с мотором объемом 1,8 литра. С ним машина существенно «злее». Причем этому способствует не только «табун под капотом», но и коробка передач с измененными передаточными числами и главной парой.

А в общем, независимо от объема и мощности двигателя, " Шкода Октавия" оставляет очень хорошее впечатление: комфортабельная подвеска, тишина в салоне. Гидроусилитель руля с переменной производительностью не лишает чувства дороги: при парковке вкрадчиво, без назойливости, помогает поворачивать колеса, а на высоких скоростях обладает точной обратной связью. Хороши и тормоза, причем независимо от того, дисковые они сзади или барабанные.

ПОДВЕДЕМ ЧЕРТУ

Итак, «Октавия» — хороший автомобиль для людей с достатком выше среднего, предпочитающих европейские машины японским и корейским. Выбор модификации — дело вкуса и финансовых возможностей. Отметим лишь, что «Октавия-LX» с 75-сильным двигателем — наиболее практичная покупка. Во всяком случае, от своих более мощных и богато оснащенных сестер она отстает ненамного. А вот выигрыш в цене существенный.

Имидж «Фелиции» уже сложился. Для одних — это первая иномарка после отечественного автомобиля, для других — вторая машина в семье. Предпочтение отдают дешевым модификациям, поскольку те, кто скопил на «Фелицию» «по максимуму» (около 14 тысяч долларов), вероятно, найдут средства и на «Октавию» «по минимуму». «Фелиция» с кузовом хэтчбек подходит для городских поездок — юркая, экономичная, достаточно шустрая. Часто за ее рулем можно увидеть женщину — видно, слабому полу простая, но уютная «Шкода» пришлась по душе. «Фелиция-Комби» — хороший семейный автомобиль с большим багажником, пригодный, помимо повседневной эксплуатации, для поездок в отпуск и на дачу.

А ТЕПЕРЬ — ПОЛИЦЕЙСКАЯ «ШКОДА»

В автомобильном мире «тюнингуют» все, что движется, — от «Фольксвагена-Жук» до " Ламборгини Дьябло". При этом делают основной упор не на внешность, а на настройку подвески и доводку двигателя. А можно ли улучшить ставшую популярной в России "Шкоду-Фелицию"? Оказывается, да.

Перед нами полицейский вариант — " Шкода Фелиция 1,6 спешл". Если не обращать внимания на мигалки, отбойник перед передним бампером да надписи "ГАИ", то с виду обычная машина. Но вот внутри...

Салон несколько изменился, рядом со стандартным перчаточным боксом появился «бардачок» и полочки для документов. Центральная консоль дополнена специальным оборудованием: рация, управление сиренами, ну и, конечно же, громкоговорящее устройство. Чехлы на заднем сиденье из легко моющегося серенького кожзаменителя. Под сиденьем находим типично милицейский аксессуар — в середине подушки петля из металлического тросика. К ней можно пристегнуть преступника наручниками.

В багажнике — резиновое корытце с высотой борта 12 см, две специально оборудованные ниши для монтажа радиостанции и прочего электронного оборудования. Ну и, конечно, поисковые фары и переносные прожекторы.

Теперь заглянем под капот. Двигатель стандартный объемом 1,6 литра мощностью 75 л. с. Механическая часть осталась без изменений. А вот управляющий впрыском топлива электронный блок заменен на новый, обеспечивающий больший крутящий момент и позволяющий «раскручивать» мотор до 6,5 тысячи оборотов в минуту. Под днищем установлена стальная защита двигателя, а трубки топливопровода убраны в специальную нишу.

Но главные изменения — в подвеске. Усиленные шаровые опоры, подшипники ступиц и нестандартные сайлент-блоки рассчитаны на экстремальные условия эксплуатации. Стойки и амортизаторы взяты от дизельной (1,9-литровой) модификации «Шкоды», пружины новые, а на задних стойках — еще и дополнительные.

Итог переделок — отличная управляемость и плавность хода. По сравнению со стандартной модификацией — небо и земля. Колдобины теперь не страшны — энергоемкость подвески вызывает восхищение. Конечно, «Шкода» не догонит " Форд Краун Виктория" с 4,9-литровым двигателем, сумасшедшим набором скорости и прожорливостью грузовика. Зато этот простой, неприхотливый и очень функциональный патрульный автомобиль может свободнее маневрировать в городской толчее и влезать в узкие дворики старых кварталов. А уж про достоинства переднего привода и говорить не приходится.

Теперь о ценах на такой автомобиль. Для ГАИ — $10 200, а полностью растаможенный — $15 800. Впрочем, за вычетом стоимости спецоборудования — мигалок и прочего — переплата получается не слишком значительной.

Редакция благодарит фирму

«Лаурин и Ко» за предоставленные

на тест автомобили.

Панель приборов «Октавии» весьма скромная, но функциональная.

Емкость багажника «Октавии» 528 литров.

«Фелиция» с новым «лицом» прибавила в солидности.

Самый мощный двигатель для «Октавии» — 1800 смз, пять клапанов на цилиндр, 125 л. с. 

Мотор с алюминиевым блоком цилиндров. Рабочий объем — 1600 смз, мощность — 101 л. с. 

Двигатель «Фольксваген» мощностью 75 л. с. под капотом «Октавии». Такой же устанавливают и в богато оснащенные «фелиции».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии