Эх, "самара"— грузовик

ЭХ, «САМАРА„- ГРУЗОВИК

ИСПЫТАНИЯ

ТЕСТ

ЭХ, «САМАРА„- ГРУЗОВИК

Как без серьезных затрат сделать из «восьмерки» или, скажем, «Нивы» если не настоящий грузовик, то хотя бы автомобиль, более или менее пригодный для перевозки грузов? Очень легко, утверждает немецкая фирма МАД. Надо только установить дополнительные упругие элементы подвески. Неужели в самом деле все так просто?

Игорь ТВЕРДУНОВ. Фото Александра Полунина

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Для разной работы существуют разные типы автомобилей — это не требует доказательств. Легковая машина перевезет несколько человек с их поклажей, автобус — толпу с чемоданами, а если надо везти груз — выбирают грузовик побольше или поменьше. Так в общем-то и должно быть. У нас же покупка нового, тем более специализированного автомобиля далеко не всем по карману. Вот почему для многих собственный старенький автомобиль — «основное средство производства», так сказать, единственный кормилец. На нем и семейство со всем скарбом выезжает на дачу, и товары доставляются на рынок, и в роли таксомотора ему случается работать. Короче говоря, легковая машина, груженная выше всякого разумного предела, — явление на российских дорогах обычное.

«ГРУЗОВИК» СВОИМИ СИЛАМИ

Коли автомобилю приходится часто выполнять несвойственные функции, неплохо бы как-то его к этому приспособить. В нашем случае — адаптировать легковую машину к постоянной работе с максимальной или (рекомендовать этого мы, конечно, не можем, но такова жизнь) превышающей максимальную загрузкой. Дополнительные упругие элементы, которые предлагает фирма МАД, как раз и должны помочь в этом нелегком деле.

Перед нами две пары пружин. Те, которые поменьше — для «Самары, и те, что помощнее — для „Нивы“. Это вам не популярные когда-то теннисные мячики — серьезная продукция уважаемого производителя. Дополнительные пружины на „Самару“ имеют германский сертификат ТЮВ. „Нивовские“ почему-то не сертифицированы.

Изготовитель обещает нам лучший комфорт при езде на загруженном автомобиле, снижение нагрузок на конструкцию, уверенное поведение машины на дороге и вдобавок простоту установки дополнительных пружин. Вот с монтажа и начнем.

ЧТО ТАКОЕ СЕРТИФИКАТ?

Чтобы установить дополнительные пружины на «девятку», придется снимать задние стойки. Ведь дополнительный упругий элемент надо засунуть внутрь стандартной пружины. Производитель утверждает, что процесс займет один час и не потребует специального инструмента. В самом деле, при наличии подъемника и некоторых навыков работа сложностей не вызывает.

Теперь «Нива». Здесь схема монтажа несколько другая. Пружина крепится на амортизатор. Ее нижняя опора фиксируется на резервуаре, а верхняя упирается в кожух. Такая конструкция сразу вызвала у нас вопросы. Ведь кожух амортизатора — деталь не силовая. Выдержит ли она немалую нагрузку? Попытка установить пружины на «Ниву» сразу отмела все сомнения. Дело в том, что кожух стандартного амортизатора... пластмассовый. Да будь он даже металлическим, работоспособность конструкции все равно была бы под вопросом. Уж больно хлипок упорный буртик верхней опоры, сделанной, кстати, из легкого сплава. Или он сомнется, или кожух оторвется — пружина-то довольно мощная.

Вот что значит несертифицированный товар. Испытания дополнительных пружин на «Ниве» закончились, по сути и не начавшись.

ЧТО ДЕЛАЛИ...

Итак, осталась «девятка», на которой мы и проверяли обещанную фирмой-производителем эффективность системы. Автомобиль ездил с дополнительными пружинами и без них в двух вариантах загрузки: с водителем и одним пассажиром, а также с полной нагрузкой, которую обеспечивали водоналивные манекены и балласт в багажнике. При этом субъективно оценивалось поведение стандартной и переоборудованной машины на дороге. Уровень вибрации измеряли с помощью виброметра фирмы «Брюль и Къер» на асфальте и булыжнике.

...И ЧТО ПОЛУЧИЛИ

Начнем с комфорта. Уровень виброускорений приведен на диаграммах вместе с краткими комментариями. Мы предполагали, что, говоря языком специалистов, вибронагруженность автомобиля (а она характеризуется «средневзвешенным эквивалентным виброускорением») с дополнительными упругими элементами окажется выше. Иными словами, трясти будет больше. Однако на асфальте автомобиль с более «жесткой» подвеской показал неплохой результат. Лучше всего живется водителю. Того, кто сидит на заднем сиденье, все же прилично трясет, особенно когда машина нагружена. А вот на булыжнике при любой нагрузке все обитатели салона «вибрируют» в автомобиле с дополнительными пружинами куда сильнее, чем в машине со стандартной подвеской.

Словом, на груженой машине упругие элементы МАД, как и было обещано, повышают комфорт, но только для тех, кто сидит впереди, и только на дороге с ровным покрытием. На обычных же наших кочках и выбоинах улучшить комфорт, поставив более жесткие пружины, вряд ли удастся...

Теперь о том, как ведет себя «Самара„-грузовик на дороге. Ведь, установив пружины в дополнение к стандартным, мы нарушили заложенные заводом-изготовителем характеристики подвески.

Скажем сразу, мы не загружали автомобиль сверх нормы, указанной в технической характеристике. Поэтому о поведении перегруженной машины говорить не будем. «Девятка» же, оборудованная дополнительными пружинами, с водителем и пассажирами, но без груза, проявила куда большую склонность к заносу задней оси, чем стандартная. Причем заметно это было даже на сухом асфальте и в режимах движения, далеких от критических. Что же станется с ней под дождем или на снегу? Кроме того, если в повороте колеса попадают в выбоину, машина норовит переставить задок.

Загруженный автомобиль с элементами МАД «стоит» на дороге намного лучше. Да и упражняться на нем в скоростной езде, по правде сказать, как-то не тянет. Дополнительные пружины уменьшают вероятность срабатывания подвески на пробой — груженая корма лучше «держит удар». А вот об обещанном снижении нагрузки на кузов автомобиля говорить, как нам кажется, однозначно не стоит. Пробоев не будет, зато увеличится нагрузка на элементы кузова, воспринимающие усилие от задних стоек.

СТАВИТЬ ИЛИ НЕТ?

Однозначно на этот вопрос ответить трудно. Самое лучшее, конечно, не перегружать машину. Если груз вы возите раз или два в год, дополнительные пружины вряд ли понадобятся. Тем более, что все остальное время придется мириться с некоторым ухудшением устойчивости автомобиля. Если езда с предельной или запредельной нагрузкой для вашего автомобиля норма, а не случайность, если часто приходится таскать тяжелый прицеп — установка дополнительных пружин не лишена смысла.

Немецкий производитель указывает отпускную стоимость на них — 179 марок за комплект для «Самары». Учитывая доставку, растаможку и прочие накрутки, нашему потребителю пружины обойдутся, увы, в заметно большую сумму.

Пружины МАД для «Самары»...

...и для «Нивы».

Схема установки дополнительных пружин на «Самару» (слева) и «Ниву».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии