Избавимся от дыма?

ИЗБАВИМСЯ ОТ ДЫМА?

ТЕХНИКА

ЭКОЛОГИЯ

ИЗБАВИМСЯ ОТ ДЫМА?

Выставка «Человек, город

и окружающая среда" в Москве была приурочена к Всемирному дню защиты окружающей среды.

Сергей ИОНЕС. Фото Александра Полунина

Автомобиль — один из главных загрязнителей природы, поэтому заранее можно было ожидать, что значительную часть экспозиции займут транспортные средства, претендующие на звание экологически чистых. Так оно и произошло. Но забегая вперед, отметим, что выставка (она была даже заявлена как международная), можно сказать, почти никаких открытий и откровений не преподнесла — многое из представленного на ней из года в год кочует с одной экспозиции на другую и хорошо известно.

Газобаллонные автомобили давно не новинка. Их было здесь много. Пожалуй, наиболее «свежими» были экспонаты 41-го московского автокомбината — «газели» на сжатом и сжиженном газе, газодизельные «бычки». С этими машинами соседствовали сочлененный городской «Икарус», оснащенный газовыми баллонами на крыше, и пятитонный бортовой ЗИЛ-4329, работающий на сжатом газе. Ознакомившись с его технической характеристикой, можно было легко представить, чем приходится расплачиваться за экологическую чистоту, когда в старую конструкцию пытаются механически вписать «экоэлементы». У газобаллонных грузовиков по сравнению с бензиновыми снаряженная масса возрастает примерно на 400–600 кг, в среднем на полтонны снижается грузоподъемность, а запас хода на газе почти вдвое меньше, чем на бензине. Про затрудненный пуск в мороз и запах газа в кабине уже не говорим.

Газовая аппаратура давно продается в качестве автопринадлежности для установки на частные легковые машины. Естественно, наше внимание привлек VAZ 2110 с красным баллоном в багажнике. Баллон сделан на предприятии «Оргэнергогаз», комплект аппаратуры — фирмой «Автосистема». Напомним: одной заправки бензина «десятке» хватает на 630 км хода, а газа — только на 130 км, причем в этом случае максимальная скорость падает до 130 км/ч (на бензине —162 км/ч). К тому же с бензином давно нет никаких проблем, а газовых заправок еще очень мало. Возможно, поправят дело передвижные газонаполнительные станции — одна из них, смонтированная на прицепе, была представлена на выставке. Но каковы масштабы их производства?

Самым примечательным экспонатом среди представлявших «газовый транспорт» была «Газель» с рефрижератором подмосковного предприятия «Холодавтогаз». Газобаллонная аппаратура этой машины служит источником питания одновременно и двигателя, и холодильной установки.

Еще один экспонат из этой серии — трактор «Беларусь», используемый в городском коммунальном хозяйстве. Его тоже собираются переводить на газовое топливо. Во всяком случае, на выставке предстали два газодизельных «коммунальных» трактора.

Газобаллонные ТС при всех своих «за» и «против» все-таки выпускают серийно, немало их находится в эксплуатации. Этого, увы, не скажешь о наших электромобилях. Уже не одно десятилетие собираются применить электротягу на городских развозных фургонах. В прежние времена на выставках мелькали экспонаты на базе РАФов и УАЗов, специальные конструкции вроде ВАЗ-2702, НИИАТ-925-1. Из того же разряда сегодняшний концепт-кар — электрическая «Газель». Характеристики ее весьма скромные: грузоподъемность — 900 кг, максимальная скорость — 70 км/ч, а запас хода — всего 25–30 км (!). Правда, обещают недолгую процедуру подзарядки батарей — всего 15 минут.

Носителями агрегатов электромобиля нередко становились те или иные модели ВАЗа. Вот и здесь с виду обычная пятидверная «Нива» VAZ 2131 оказалась... развозным грузовым электромобилем. У нее привод только на передние колеса, нет задних сидений, боковые и торцевая двери приспособлены для удобной погрузки-разгрузки. Запас хода — 100 км, время подзарядки — 8 часов. Динамика, конечно же, более чем скромная: максимальная скорость — 80 км/ч, разгон с места — до 60 км/ч за 20 с. Правда, тихоходность — залог безопасности, особенно если учесть, что у электромобиля не предусмотрен вакуумный усилитель тормозов. Электрическую «Ниву» разработал сам ВАЗ. А вот стоявшего рядом «коллегу» на базе VAZ 2109 создал московский НПК «Альтэн».

«Взрослые» электромобили, как это ни печально, только опытные образцы. Но давно стали серийными их меньшие братья: внутризаводские электрокары, самоходные складские тележки. На выставке можно было видеть такие машины. Любопытная конструкция подобного типа — миниатюрный уборочно-хозяйственный электромобиль, способный развернуться в узком дворе и на тротуаре. В парках и на выставочных территориях, возможно, приживется небольшой электробус с авангардным дизайном — детище «Мосэкотранса».

Но говоря об автомобиле и защите окружающей среды, прежде всего имеют в виду не газ и не электричество при всей их значимости, а совершенствование старого, доброго и пока еще очень «грязного» бензинового двигателя. В первую очередь это каталитические нейтрализаторы и впрыск топлива. Оснащенный такими устройствами экспонат был представлен НАМИ. Сделан он на базе азээлковского «Юрия Долгорукого». Двигатель у него не «Рено», а УЗАМ и система впрыска отечественная. Но посмотрим правде в глаза: в ближайшие годы российские автозаводы едва ли смогут заменить карбюраторные двигатели и уж совсем нереально оснастить впрыском хотя бы часть находящихся в эксплуатации отечественных автомобилей. Поэтому заслуживает особого внимания каталитический нейтрализатор московской фирмы «Нотек». Журнал уже писал о нем (ЗР, 1997, № 6). Напомним, что, в отличие от обычных нейтрализаторов, начинка «Нотека» не из керамики или фольги, а из пористого пенометалла и ему не нужен ни лямбда-зонд, ни впрыск. Он вполне может работать с обычным карбюраторным двигателем любой, даже старой модели при условии, конечно, что мотор исправен и отрегулирован, а в баке неэтилированный бензин. И еще: при выходе его из строя начинка не «затыкает» выхлопную трубу и не создает опасности пожара, а просто рассыпается, при этом сгорают не все блоки, а только самый ближний к двигателю. Представлены были и другие нейтрализаторы, в том числе весьма внушительные по размерам, созданные в НАМИ.

Из других экспонатов выставки можно отметить передвижные лаборатории для контроля окружающей среды, смонтированные в кунгах на шасси ЗИЛ-131 и КамАЗ-4310, макеты водородной системы питания двигателя, автозаправочной станции с системой фильтрации топлива.

Оглядываясь на то, что было представлено в экспозиции «Человек, город, окружающая среда», приходишь к выводу, что забота об экологии сводится у нас главным образом к проблеме вредного выхлопа. Так оно и должно быть. Но существуют и другие проблемы — утилизация автомобильных отходов: шин, аккумуляторов, масел, да и самих автомобилей, отслуживших свое. Отметим все же и положительное: борьба за чистый воздух все больше становится делом и отечественных предприятий.

Электробусы от «Мосэкотранса».

Электрическая «Газель» и ее моторный отсек.

Под капотом электро-"Нивы" все выглядит более чем солидно.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии