Модельная обувь грузовиков

МОДЕЛЬНАЯ ОБУВЬ ГРУЗОВИКОВ

ТЕХНИКА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

МОДЕЛЬНАЯ ОБУВЬ ГРУЗОВИКОВ

Крупнейшему мировому производителю шин — компании «Гудьир» исполняется сто лет.

К этому событию была приурочена презентация девяти новых моделей «обуви» для грузовиков.

Андрей СИДОРОВ

Взаимодействие автомобиля с дорогой происходит через шины. Они же приводят в исполнение (а иногда и нет) любой замысел водителя — разгон, торможение, повороты и т. д. От надежности этой посреднической деятельности зависит безопасная и экономичная эксплуатация машины.

Сто лет назад предприимчивые американцы Фрэнк и Чарльз Сейберлинги, предугадав скорую смену гужевой тяги на автомобильную, основали артель по выпуску пневматических шин. Назвали ее «Гудьир» (Goodyear), увековечив таким образом фамилию изобретателя процесса вулканизации резины Чарльза Гудьира. Уже через 18 лет компания вышла на первое место среди вмиг расплодившихся конкурентов и поныне возглавляет гонку в отрасли.

За свою вековую историю фирма знавала и яркие взлеты, и топтания у края пропасти, имя которой — банкротство, однако выстояла и «кое-чему» научилась. Подтверждение — более 350 побед на этапах формулы 1. Такого козыря нет на руках ни у одной из компаний-шинников.

Усовершенствование современных шин идет в нескольких направлениях: сокращают резиносодержание в каркасе и снижают его слойность; повышают прочность корда и его связь с резиной; уменьшают стрелу дуги протектора (выпуклости беговой дорожки). Все это направлено на то, чтобы снизить массу шины, уменьшить ее нагрев при движении и улучшить теплоотвод.

В зависимости от назначения шины к ее элементам и конструкции в целом предъявляют весьма различные требования — уж очень разнятся, особенно на грузовиках, условия работы колеса. Можно, конечно, ограничиться универсальными шинами, но экономический эффект тогда окажется на 15–20% ниже, чем от применения специальных. Учитывая это, компания «Гудьир» объявила о начале выпуска новой коллекции грузовых шин, которые в большей мере соответствуют своему назначению, чем предыдущие модели.

Итак, представление начинается. На ярко освещенной сцене выстроились в ряд девять новых шин, скрытых до поры покрывалами. Представитель фирмы, как умелый конферансье, начинает рассказ о шине издалека, постепенно нагнетая атмосферу ожидания. В кульминационный момент в зале гаснет свет и все внимание переключается на венец творения фирмы — автомобильную шину. Под барабанную дробь две длинноногие красавицы грациозно скидывают шитое золотом покрывало и зрителям-журналистам предстает смонтированная на сверкающем хромом диске новая шина. Зрелище своей торжественностью напоминает открытие очередной скульптуры известного ваятеля Зураба. Масштаб, конечно, помельче, зато польза — несомненная. Вскоре перед нами обнажаются все девять колес. Представим их.

Для передних мостов магистральных грузовиков создана модель Marathon LHS (Long Haul Steer — в переводе передние колеса для дальнобоя, фото 1). Клиновые канавки, образующие рисунок протектора, не склонны забиваться камешками с дороги. Выковыривать их отверткой на стоянках не придется. Объем продольных канавок достаточен для поглощения воды при движении в ливень по мокрому асфальту, а очень узкие поперечные позволили снизить шум покрышки. Как и другие покрышки серии Marathon, они легко переносят длительное движение с высокой скоростью, не перегреваются и, благодаря малому уводу, хорошо «держат дорогу».

LHD (Long Haul Drive, фото 2) — для ведущих колес дальнобоев. Их достоинства — выдерживают высокие скорости и нагрузку, очень стойки к истиранию. Долгий срок службы обеспечивает насыщенный рисунок протектора — в контакте с дорогой одновременно находится много шашек, а значит, удельное давление на них невысоко. Приемлема и шумность — элементы протектора вступают в работу с перекрытием, как косозубые шестерни.

Последняя из этой серии — Marathon LHT (Long Haul Trailer) — шина для магистральных прицепов (фото 3). Она заменяет сдвоенное колесо и экономит на каждом 70 кг веса. К тому же одинарное колесо дешевле. У шины низкие сопротивление качению и шумность, выгодное пятно контакта. Она не разрушает дорогу. Усиленный борт и плечо шины продлевают срок службы покрышки.

Серия Regional — универсальная. Их «всеядность» обеспечена чуть более развитым, чем у LHD, рисунком протектора. Хорошие тяговые свойства сочетаются с высокой износостойкостью, хорошим отводом воды из пятна контакта и способностью самоочищаться от камней. Для этого на дне канавок протектора есть специальные выступы. Они подобно пружинкам выталкивают застрявшие в шине инородные предметы. Шины RHD (Regional Haul Drive, фото 4) и RHS (Regional Haul Steer, фото 5) — соответственно для задних и передних колес грузовиков, работающих «по месту». Они хорошо переносят эти специфические условия — разбитые дороги, частые повороты, торможения. Шины особо устойчивы к повышенным боковым и продольным нагрузкам. Массивные центральные и твердые боковые элементы протектора улучшают сцепление шин с дорогой, стойкость к порезам и замедляют износ.

Шина Omnitrac MSD (Mixed Servise Drive, фото 6) создана для строительных грузовиков. Полиамидный брекер хорошо защищает стальной каркас от порезов и проникновения к нему воды — проволока не ржавеет и не «лезет» наружу. Плотный рисунок центральной части протектора и развитые грунтозацепы по краям позволяют эффективно работать шине на асфальте и в грязи стройплощадки.

Для строительных прицепов и полуприцепов готовится к выпуску шина Omnitrac MST (Mixed Servise Trailer, фото 7). Она, как LHT, одинарная, но с развитым протектором, несколько «уже и с полиамидным брекером.

Шины Metro MCS (Municipal Steer — для муниципального хозяйства, фото 8) устанавливают на все колеса автобусов и другого городского транспорта. Они приспособлены к частым троганьям и торможениям, хорошо противостоят уводу при минимальном радиусе разворота автомобиля. Усиленные боковины с индикаторами ее износа делают эти шины особо бордюростойкими — для автобусов и уборочной техники это очень важно.

И наконец, Off road ORD (Off Road Drive — шины для карьерных самосвалов, фото 9). Развитые грунтозацепы протектора, широкие канавки между ними не склонны забиваться камнями и грязью. Конечно, на асфальте такие шины создают больше шума, но их стихия — бездорожье. Особая прочность каркаса и полиамидный брекер позволяют трудиться шине в самых тяжелых условиях.

Какой бы прочной ни была шина — и она изнашивается. Если каркас цел, то на любой из этих шин можно нарезать новый протектор. Для этого специальным инструментом углубляют дно канавки, а чтобы не перестараться, на ней заранее выполнены углубления — индикаторы. Если резерв исчерпан, а каркас все еще цел, шину ремонтируют методом наложения нового протектора. Шины, восстановленные на сертифицированных фирмой центрах, в два раза дешевле новых, а гарантия такая же. При том, что новые модели, судя по заверениям компании, имеют увеличенный на 15–20% ресурс по сравнению с предыдущими.

Что ж, действительно шины всем хороши, только вместе со всеми достоинствами и цена их в три раза выше наших отечественных. Впрочем, и грузовики, для которых они созданы, в несколько раз дороже наших. Но те, кому довелось на них поработать, быстро почувствовали разницу. Увы, она не в пользу КамАЗа или МАЗа. То же с шинами — за хорошие нужно платить.

1, 2, 3. Marathon LHS, LHD, LHT- для передних и задних колес магистральных грузовиков и полуприцепов.

4, 5. Regional RHD и RHS — для ведущих и управляемых колес грузовиков «каботажного плавания».

6, 7. Omnitrac MSD и MST — универсальные шины для строительных грузовиков, прицепов, полуприцепов.

8. Metro MCS — созданы для городского транспорта.

9. Off road ORD — карьерные.

Выступы на дне канавок протектора Regional способствуют выталкиванию из них камешков.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии