Доп-стоп

ДОП-СТОП

РЫНОК

ДЛЯ ВАС И ВАШЕЙ МАШИНЫ

ДОП-СТОП

В плотном потоке вы притормаживаете перед очередной колдобиной и через мгновение слышите скрежет тормозов сзади...

Владимир ОЛЕЙНИКОВ. Фото Сергея Иванова

Удар. Сминая все на своем пути, в ваш багажник «въезжает» массивный бампер шедшего сзади ЗИЛа... Вердикт ГАИ однозначен — несоблюдение дистанции до идущего впереди транспортного средства. Но это только одна половина правды. Другая состоит в том, что не так-то просто вовремя заметить стоп-сигналы под коркой грязи, тем более с высоты грузовика. А ведь неприятности можно было почти наверняка избежать, будь на вашем автомобиле дополнительные стоп-сигналы — они и загрязняются меньше, и расположены выше. Недаром в большинстве стран они уже стали обязательным элементом оборудования автомобиля.

Давно прошли времена, когда рукодельные автолюбители пробовали в роли дополнительных стоп-сигналов указатели поворота и фонари от грузовиков и мотоциклов. Включали вместе со штатными еще и противотуманные фары, что, кстати, запрещено Правилами дорожного движения.

Теперь на рынке раздолье. Можно выбрать, что душе угодно. В том числе и товар именитых фирм, но его мы не будем касаться — стоит дорого и рассчитан в основном на иномарки. Посмотрим, что предлагает нам отечественный и «азиатский» производитель.

Сперва решим, какой источник света должен находиться в стоп-сигнале — лампа накаливания или светодиоды. Первый прибор прост и дешев — одна или две лампочки, рефлектор, стекло, рассеиватель, да пластмассовый корпус. Стоит обратить внимание на простоту замены перегоревшей лампы, а также на ее тип. «Китайцы-малайзийцы» уже давно перешли на «наш» патрон, но перед покупкой это нелишне проверить. В случае чего, найти импортную лампу с «хитрыми» контактами будет сложно даже в столице.

Стоп-сигналы со светодиодами стоят как минимум в два раза дороже ламповых, но имеют неоспоримые преимущества. Во-первых, в плафоне установлено несколько десятков светящихся элементов, так что проблема перегоревшей лампы отпадает. Во-вторых, такому стоп-сигналу не страшна вибрация. Словом, служат эти приборы годами.

Но самое главное — светодиод загорается за одну миллисекунду, а лампа накаливания за 0,2–0,5 секунды. Получается разница примерно в тысячу раз. Как это влияет на безопасность? Давайте считать. 80 км/ч — это 22 м/с, значит, торможение, начавшееся на 0,5 секунды раньше, сэкономит 11 метров. А ведь часто для того, чтобы избежать аварии, не хватает всего-то двух-трех метров.

Импортные стоп-сигналы, как правило, приклеиваются к заднему стеклу. Причем для каждого типа автомобиля есть свои модели со строго определенным углом наклона корпуса. У «восьмых-девятых» ВАЗов, а также ZAZ 1102 и ИЖ-2125 — приблизительно 40–50 градусов, у классических ВАЗов, GAZ 24, АЗЛК-2140, ИЖ-412 и ZAZ 968 — 75–90 градусов. Впрочем, существуют и универсальные приборы с изменяемым углом наклона рефлектора, как, скажем, модель SPL-300. У нее есть еще одна полезная особенность — на задней части корпуса обращенный к водителю красный глазок. Он помогает определить, работает или не работает стоп-сигнал. Обычно в приборах с лампой накаливания — это просто красный светофильтр, а в светодиодных — естественно, светодиод. Не забудьте, что надежно укрепить стоп-сигнал с помощью липкой ленты можно только на ровное, сухое и обезжиренное стекло. Для замены лампы придется снимать заднюю часть корпуса, осторожно придерживая приклеенную часть. Если она оторвется от стекла, то вернуть былую прочность соединения сложно.

К сожалению, нам не удалось найти отечественных стоп-сигналов аналогичных конструкций, зато «наши» самые универсальные. Они подходят для любых моделей автомобилей и устанавливаются у заднего стекла, а лапки кронштейнов заводятся под резиновый уплотнитель. Другая модель просто привинчивается к задней полке, правда, придется еще и сверлить дырки для патронов ламп — но это нам не привыкать. Монтаж таких приборов занимает много времени, плюс к этому придется покупать соединительные провода — из корпуса торчат лишь короткие огрызки, да еще все одного цвета. Есть у такой конструкции и более существенный недостаток. В сырую погоду, когда стекло запотевает, вокруг загоревшегося стоп-сигнала возникает «светящийся ореол» — он мешает водителю следить за дорожной обстановкой сзади.

Теперь о том, как правильно устанавливать дополнительный стоп-сигнал. Ответ — в Правилах ЕЭК ООН № 48 (поправка № 3). Сила света каждого прибора не должна превышать 40–60 кд, а это немного меньше, чем у штатных сигналов торможения (60–100 кд). Располагать повторители стоп-сигнала следует не ниже 15 сантиметров от нижней кромки заднего стекла, но не ниже 85 сантиметров от земли. Если вы устанавливаете один прибор, то он должен располагаться посредине стекла, два — по бокам у самых кромок. Ну и, конечно, стоп-сигналы должны как можно меньше ограничивать обзор через заднее стекло.

ЧТО ПРЕДПОЧЕСТЬ

Стоп-сигнал со светодиодами, клеящийся на заднее стекло. Если выбирать подешевле — тоже клеящийся, с лампочкой накаливания под отечественный патрон, с легкоразъемным корпусом для более удобной замены. И обязательно с контрольным глазком.

Отечественный «Антей-221» можно закрепить на полке заднего стекла.

Модель SPL-300 позволяет менять угол наклона рассеивателя и имеет красный глазок сзади.

Светодиодный корейский SJ-860R работает короткими вспышками.

Изделие ОСВАР неказисто, зато помимо стоп-сигнала имеет еще и повторитель поворотов, поэтому ставить их нужно попарно.

Еще один стоп-сигнал завода ОСВАР. Для его установки придется сверлить полку под торчащие из-под корпуса патроны ламп.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии