На смену лошадке

НА СМЕНУ ЛОШАДКЕ

РЫНОК

БИТВА ЗА УРОЖАЙ

НА СМЕНУ ЛОШАДКЕ

«Мы против ручного труда» — девиз производителей легкой сельхозтехники.

Максим САЧКОВ. Фото Александра Полунина

Тоже транспорт. Своя картошечка, огурчики, яблочки... Нравится? Вот только выращивать трудно. Обработать даже соток пять с помощью традиционного садового инвентаря — лопаты, вил, грабель — тяжело, да и несовременно. Доставить обильный урожай от угодий до машины, погреба на себе — спину сломаешь. А если надо дрова подвезти или, пардон, навоз? Не на «жигулях» же!

Обратимся к новому для разговора в журнале средству передвижения (и производства) — мотоблоку, вашему возможному помощнику в саду, огороде и на деревенской улице. Мотор, приспособленный для подключения разнообразных агрегатов, — основа его устройства.

Чтобы было проще ориентироваться на рынке сельскохозяйственной мини-техники и безошибочно выбирать то, что действительно необходимо, разделим все мотоблоки на три класса (см. таблицу).

Легкий класс представляют мотокультиваторы, агрегаты мощностью до 4 л.с., массой не более 70 кг. Эта техника — для дачного огорода, небольшого приусадебного хозяйства, в общем, для обработки «поляны» размером около 10 соток. Подмога, скорее, не крестьянину, а дачнику, у которого и пользуется спросом.

Бензиновый, обычно четырехтактный, одноцилиндровый мотор, простейшее сцепление (центробежное или ременная передача с ручным натяжителем), одноступенчатый редуктор — вот и все устройство мотокультиватора.

Увы, у него нет привычных (и столь милых сердцу настоящего автолюбителя) колес; вместо «резины» штатно установлены фрезы. Мотокультиваторы — специализированные, «одноцелевые» в идее своей машины для обработки почвы на глубину не более 250 мм. Хотя сейчас некоторые производители предлагают широкую гамму навесного оборудования, приводимого от дополнительного шкива. Утверждается, что ваш механический помощник решит проблему окучивания и прополки грядок, заменит сенокосилку или перекачает воду, даже потянет прицеп (для чего придется-таки сменить фрезы на колеса) или плуг. Последнее, впрочем, поставим под сомнение: уж слишком малы для нормальной пахоты масса и мощность мотокультиваторов, да и тележка им по силам только весьма легкая. В общем, не стоит гнаться за тракторной универсальностью.

Малогабаритные, простые, удобные в обращении — вот далеко не все плюсы этой категории «железных лошадок». Мотоблок прекрасно помещается в багажнике легкового автомобиля, да что там — некоторые модели можно перевозить даже в общественном транспорте. Небольшая ширина фрезерования позволяет быстро и без особого труда обрабатывать небольшие грядки и клумбы или же труднодоступные участки.

«Зеленым» и сочувствующим рекомендуем присмотреться к культиваторам с электромотором (есть модификации «Крота», итальянской «Ла заппа» — La zappa). Надо только иметь в виду, что мощность их всегда ниже бензиновых аналогов.

Если вас не устраивает узкая специализация мотокультиваторов или обрабатывать предстоит более 10 соток — обратитесь к другим мотоблокам.

Средний класс. Это универсальные приспособления весом до 100 кг и мощностью до 6,5 л. с. По сравнению с предыдущими они заметно подросли, хотя за габариты багажников большинства отечественных автомобилей еще не вышли (в транспортном положении).

Передача (вынесенный шкив и ремень) для привода всевозможного оборудования — обязательное конструктивное отличие среднего класса. А раз предполагаются дополнительные функции — нужна мобильность. Нелегкий мотоблок возит себя сам на собственных колесах — настоящих, с зубастым тракторным протектором. Только для культивирования их меняют на фрезы.

Средние мотоблоки умеют делать все то же, что и легкие (с большей производительностью), а кроме того — бороновать, пахать, добывать картофель с помощью специальных выкапывателей, работать в паре с генератором, пилой, опрыскивателем. И, самое главное, могут «таскать» прицеп массой до полутонны.

Наиболее известные модели этого класса — «Нева», несколько модификаций «Салюта» с разными силовыми агрегатами, а также «Ока» (не путайте с четырехколесной малолитражкой).

Тяжелый класс — орудия профессионалов (кстати, дачники ведь тоже могут быть таковыми). Мощность — более 6 л. с., масса — от 100 кг. Трансмиссия «тяжелых» мотоблоков аналогична тракторной; существует блокировка дифференциала.

Кроме того, крутящий момент от двигателя передается через механический редуктор на вал отбора мощности, который, в свою очередь, служит приводом навесного оборудования (как-то: фреза, косилка и т.п.). Так удается добиться высокого качества обработки почвы независимо от скорости движения мотоблока.

Операции, выполняемые машинами этого класса, аналогичны тем, что умеют их «младшие братья». Но при этом «тяжеловозы» обладают большей грузоподъемностью, намного выше комфорт, скорость обработки, которая может достигать 15 соток/час.

Пару слов о «сердцах» «рабочих лошадок». На все мотоблоки устанавливают сейчас двигатели и отечественного, и импортного производства, поэтому покупателя часто мучает вопрос: что выбрать? Импортные агрегаты дороже, но это окупается мощностью, экономичностью, легкостью пуска и, самое главное, надежностью (ситуация, знакомая по автомобилям). Мотоблоки с отечественными «движками» берут, в основном, в провинции, в расчете на ремонт своими силами. «Иномарки» нашли приверженцев в столичном регионе, недалеко от дилеров и специализированных мастерских.

И последнее. Покупая ту или иную «мотоблочную» технику, обязательно осведомитесь о наличии сервисного центра и запчастей.

Редакция благодарит Московскую сельскохозяйственную академию им. К.А. Тимирязева за предоставленную технику и помощь в подготовке материала.

Мотокультиватор «Крот» с отечественным «двухтактником».

МТD — культиватор из Америки.

Средний мотоблок «Салют-5И». «И» — значит импортный мотор.

«Оку» запрягли в плуг и готовят к пахоте.

Итальянский «Ла заппа».

«Джолли-Юниор» с фрезой и «пассажирским» прицепом.

Даже большой «Гольдони» влезет и в «девятку».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии