Проклятие "святого константина"

ПРОКЛЯТИЕ «СВЯТОГО КОНСТАНТИНА»

СПОРТ И ТУРИЗМ

РАЛЛИ

ПРОКЛЯТИЕ «СВЯТОГО КОНСТАНТИНА»

Серьезные ралли беспроблемными не бывают. Лишний раз убедились в этом наши пилоты, выступающие на чемпионате Европы.

Андрей КЛЕЩЕВ. Фото автора

Две жирные черные полосы на асфальте ралли «Хеброс», сметенный с обочины гравий, покосившиеся от удара металлические отбойники и несколько поваленных молодых елок. «Вот „чайники“! — подумал я. — Наверное, в первый день ралли кто-то из хозяев трассы „приложил“ в этом безобидном повороте свою „пятерку“ или „восьмерку“. Однако увидев в следующую секунду следы серебристой краски, заигравшие на отбойнике под выглянувшим солнцем, оторопел: такая раскраска боевого автомобиля на этой гонке только у одного экипажа — „Форда“ москвичей Александра Потапова и Евгения Живоглазова из „Газпром ралли тим“! 

Мы расстались с нашими пилотами, выступающими в чемпионате Европы по ралли, после итальянского «Пьянкавалло», где Потапов занял пятнадцатое место, а Сергей Балдыков из «Александров-ралли» сошел из-за поломки трансмиссии. Но на следующую гонку с наивысшим коэффициентом сложности (20) — болгарскую «Албену» — наши пилоты вышли не робкими гостями.

Новенькая " Субару Импреза WRC" "из-под" Колина Мак-Рея, полученная накануне старта, помогла Балдыкову выиграть два из первых четырех спецучастков ралли. А как только на отроги Балкан обрушился дождь с туманом, свое веское слово сказал Потапов. Наука езды по мокрому асфальту, блестяще усвоенная им на тяжелейшей трассе "Пьянкавалло", дала отличные результаты. На своем "Форде-Эскорт" Потапов помчал так, что ничего не смогли противопоставить на скользком покрытии ни вице-чемпион мира 1989 года итальянец Алессандро Фьорио, ни серебряный призер чемпионата Европы-97 Джанмарино Дзенере, ни восходящая звезда финского ралли Тони Гардемейстер. Эх, если бы не "вылет" с трассы на самом "убойном" допе "Албены" — "Варбице", быть бы Потапову лидером после первой секции ралли. К счастью, автомобиль почти не пострадал, а болгарские зрители быстро вернули газпромовский "Форд" на путь истинный. Каково же было удивление наших ребят, когда они услышали, что показали на "Варбице" шестое время, проиграв победителю, Фьорио, каких-то 18 секунд! Только тогда, признался Потапов, он поверил в то, что действительно может выиграть "Албену".

Поверил — и бросился наверстывать упущенное. Следующий доп экипаж «Газпрома» ехал с отказавшим переговорным устройством, но тем не менее показал лучшее время! К старту очередного, десятого спецучастка не подоспела техничка, из-за чего Потапов почти двадцать километров вынужден был заниматься экономией топлива и все же умудрился показать второй результат вслед за Балдыковым. Одиннадцатый доп — «Карандилу» — Потапов вновь проехал быстрее Фьорио и сократил отставание от итальянца до мизерных четырех секунд. Но, видно, не судьба! Уже после финиша этого спецучастка, на спуске к городу Сливен, где у пилотов был запланирован перерыв, на «Форде» Потапова срезало маховик двигателя. И вместо четырехсот очков за первое место Александр получил жирную «баранку»...

Единственной отрадой для россиян стало в Болгарии третье место Балдыкова, всю гонку искавшего общий язык с «мировым раллийным автомобилем» и уступившего на финише победителю, Фьорио, чуть меньше трех минут.

А потом был «Рейд Польский» с сотней экипажей и семью пилотами из так называемых листов приоритета ФИА на старте. Добавим еще неважную организацию гонки и явные симпатии польских судей к своим гонщикам. Но все это не помешало нашим пилотам вновь заявить о себе. Пропустив вперед только " Субару Импреза WRC" чемпиона Европы Кшиштофа Холовчика и "Тойоту-Королла WRC" фирменного пилота "Тойоты-Кастроль" Роберта Грычынски, наши гонщики устроили на польском асфальте красивейшую дуэль за третье место. За четыре допа до финиша трехдневного ралли Потапов оторвался от Балдыкова почти на сорок секунд, и ижевчанин уже поздравил москвича с победой, когда на автомобиле Александра сначала вышел из строя привод колеса, а затем сломался рычаг подвески. Две с половиной минуты штрафа за опоздание на пункт контроля времени — Потапов лишь шестой...

Следующая попытка поймать птицу-удачу состоялась через неделю на следующем этапе европейского первенства — болгарском «Хебросе». Уж на этой-то гонке, где «Газпром» выделил Александру " Форд Эскорт WRC" "из-под" выступающего в чемпионате мира тольяттинца Никоненко, казалось, Потапов просто "разорвет" немногочисленных соперников. Но (опять это "но")... "Хорошая "восьмерка" поедет лучше этой кучи блестящего серебристого железа! — нерадостно констатировал он, попробовав новый автомобиль. — У этой машины от настоящего "Форда-Эскорт WRC" только название!"

Компьютер в блоке управления двигателем, настроенный под грунтовую трассу, на твердом покрытии оказался бессилен в прямом смысле слова — мотору не хватало мощности. А без достаточной тяги на колесах, как известно, не бывает ни приемлемого разгона, ни торможения, ни уверенного управления автомобилем в поворотах. «Раскручиваешь на старте турбину, бросаешь сцепление, а машина, вместо того чтобы сорвать колеса в букс, чуть ли не глохнет...» — в отчаянии хватался за голову Потапов. Так и пришлось стартовать на полумертвой машине, у которой к тому же возникли какие-то необъяснимые проблемы с тормозами... Разве не обидно — по классу на порядок превосходить соперников и быть обреченным на поражение?..

Конечно, Александр немного лукавил, ставя динамические характеристики своего «WRC» на один уровень с показателями «восьмерки». Но то, что серебристый автомобиль «Газпрома» на асфальте далек от победных кондиций, стало ясно уже на первых спецучастках, когда лидер болгарских раллистов Ясен Попов, чей " Форд Эскорт WRC" наши ребята легко обгоняли в Польше, начал стабильно "привозить" Потапову по нескольку секунд на каждом допе. Правда, никто другой на второе место, кроме него, посягнуть не смог, да и в ходе первого дня гонки Александр проиграл Ясену всего пять секунд. "Сегодня мы нашли просто замечательные настройки задней подвески, при которых автомобиль держит асфальт, как приклеенный. Так что, не имея мотора и тормозов, попробуем бороться с Поповым за счет подвески!" — нашел в себе силы улыбнуться москвич на пресс-конференции.

Но двенадцатый спецучасток «Хеброса» — «Святой Константин», крутым серпантином падающий с вершин Родоп к озеру Батак, лишил Потапова последних остатков оптимизма. Еще накануне после этого допа механикам «Газпрома» пришлось менять забарахлившую коробку передач. А сейчас на спуске перед крутым правым поворотом, где пилоту необходимо мгновенно осадить машину со 120 до 70 километров в час, Потапов не смог «воткнуть» ни четвертую, ни третью, ни вторую передачу. А на оставшейся первой машина с заблокированными колесами, развернувшись вокруг своей оси, влетела в тот самый злополучный отбойник...

Нет, Потапов не сошел — повреждения для «Форда» не смертельные, но последующие восемь спецучастков превратились в сплошное мучение. «Мертвый» мотор, «ватные» тормоза, «больные» третья и четвертая передачи — удивительно, что москвич вообще добрался до финиша. Проиграв Попову меньше минуты, Александр все же заработал причитающиеся ему за второе место 150 очков...

В свое время Потапову, не отвергающему всяческого рода прорицания, было предсказано много трудиться в этом году, но не рассчитывать на блестящий конечный результат. Зато в следующем сезоне... Сбудется ли это пророчество или Александр сможет перебороть судьбу и обстоятельства, покажут гонки в Германии, Греции и на Кипре.

P. S. Когда этот материал готовился к печати, стало известно, что вторая надежда россиян в чемпионате Европы — Сергей Балдыков слег с тяжелым двусторонним воспалением легких и лишился реальной возможности возглавить промежуточную классификацию чемпионата после ралли «Дойчланд», на которое команда «Александров-ралли» возлагала немало надежд...

Чемпионат Европы

Положение после ралли «Хеброс»

1.А. Даллавилла (Италия, " Субару Импреза") — 640 очков; 2. Дж. Кунико (Италия, " Форд Эскорт WRC") — 560; 3. А. Наварра (Италия, " Субару Импреза") — 550; 4. П. Лонги (Италия, " Тойота Селика") — 484; 5. С. Балдыков (Россия, " Субару Импреза WRC") — 480; 6. Я. Попов (Болгария, " Форд Эскорт WRC") — 440;...17. А. Потапов (Россия, " Форд Эскорт WRC") — 270.

Александр Потапов на ралли «Хеброс».

На мокром асфальте «Албены» экипаж «Александров-ралли» занял третье место.

Сергей Балдыков. Впервые за всю карьеру ему выпал шанс отличиться в чемпионате Европы.

Меняют коробку передач на «Форде-Эскорт»...

Евгений Живоглазов пытается поднять настроение своему пилоту, Остапову.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии