Авангард жозефа фигони

АВАНГАРД ЖОЗЕФА ФИГОНИ

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

БЫЛОЕ

АВАНГАРД ЖОЗЕФА ФИГОНИ

Игорь ГРИГОРЬЕВ

Жозеф Фигони родился в 1894 году в Италии, но вырос во Франции, имевшей в то время основания оспаривать у Германии титул ведущей автомобильной державы. Еще до изобретения двигателя внутреннего сгорания несколько французских компаний, в том числе «Де Дион-Бутон», выпускали самодвижущиеся паровые экипажи.

Начав с черной работы в автомастерской, молодой Фигони прошел школу ряда кузовных фирм. Затем в ателье «Лавока э Марсо» участвовал в создании спортивных «бугатти». Наконец, в 1923 году он основал в Булони собственное автомобильное предприятие.

Успех не пришел в одночасье. Три года Жозеф Фигони готовил первые презентационные модели, поддерживая предприятие тем, что ремонтировал старые машины. Еще два года ушло на поиск контрактов.

Работая в «Лавока э Марсо», Фигони увлекся идеей создания максимально обтекаемого кузова и углубился в изучение природы воздушных потоков. Он стал постоянным посетителем обсерватории Эйфеля. Там Жозеф встретил инженера Андро, профессионала в области аэродинамики. Молодые люди подружились и приступили к разработке кузовов для спортивных моделей «Тальбо-Лаго» Т150 и Т150С.

В 30-е годы гамма моделей спортивных и прогулочных автомобилей, над которыми работал Жозеф Фигони, значительно расширилась. Его ателье имело к тому времени долгосрочные контракты с «Испано-Сюизой», «Деляжем» и «Балло». Приближался звездный час честолюбивого итальянца. В 1933 году в 24-часовой гонке в Ле-Мане первой на финиш пришла «Альфа-Ромео», пилотируемая Раймондом Соммером. Кузов этого автомобиля был построен фирмой Фигони. В 1935 году уже несколько машин, стартовавших в Ле-Мане, — «Альфа-Ромео», «Лоррен-Дитрих», «Бугатти-57» и «Делаэ» — «одевались» в ателье мастера. Не все показывали лучшие спортивные результаты, но многие из «неудачников» наверстывали упущенное в специальных конкурсах красоты.

Производители шасси наперебой размещали у Фигони заказы. Так поступил Тони Лаго, руководитель компании «Тальбо», переживавшей не лучшие времена. Кузов модели «Тальбо-Даррак-Н78» стал шагом к возрождению его фирмы. Чарльз Вейффенбах, владелец фирмы «Делаэ», попросил Фигони «сшить костюм» для нового автомобиля «18 CV Супер Люкс». Машина, напоминающая фюзеляж аэроплана, установила рекорды в 24-часовом, 48-часовом и 1000-километровом заездах. Это был триумф.

И все же, несмотря на громкие успехи, для осуществления новых смелых идей Фигони не доставало капитала. Маэстро, будучи творцом, недолюбливал все связанное с бухгалтерией, торговлей и в конце концов оказался перед дилеммой: либо довольствоваться достигнутым, либо искать богатого и компетентного компаньона. Располагая хорошими связями в родной Италии, Фигони выбрал себе в партнеры соотечественника Овидио Фалаши. В 1935 году известное кузовное ателье получило новое имя: «Фигони э Фалаши». В обязанности первого входила разработка новых моделей, второй занимался маркетингом и сбытом.

Успех нового предприятия оказался связан с именем упоминавшегося уже Вейффенбаха. Для премьерного показа новой престижной серии «Делаэ-135» ему потребовался революционный, поражающий воображение кузов. Результатом долгой и кропотливой работы Фигони и его помощников стал двухтонный двухместный кабриолет, украсивший Парижский автосалон 1936 года и проданный там же за 150 тысяч франков (сумма по тем временам весьма впечатляющая). Покупатель — известный в ту пору ближневосточный плейбой Али Хан — увидел в очертаниях «Делаэ» прекрасные женские формы. Но Фигони, создавая этот образ, был далек от чувственности. Его влекло аэродинамическое совершенство обычной дождевой капли. Стремление создать кузов в стиле «Капля воды» осуществилось в «Делаэ-135» лишь частично. В полной мере добиться желаемого мастер смог чуть позже, показав миру «Тальбо-Лаго Т150 SS». С 1937 года до начала второй мировой войны было выпущено всего несколько экземпляров этой модели, занявшей почетное место среди знаменитых автомобилей ХХ века.

Во время оккупации Франции у ателье Фигони и Фалаши появились новые хозяева, которые перепрофилировали предприятие на выпуск деталей для военных самолетов. Настоящие же владельцы довольствовались маленькой мастерской, где делали электрические печки и радиаторы. После войны звезда Фигони уже не взошла. Былая страсть европейцев к шикарным прогулочным и спортивным автомобилям осталась в прошлом. К тому же в 1949 году французское правительство ввело высокий налог на автомобили с большим рабочим объемом двигателя.

Правда, итальянские корни Фигони и Фалаши некоторое время поддержали их предприятие. Оказалось, что глава компании «Симка» — тоже итальянец. Результатом сотрудничества троих соотечественников стала небольшая спортивная модель, но успех ее на французском рынке вызвал сокращение продаж других машин этой марки. И фирма вынуждена была положить этому конец — прекратила поставку комплектующих. Предприятие «двух Ф» закрылось. Фалаши вернулся в Италию, а Жозеф Фигони отошел от дел и жил одному ему известными идеями, которым уже не суждено было воплотиться во что-то реальное. Он умер в 1978 году.

Сегодня автомобили с кузовами от Фигони достояние только очень богатых коллекционеров. Остальным суждено восхищаться ими на расстоянии.

Ранняя работа Фигони — «Деляж D8C Дропхидкупе» (1931 г.). Автомобиль со 100-сильным восьмицилиндровым мотором неоднократно побеждал на «Конкурсах элегантности».

«Роллс-Ройс Фантом II» (1932 г.) с шестицилиндровым двигателем рабочим объемом 7668 смз был приобретен принцем Непала.

Кабриолет «Делаэ-135MS» был представлен на Парижском автосалоне 1936 года. Таких автомобилей было сделано всего десять или одиннадцать.

Родстер «Делаэ-135MS» 1938 года со 130-сильным (3557 смз) двигателем. Автомобиль считался во Франции одним из лучших среди спортивных.

Легендарный «Тальбо-Лаго Т150SS» 1938 года. Мощность его 3-лит-

рового двигателя была доведена до 165 л. с. На фото — один из шести автомобилей, выступивших на гонке в Ле-Мане в 1939-м.

«Делаэ-175 кабриолет» (1949 г.). Его мотор рабочим объемом 4,5 л развивал 140 л. с. Автомобиль принадлежал махарадже одного из штатов Индии. В 80-е машиной владел Элтон Джон.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии