"фора"

«ФОРА»

ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ

АВТОПАРК ЗР 

«ФОРА»

Модель — VAZ 21218; изготовитель — АвтоВАЗ БРОНТО;

год выпуска — 1997; в эксплуатации «За рулем» — с августа 1997; пробег на момент отчета — 25 тыс. км;

предыдущие публикации — ЗР, 1997, № 12; 1998, № 3. 

Сергей МИШИН. Фото автора

За зиму машина не преподнесла ни сюрпризов, ни неожиданностей, не требовала к себе, по нашим меркам, повышенного внимания. Аккумулятор пришлось снимать и ставить на подзарядку только один раз. «Опустошил» батарею крепкий мороз, продержавшийся в Тольятти (где и прописана «Фора») больше месяца. Ежедневные утренние и вечерние холодные пуски в сочетании с короткими 30-40-минутными поездками со стоянки на работу и обратно были тяжелым испытанием для аккумулятора. Ведь он только-только прогревался до состояния, когда был способен принять зарядку, но времени уже не хватало, чтобы восполнить истраченные при пуске ампер-часы. Вот он и не сдюжил.

Однако досталось не только батарее, но и прочим узлам и агрегатам. Чтобы уменьшить после ночного отдыха под открытым небом нагрузку на мотор, трансмиссию (особенно сцепление), движение начинал, включив демультипликатор. На повышенный ряд переходил, когда мотор, не раздумывая, откликался на нажатую педаль акселератора, а машина уже катилась без особого сопротивления. Для этого, как правило, требовалось проехать около километра.

Тогда же стала заедать кнопка воздушной заслонки («подсос»). Причина элементарна — поржавела тяга-проволока. Пришлось полностью вынуть ее из оболочки, почистить мелкой наждачной бумагой и покрыть тонким слоем смазки ЛСЦ-15. После этого кнопка стала перемещаться легче, чем на новой машине. Смазал бы раньше, не пришлось возиться на морозе.

Однажды утром загорелась контрольная лампочка уровня тормозной жидкости. Долил «Росы» — погасла. Но на следующий день все повторилось. Значит, где-то нашлась дырочка. Обычно так случается в холодные дни. Резиновые манжеты в тормозных цилиндрах сжимаются и пропускают немного «тормозухи». Стоит деталям нагреться, как герметичность восстанавливается. Если убегает немного, то с ремонтом можно не спешить — новые уплотнения поведут себя точно так же. И с этим ничего не поделаешь: увы, таково качество отечественной резины. Я проверил колесные цилиндры — они сухие, стало быть — исправны. Значит, сочится главный. Поскольку возле него не было потеков, жидкость, вероятно, уходила в вакуумный усилитель, там и скапливалась. Весенний ремонт тормозов подтвердил мои догадки. Из усилителя вылил граммов сто «Росы».

Еще одна болезнь «Форы», доставшаяся ей от «Нивы», просто измучила — снег постоянно проникал через заборник воздуха в отопитель. В салон при включенной холодной «печке» летел снег, а при прогретой — пар, который мгновенно оседал на стеклах, превращая машину в танк с небольшими щелями (от пальцев) для выбора направления движения. Приходилось направлять весь воздух на стекло, приоткрывать обе форточки для выноса влаги из салона, включать отопитель на полную мощность и молотить на месте до тех пор, пока стекла вновь не становились прозрачными. Пробовал ставить на решетку воздухозаборника пластиковую накладку — лучше не стало. Ветром туда все равно наметало немало снега, к тому же крышка резко ограничила количество поступающего воздуха и снизила производительность отопителя — в машине стало холодно. В общем, я ее снял. Единственный действенный метод — с вечера угадать, что ночью будет снегопад, подложить под капот в зоне решетки картонку, а утром счистить с этого места нападавший снег и картонку убрать.

Всю зиму в омыватель заливал специальную незамерзающую жидкость, разбавляя ее наполовину водой. Больше всего понравилась московского производства по цене 32 рубля за 4-литровую канистру. Хуже оказался эстонский аналог — он стоит чуть дороже — 35, а замерзает раньше — при минус 23, против 30 у московской.

Приятно, что коротенькая (около 10 мм) трещинка на ветровом стекле, появившаяся от удара камнем в одной из первых поездок в Москву, за зиму не разрослась. Обычно температурные перепады этому способствуют. Но огорчило обилие заметных царапин на ветровом и задних стеклах. Поскольку тряпкой стекла не протираю (это все равно, что наждачной бумагой водить) и мою только щеткой, то, вероятно, царапины сделал скребок, похоже, из очень твердой пластмассы. От него пришлось отказаться, хотя жаль было — красивый, импортный.

Ухудшился свет левой фары. На внутренней стороне рассеивателя появилась испарина — признак нарушения герметичности. Причина банальна — стекло было пробито камнем возле самого края. Это я не сразу заметил. Через отверстие диаметром около 2 мм и проникала вода. Оптический элемент, естественно, заменил на новый.

Кузов, на мое и коллег-вазовцев удивление, за зиму даже глянец не потерял, не говоря уже о следах коррозии. Но крепко досталось «кенгурятнику» — мелкие камешки, вылетающие из-под колес соседей, скололи на нем краску. Не в пример обычному стальному пластиковый не ржавеет и даже побитый не портит внешний вид машины. А вот колесные диски покрылись позорным рыжим налетом, особенно задние. И чем их только красят?

Когда одометр вывел цифры 20000, приступил к очередному, третьему ТО. Его, как и ТО-2, решил провести самостоятельно, уж больно дорог сервис, хоть и гарантийный. Заменил масло в двигателе, масляный, воздушный и топливный фильтры, свечи, отрегулировал зазоры в клапанах, подтянул цепь, помянув ее недобрым словом. За последние десять тысяч она дважды вытягивалась больше нормы, пугая меня жутким похрустыванием на холостых оборотах и требуя «внеочередной» регулировки. На запчасти и масло ушло 300 рублей.

Сцепление регулировать не пришлось. А ведь за зиму ему крепко досталось. «Фора» частенько работала тягачом, заводила с буксира соседей по стоянке — полный привод, однако! Кроме того, пришлось и по глубокому снегу полазить, побуксовать изрядно и прицеп тяжелый потаскать.

«Ручник» подтянул совсем ненамного, трос почти не вытянулся. Для профилактики смазал его «Литолом» у входа в оболочку — в помощь уплотнительным резинкам. Для воды это дополнительная преграда, значит, трос дольше прослужит.

Передние колодки пришлось поменять, они отслужили 19 тыс. км — срок приемлемый. Металлический скрип при торможении стал раздаваться, как это обычно бывает, с правой стороны — именно здесь колодки изнашиваются быстрее из-за попадания грязи с обочины. Пришлось покупать комплект, хотя левые могли бы пройти еще тысячу-две.

И наконец, о расходе топлива. Признаться, он умеренный, не больше, чем на обычной «Ниве». При неспешном движении по шоссе — в среднем 10,5–11,0 литров на «сотню», а в городском режиме чуть больше — 11–11,5. Вообще-то, расход на VAZ 21218, как и на «Ниве», сильно зависит от стиля езды. На «Жигулях» или «Самаре» этот фактор менее значим. При резких разгонах в городе бывает и 12,5 л/100 км. На трассе, если быть точным, при 80–90 км/ч «Фора» укладывается в 9 литров, а если держать 120–130, то выходит за 12. Разумеется, речь идет о топливе соответствующего качества.

И все же я решил добиться снижения расхода топлива. Поэтому недавно снял карбюратор и отдал его специалистам НТЦ ВАЗа с предложением покумекать над этой задачей. Те быстренько поставили священный прибор на стенд и обнаружили, что топливный жиклер первичной камеры был чуть «беднее», чем нужно. Значит, экономичнее? Оказалось — нет. Поставили тот, который положено, и — удивительное дело! — «Фору» словно подменили, появилась резвость уже на низких оборотах мотора. Машина ускоряется на пятой передаче даже с 60 км/ч. Исчезла склонность двигателя к детонации, снизилась требовательность к октановому числу бензина. Удалось поставить зажигание пораньше на один-два градуса. При скорости 110–120 км/ч на шоссе вместо 11,5 л машина потребляла на литр меньше!

Полагаю, такой метод снижения расхода, то есть доведения до нормы хотя бы жиклеров, вполне по силам даже новичкам. На станциях техобслуживания (карбюраторных заводах в Москве и Питере) есть подобные стенды. К тому же можно и самому соорудить нехитрое устройство для проверки пропускной способности жиклеров.

В заключение отмечу, что «Фора» ведет себя как вполне обычный отечественный автомобиль — от поломок не уйти. Зато дешевле вседорожника такого класса пока не найти.

Крышка на решетке заборника отопителя не помогает, снег все равно попадает в «печку» и салон.

Если поставить на шприц насадку, для смазки крестовин не потребуется снимать карданные валы и разбирать крестовины.

«Коричневый лишай» по-прежнему поражает колеса «Нивы» после первой же зимы. «Фора», как видим, не исключение.

С приведенным в чувство карбюратором машину не укротить.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Отзывы о LADA 4x4 (10)

LADA 2011 / срок владения 3 — 5 лет

Достоинства:

Выдающиеся внедорожные качества, проверенная конструкция, досконально изучены слабые места

Недостатки:

Тесная, вялая, проблемная эргономика, неряшливая сборка

Комментарий:

Завод что-то там эпизодически модернизирует, но этого недостаточно для нормальной эксплуатации. В машине все равно куча мелких недоделок, начиная с шин, которые ставят на конвейере. Дешевле просто не нашли? Откровенно шоссейную Каму залепило глиной на первом же влажном проселке. Поменял на зубаст...

Написать отзыв

Комментарии