Ремонт боится мастера

РЕМОНТ БОИТСЯ МАСТЕРА

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

ВАШ ПЕРВЫЙ АВТОМОБИЛЬ

РЕМОНТ БОИТСЯ МАСТЕРА

Новоиспеченному автовладельцу стоит сразу определиться, какие ремонтные работы он сможет выполнять сам, а какие — доверит профессионалу.

Сергей УСКОВ

Всех автомобилистов по умению самостоятельно ремонтировать свою машину можно разделить на три большие группы. К первой отнесем «золотые руки», — тех, кто свободно разбирается в технике. Причем не только (и даже не столько) в автомобильной: такие привыкли все делать сами — от строительства дачи до ремонта телевизора. И конечно, им по силам освоить ремонт и обслуживание собственной машины.

Все было бы замечательно, если б не одна крайность, свойственная людям этого типа. Они считают постыдным ремонтировать свою машину (да и не только ее) на стороне, полагая, что с любым дефектом, во-первых, могут справиться сами, а во-вторых, сэкономить при этом значительную сумму, поскольку оплачиваться будут только запчасти. К сожалению, это не так. Не подвергая сомнению их техническую грамотность, отмечу: даже опытным людям ряд операций необходимо делать на СТО. Да, выйдет дороже, но качество работ и скорость их выполнения будут несравнимо выше. Причем перечень будет тем больше, чем современнее по конструкции и совершеннее по техническому уровню ваша машина. Что же имеется в виду?

Прежде всего, регулировка развала и схождения колес. В специализированной мастерской она занимает от двадцати минут до одного часа при стоимости в среднем $20. Работа несложная, но требующая наличия подъемника и специального стенда. Разумеется, можно работать и без них, действуя по старинке — с помощью грузиков и линеечки. Однако при этом все равно не обойтись без ямы или эстакады, затратив не меньше чем полдня, да и работать, вероятно, можно только летом. Вот и выбирайте, что вам больше нравится... Далее: просто невозможно полностью сделать капремонт двигателя самостоятельно — даже если у вас есть гараж и очень умелые руки (ЗР, 1998, № 3, с. 156). Дело в том, что расточить блок цилиндров и коленвал вы все равно сами не сумеете; при покупке колец, вкладышей, сальников и прокладок можете нарваться на бракованные; и, наконец, демонтаж двигателя требует определенной сноровки и приспособлений. А ведь кроме затраченного времени и сил вы получите мотор без гарантии на пробег... Это же относится и к сложному ремонту коробки передач, редуктора заднего моста.

Еще хуже обстоит дело с кузовными работами и, в особенности, с покраской. Конечно, если автомобиль не жалко, можно подварить его газосваркой и подкрасить кистью прямо в гараже или даже на улице. Что получится из этого — говорить излишне. Приобретать же комплект оборудования и инструмента для сварки, рихтовки и покраски имеет смысл лишь в том случае, если вы собираетесь заниматься ремонтом автомобилей профессионально.

Ну а что же все-таки можно и нужно такому «кулибину» делать самому? Да все остальное. В том числе установку магнитолы и сигнализации (правда, наряду с автослесарными потребуются еще и некоторые радиотехнические знания). Добавлю лишь, что часть узлов проще поменять в сборе на новые, и лучше самостоятельно. Например, генератор, прошедший тысяч 150: полная переборка и смазка его на СТО будет стоить 200–300 руб., а новый — всего на 50–80 руб. дороже. Точно так же не стоит, наверное, связываться с заменой манжет тормозных цилиндров и сцепления — как главных, так и рабочих, а установить новые узлы в сборе.

Перейдем ко второй группе автолюбителей, которых, наверное, большинство. Они умеют вбить гвоздь и знают, в какую сторону завинчивать болт. И таким людям тоже стоит определить для себя перечень тех работ, которые они смогут выполнять самостоятельно, и тех, что имеет смысл делать только на СТО. Самим нужно уметь заменять: масло в двигателе, «Тосол», воздушный фильтр, свечи, высоковольтные провода, крышку трамблера и его «бегунок». Неплохо также взять на себя электрику: замену лампочек, пластмассовых рассеивателей, датчиков и оптических элементов фар. В последнем случае желательно отрегулировать пучок света на СТО. С помощью «бывалых» надо бы научиться заменять тормозные колодки, ремень генератора, термостат, кран отопителя, личинки замков, масло в коробке передач и заднем мосту, прокачивать гидроприводы тормозов и сцепления. Набравшись опыта, можно устанавливать момент зажигания, уровень топлива в поплавковой камере карбюратора и устранять несложные повреждения электрических цепей. Естественно, на самостоятельный капремонт двигателя, коробки передач, мостов, переборку подвесок и кузовные работы должно быть наложено табу! Ничего хорошего из этой затеи, скорее всего, не выйдет, не обижайтесь. На то существуют мастера, зарабатывающие себе на жизнь подобными делами. Да и у вас, вероятно, есть иные проблемы в жизни, не правда ли?

К третьей группе относятся автолюбители, очень далекие от техники. Используя в быту телевизор, компьютер, стиральную машину и автомобиль, они не только совершенно не представляют себе их внутреннее устройство, но даже и не задумываются над этим. Таким нужно с первых же дней после покупки машины найти себе хорошего автослесаря, желательно постоянного, квалифицированного и живущего неподалеку, который и будет обслуживать и ремонтировать авто.

Напоследок напомню об одной операции, обязательной для машин всех марок — антикоррозионной обработке с установкой подкрылков. Ее нужно выполнять на специальных станциях вне зависимости от того, насколько умелые у вас руки. И вот почему. Времена, когда на СТО за три рубля покрывали низ «отработкой», давно миновали. Современные центры представляют собой комплекс сложного оборудования, а собственно антикоррозионные составы — сложнейшие химические соединения. Смоделировать подобное в домашних условиях абсолютно нереально. Кроме того, и сами препараты для антикора, и подкрылки фирма приобретает оптом по ценам производителя; покупая их в магазине, вы переплатите сумму, почти равную стоимости работ на фирме.

Так что машину свою иногда чужим людям доверять можно. Людям, которые зовутся профессионалами.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии