Дела "провальные"

ДЕЛА «ПРОВАЛЬНЫЕ»

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

ДЕЛА «ПРОВАЛЬНЫЕ»

«Провалы» в работе двигателя, особенно

во время разгона, волнуют многих неопытных автолюбителей. Бывалые с этим справляются тотчас.

Эдуард КОНОП. Рисунок автора

Начнем с вопроса: от чего зависят разгонные характеристики машины? Рискнем в очередной раз привести две классические кривые (см. рис.), где Мкр — изменение крутящего момента двигателя при различных оборотах n, когда дроссель полностью открыт, и Мсопр — величина момента сил сопротивлений при различных скоростях движения V. На одной и той же передаче (с механической коробкой) — например, на четвертой — показатели V и n однозначно связаны.

Вообразите: со скорости V1 вдруг понадобилось резко разогнать машину. Вы, естественно, педаль газа утопите в пол! В следующее мгновение крутящий момент «идеального» мотора скачком возрастет с М1 до М2, а машина станет разгоняться от избытка момента М2-М1.

К нашему (и вашему) сожалению в реальной жизни так не произойдет. Ведь точка М2 на кривой Мкр получена в стационарных, стендовых условиях при полностью открытом дросселе и уже полноценно работающей главной дозирующей системе! Вы же ехали с постоянной скоростью V1 с прикрытым дросселем, когда расход топлива через главную дозирующую систему был небольшим. Резко открыв дроссель при низких оборотах, вы освободили потоку воздуха путь в цилиндры двигателя, но, нагруженный сопротивлением машины, он мгновенно «раскрутиться» не может, поэтому скорость потока в диффузорах карбюратора и разрежение в них резко падают. Добавьте к этому большую инерционность топлива в каналах! Результат: подсос топлива в малый диффузор заметно отстает от поступления воздуха и рабочая смесь в цилиндрах двигателя обедняется. Чем беднее смесь, тем хуже, медленнее, а то и вообще с перебоями она сгорает. В итоге — вялый, затянутый, замедленный разгон, который и называют провалом.

Пример ощутимого провала приведен на кривой 5: от скорости V1 до V2 разгон очень медленный (в темпе нарастания сопротивления). И только по достижении какой-то скорости V3 мотор начинает работать нормально.

Кривая 4 показывает провал несколько меньшего масштаба. Но, чтобы его не было вообще и мотор на любом режиме мог отдавать все, на что способен, состав рабочей смеси в цилиндрах должен держаться в довольно узких пределах. Для быстрого разгона (получения максимального крутящего момента) необходима немного обогащенная смесь топлива и воздуха. Постоянно обеспечивать это могут только современные системы впрыска топлива, до которых простейшему карбюратору далеко, однако и в нем предусмотрены соответствующие устройства, например ускорительный насос. Если вы резко открываете дроссель, то по «программе», заложенной в механику насоса, в диффузор карбюратора впрыскивается дополнительная порция бензина, которая и должна обеспечить обогащение смеси до требуемого состава. Сам этот процесс не происходит мгновенно, поэтому даже при отличной работе карбюратора мотор увеличивает крутящий момент не мгновенно, а по какой-то кривой (2). Разгон происходит чуть медленнее, чем в идеальном варианте, с которого мы начали. Если же ускорительный насос недодает топлива, то разгон будет идти еще медленнее (кривая 3).

Таким образом, установившееся движение с высокой скоростью при открытом дросселе (или дросселях), осуществить довольно просто (тут главное, чтобы были правильно подобраны элементы главной дозирующей системы и системы эконостата, особенно жиклеры (топливные, воздушные, эмульсионные).

Процесс разгона сложнее. В «Озоне», например, работой ускорительного насоса «командует» специально спрофилированный кулачок, отвечающий за оптимальную подачу бензина. (Если впрыснуть те же 0,8 смз бензина разом, то на каком-то этапе разгона смесь переобогатится, а потом станет бедной). Зная эти «тонкости», любители повозиться с ускорительным насосом порой вмешиваются в различные его элементы, вплоть до изменения профиля кулачка, жесткости пружины диафрагмы и т. д., причем небезуспешно. Начальный разгон машины при желании удается ощутимо улучшить.

На нашем графике показан закрашенный треугольник — это «потерянная динамика» разгона по причине того, что карбюратор перенастраивается не мгновенно. Чем меньше площадь треугольника, тем меньше времени вы потеряете в начале разгона. Система впрыска дала бы здесь заметные преимущества: даже на низких оборотах мотор гораздо лучше «подхватывает», не склонен к перебоям из-за колебаний состава смеси и т. д. Конечно, после выхода мотора на режим, показанный точкой Б, дальнейший разгон идет в соответствии с кривой Мкр, не завися от ускорительного насоса.

На нашем графике есть еще одна кривая — 6. Что она означает? При некоторых неисправностях системы питания возможна такая ситуация: вы худо-бедно едете со скоростью V1, но при резком открытии дросселя возникает глубокий провал — вплоть до прекращения сгорания смеси в цилиндрах! Машина, заторможенная двигателем, норовит остановиться. Спасти от этого (и то не всегда) может немедленный «сброс» газа и переход на пониженную передачу. Но — только для того, чтобы съехать на обочину и там искать причину неполадок.

Чаще всего подобное происходит из-за серьезного засорения топливной системы. Например, когда грязь в отверстии игольчатого клапана мешает току бензина. Или заклинилась в закрытом положении игла. Или забит грязью фильтр... В этом случае «острой недостаточностью» страдают и главная дозирующая система, и ускорительный насос. В то же время, когда автомобиль стоит, мотор может приемлемо работать на холостом ходу и даже средних оборотах — ведь и то и другое происходит без нагрузки, когда даже слабого притока бензина в карбюратор достаточно. При попытке же тронуться мощности не хватает — и мотор глохнет.

Если засорился топливный жиклер главной дозирующей системы, то она работает так же плохо, но на ускорительном насосе (вспомните его схему!) это никак не сказывается — он питается по другим каналам. Поэтому тронуться с места и даже кое-как ехать, нахлестывая педаль газа, в этом случае можно.

Отметим еще следующее. Традиционно провалы в работе двигателя мы, как правило, увязываем с неожиданным обеднением смеси. Но не стоит забывать, что внезапное переобогащение тоже ухудшает ее способность сгорать, а в работе карбюратора (хотя и реже) могут случаться и такие ситуации, когда бензина по отношению к воздуху слишком много. Вот пример: неопытный водитель на ходу (по неосторожности или машинально) вытянул «подсос». Горячий двигатель отреагировал соответственно: смесь переобогатилась, мотор начал глохнуть, тогда как на холодном (при слабом испарении бензина) этого бы не произошло.

В заключение о том, как эксплуатировать машину, чтобы пореже иметь дело с различными провалами. Очень просто! Не ленитесь вовремя обслуживать систему питания двигателя, в том числе (и особенно) карбюратор — удалять грязь, тщательно регулировать... И провалов не будет.

Так выглядит переход от установившегося движения к разгону: 1 — «идеальный»; 2 — реальный; 3 — замедленный; 4, 5, 6 — различные степени «провала».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии